Дмитро Галко Журналіст

«Правый сектор» как призрак незавершенной революции

О трагедии в Закарпатье Петр Порошенко сказал, помимо прочего, что нужно «распутать клубок старых проблем».

О трагедии в Закарпатье Петр Порошенко сказал, помимо прочего, что нужно «распутать клубок старых проблем». Но многие в Украине задаются вопросом — не является ли президент частью проблемы, а не ее решением?

Этот клубок проблем («клановость, контрабанда, коррупция», как сказал Порошенко) спровоцировал революцию полтора года назад. Как говорит Владимир Савельев, киевский историк и философ, «ни одна революция не кончается сама по себе, пока не решен основной вопрос, который привело человеческие массы в движение».

«Закон природы неумолим — если Керенский не отвечает на вопрос, приходят Ленин и Троцкий. Когда на вопрос не отвечает Скоропадский — приходит Петлюра. Детали не важны — или это спекуляция на «основном вопросе», или это кто-то искренне решил, что все, пришло время решать его радикально », — утверждает Владимир.

-- «Свой сукин сын» и просто «сукин сын»

Очевидно, что основные вопросы, поднятые Майданом, до сих пор не решены. Это ярко подтвердила Закарпатская драма. Достаточно посмотреть, что из себя представляют ее основные фигуранты, а это действующие народные депутаты Виктор Балога и Михаил Ланьо, уроженцы Закарпатья. Конфликт между ними или их кланами вылился 11 июля в стрельбу с использованием крупнокалиберных пулеметов и гранатометов, в результате которой есть погибшие и раненые, в том числе случайные прохожие.

Закарпатье довольно часто называют «украинской Сицилией». Пишут, что оно «по уровню проникновения мафиозных структур в жизнь региона и власть не уступает Донбассу». Ну, а центральное место в Закарпатской иерархии занимает клан Балоги. Именно на этот клан во время последних парламентских выборов сделал ставку Порошенко — в его избирательном списке было трое братьев Балог. Включение таких персон в президентский избирательный список вызвало тогда недоумение и критику. В ответ говорилось о необходимости консолидации различных сил ради сохранения стабильности. Выбор у президента был как будто между плохим и ещё худшим — Балогу хотя и считается бандитом, но одновременно патриотом, к тому же, с проевропейскими взглядами. Если не Балога, то голову поднимет другой, прокремлевский клан.

Михаил Ланьо — человек с уголовным биографией, представитель другого закарпатского клана, который связывают с Виктором Медведчуком, кумом Владимира Путина. Балога когда-то охарактеризовал Ланьо как «типичного совкового бандита». И еще во времена Януковича говорил, что избрание того депутатом «позорит государство, позорит президента, позорит Украину». Если депутатство этого человека позорило Украину во время президентства Януковича, что говорить о постреволюционной Украине? Тем временем Ланьо, бывший «регионал», который голосовал за «диктаторские законы» 16 января 2014 года, сейчас является членом комитета Верховной Рады ... по упреждению и противодействию коррупции. Какая насмешка над давно ожидаемой люстрацией!

Основной бизнес закарпатских кланов — это контрабанда в страны Евросоюза, — благо Закарпатье граничит сразу с четырьмя, — ликвидных товаров, в частности сигарет. Именно за контроль над контрабандными потоками и ведется жесткая конкуренция. В этом случае она закончилась стрельбой и военной операцией.

Так стоило ли президенту, который пришел с обещанием «жить по-новому», делать ставку на условных «своих сукиных детей»? То есть включаться в борьбу между кланами, вместо того, чтобы бороться с криминальными кланами как таковыми.

-- Перераспределение контрабанды в рамках закона

Председатель Закарпатской обладминистрации (уже бывший) Василий Губаль сделал интересную оговорку: «Перераспределение контрабандных потоков, конечно, всегда было в Закарпатье, но, если это перераспределение контрабандных потоков, то это не так должно выясняться. Это должно выясняться законным путем, в рамках закона», — сказал чиновник.

Политолог, бывший ротный батальона «Айдар», Евгений Дикий так прокомментировал его слова:

— Да, у них это все решалось «в рамках закона» — их закона, с их же судами и их аппаратом принуждения. А тут появились эти вот — «правосеки»-беспредельщики, вне их системы, но «вдруг» с такими же аппетитами. А еще — с оружием и умением его применять ... Мир после Мукачево изменился.Сейчас «в рамках закона» больше не получится. Получится одно из двух — или действительно по закону, когда контрабанду не нужно будет перераспределять между нардепами из двух конкурирующих кланов, потому что она вся будет вне закона и замазаться о нее будет означать конец любой политики, карьеры и т.п., или же так вот, с помощью оружия. В обоих случаях ИМ больше нет места.

-- Призрак революции

Чем же является «Правый сектор», какова его роль в этой истории? Пока рано делать однозначный вывод. ПС обвиняют в участии в криминальных разборках за передел контрабандных потоков и провоцировании перестрелки. В то же время «Правый сектор» настаивает: они стали жертвами провокации, стреляли в ответ в пределах самообороны, а причиной происшествия стало их активное противодействие местной мафии. Стрельбу, по словам представителей организации, начали люди народного депутата Михаила Ланьо, силовики же действовали в согласии с местной мафией.

Некоторыми представителями «Правого сектора» высказывается и конспирологическая версия — это«режим внутренней оккупации», как они называют украинскую власть, целенаправленно устроил провокацию против бескомпромиссных патриотов.

Пока мало у кого есть ясное представление о том, что на самом деле стоит за событиями в Закарпатье. Впрочем, как сказал народный депутат Борислав Береза, бывший председатель информационного отдела «Правого сектора», даже Дмитрий Ярош, лидер организации, не совсем понимает, что произошло и пребывает в растерянности. Также возможно, добавил он, Ярош потерял контроль над отделениями организации в ряде регионов.

Полк «Азов», который можно назвать союзническим по отношению к «Правому сектору», сделал официапльное заявление по поводу драматических событий:

«Вооруженная конфронтация в Закарпатье, которая привела к крови и гибели нескольких людей, спровоцирована противостоянием криминальных группировок, возглавляемых народными депутатами Украины Михаилом Ланьо и Виктором Балогой. Очень жаль, что в конфликт за право «крышевать» контрабанду в регионе оказались втянуты украинские патриоты».

На мой взгляд, не имеет большого значения, были ли члены закарпатского отделения ПС бескомпромиссными борцами с мафией, действовавшими в рамках «революционной законности», или они сами выступили в роли одной из гангстерских группировок, или они были патриотами, «втянутыми» в конфликт за перераспределение контрабандных потоков.

Во время Майдана «Правый сектор» стал чем-то вроде адреналина (или «озверина», если угодно), выработанного общественным организмом в нужный момент. Сегодня я бы сравнил его с призраком революции. Призраком, который упрекает, обвиняет и беспокоит. Ведь революция не завершена. И ее призрак не успокоится, пока не будет выполнено требование, лежащее в ее основе, — искоренение донельзя прогнившей коррупционной системы.

Даже если конкретные бойцы просто пришли «взять свое», потребовать должок за то, что они проливали кровь на баррикадах в Киеве и на Донбасском фронте, они возникли именно потому, что перемены происходят очень медленно, система в значительной степени остается той же самой. И поэтому является закономерным вопрос: «Почему им можно, а нам — нет?»

Евгений Дикий говорит, что его удивляет «беспричинная полярность дискуссии вокруг Мукачево».

«Или-или: или герои с ПС выступили войной против коррупции, а злые менты их невинно мочат в угоду регионалам и олигархам; или провокаторы-нацисты пытались подмять под себя контрабандный трафик, при этом замочили мирного жителя, прикрывались маленьким мальчиком (хорошо, что хоть не распятым) и сеют в стране хаос гражданской войны. В рамках такой фальшивой дилеммы все очевидно и безнадежно кроваво: или массовое восстание против режима, или тотальная зачистка всех добровольческих бандформирований, — поясняет он. — В рамках абсолютно фальшивой дилеммы «правосеки vs менты» меньшим злом выглядит группка лесных бандитов — по сравнению с целой системой продажных ментов-прокуроров-судей-депутатов-министров».

«Пока «новая» власть будет крышевать криминал и коррупцию, будто ей это вполне позволено, регулярно будут находиться фронтовики, которые вполне логично спросят, «а почему им разрешено, а нам нет?». И вместо того, чтобы спрашивать разрешения, возьмут свое оружием, — продолжает Дикий. — Если мы действительно хотим жить в нормальной стране, нам нельзя позволить загнать себя в эту дилемму. В стране, где власть будет действовать по закону, всякие «Робин Гуды» будут лишены общественной поддержки и очень скоро переведутся. В стране тотальной коррупции рано или поздно тысячам граждан придется стать «Робин Гудом», и начнется «разборка» всех против всех — война, в которой не будет победителей. Выбор за нами».

-- Бороться за лучшую страну вместе

Что же означают события в Закарпатье и какие последствия они будут иметь? Полагаю, это кризис болезни. После которого может наступить как улучшение, так и ухудшение здоровья, вплоть до смерти больного. И здесь очень многое будет зависеть от воли пациента к жизни. Если после Закарпатской драмы будет сделан вывод, что с коррупцией невозможно далее мириться, прикрывая ее красноречивыми фразами, имитируя борьбу с ней, невозможно дальше опираться на старую гвардию, которая погрязла в коррупции, а надо безжалостно ее искоренять, тогда пациент будет жить.

В Мариуполе я присутствовал на митинге возле РОВД, организованном представителями местного «Правого сектора» и их сторонниками. Митингующие подчеркивали, что не хотят правового хаоса в государстве, все, чего они требуют, это справедливость и закон. Они задавали вопросы, почему речь идет только о наказании бойцов «Правого сектора», а люди депутата Ланьо, которые также были вооружены до зубов, до сих пор не арестованы. Почему гуляет на свободе и прекрасно чувствует себя, например, Ринат Ахметов, который, по их словам, спровоцировал войну на Донбассе. Почему не останавливается контрабандная торговля с оккупированными территориями. Почему во время «перемирия» по-прежнему льется кровь. И т.д., и т.п.

К группе митингующим вышел начальник РОВД лейтенант Владимир Богонис, бывший командир батальона «Днепр-1». Хотя я уже давно нахожусь в Украине, по старой памяти ожидал, что он сейчас достанет мегафон и скажет: «Граждане, ваш митинг несанкционированный! Убедительная просьба разойтись!». Однако милиционер неожиданно поддержал протестующих и призвал их приходить на работу к нему в РОВД, чтобы вместе бороться за очищение страны.

«Я не имею права оценивать то, что произошло в Мукачево. Но я поддерживаю ваши требования относительно справедливого разбирательства и тоже считаю, что депутаты, которые крышуют контрабанду, должны быть арестованными… Вы знаете мое лояльное отношение к побратимам из «Правого сектора». Однако за последние полтора года я видел разное. Я прошел через Майдан, откуда пинком под зад выгонял псевдо-патриотов, которые пьянствовали, употребляли наркотики, воровали и т.п. Были и такие. В семье не без урода. Но мы занимались очищением от них. Надо очищать от уродов как власть, так и ряды тех, кто называет себя патриотами. Давайте делать это вместе ради лучшего будущего страны », — призвал Владимир Богонис.

Очевидно, именно таких слов, за которыми последуют соответствующие действия, ждет сейчас украинское общество от властей.

Источник: /novychas.info

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: