Александр Карпец Журналист

Куда ведут переговоры за спиной Майдана...

Лидеры оппозиции ведут переговоры с ЕС и США о проведении в стране реформ и выделении Западом финансовой помощи.

Лидеры оппозиции ведут переговоры с ЕС и США о проведении в стране реформ и выделении Западом финансовой помощи. Западные политические деятели факт таких переговоров подтверждают, а оппозиционеры его всячески афишируют и даже этим гордятся. Хотя известно, что лидеры парламентской оппозиции, мягко горя, не пользуются на Майдане особой поддержкой.

Фактически оппозиционеры ведут переговоры с Западом, не имея на это мандата революционных масс, коченеющих на зимнем морозе и проливающих кровь на баррикадах. А главное, есть подозрение, что воплощение в жизнь результатов этих переговоров может резко ухудшить и без того крайне тяжелые экономические условия существования миллионов граждан страны и даже привести к катастрофическим социально-политическим последствиям.

Бенефис Кличко и Яценюка в Мюнхене был впечатляющим. Мало того, что количество желающих поговорить с «вождями» украинской революции зашкаливало, так среди жаждущих общения оказались госсекретарь США Джон Керри и высокопоставленные чиновники Евросоюза. Тягнибока не позвали, очевидно, в силу его «плохого националистического поведения». О существования «Правого сектора» вообще стремились не вспоминать. Но значение Кличко и Яценюка не следует преувеличивать. Наша «реестровая оппозиция» нужна Западу в роли проводников его политики, точнее консенсуса между Западом и Россией, достигнутого сначала на саммите Россия-ЕС, а затем на Мюнхенской конференции по безопасности. Речь идет о консенсусе относительно совместного управления Украиной указанными внешними акторами. В результате, Украина будет окончательно терять субъектность, «реестровые» оппозиционеры превратятся в марионеток Запада, а правящий режим — Москвы. Впрочем, события, скорее всего, пойдут не по сценарию. Собственно, они уже идут «не по резьбе»…

-- Мюнхенско-Брюссельский сговор

На саммите Россия-ЕС в Брюсселе и на Мюнхенской конференции по безопасности представители Запада и России произнесли много правильных слов о невмешательстве во внутренние дела суверенной Украины. Говорилось лишь о помощи международных посредников по урегулированию внутреннего кризиса только по просьбе самой Украины. Но не следует слишком верить ритуальным заявлениям. Так же не следует слишком обращать внимание на демонстративные пикировки российских чиновников с представителями ЕС, имеющие место на этих встречах. Начавшись после срыва подписания договора об ассоциации в Вильнюсе в ноябре 2013 года, процесс формирования консенсуса между Россией и Европой, прежде всего, Россией и Германией, на тему совместного управления Украиной хоть и с трудом, но продвигается. Хотя первый раунд Путин в декабре 2013 года выиграл, но Кремль понимает, что Запад от Украины просто так не отступит. В свою очередь, в Брюсселе, в Берлине и в Вашингтоне тоже осознали, что интересы Москвы придется учитывать. В результате, рождается некая формула существования буферной территории, контроль над которой Запад и Россия будут делить между собой, что не исключает непрерывных разборок между ними с целью «перетянуть одеяло». Контуры совместного мандата по управлению «территорией Украина» постепенно вырисовываются.

Итоги саммита Россия-ЕС позволяют прийти к выводу о следующем. Россия получит право контроля над украинским рынком газа, а в перспективе — на существенное расширение своего экономического доминирования в Украине. В качестве компенсации Россия вроде бы не возражает против того, чтобы ЕС получил доступ к внутреннему рынку и ресурсам Украины, а также обрел определенное политическое влияние в стране путем подписания договора об ассоциации с Евросоюзом. Все это, кстати, соответствует прозвучавшим после Вильнюса заявлениям Путина и Меркель о необходимости согласования позиций с целью взаимного учета интересов.

Вслед за Брюсселем последовал Мюнхен, где Запад взялся за урегулирование политического кризиса. Кремль, похоже, вежливо и не без злорадства уступил дорогу, поскольку в Москве намного лучше понимают всю сложность и катастрофичность ситуации в Украине.

По итогам Мюнхена очевидно, что Запад пытается запустить следующий сценарий. Происходит возврат к парламентско-президентской модели: либо путем отмены Конституционным судом (КС) своего решения о признании «неконституционной» Конституции-2004 и введении Конституции-1996, и тем самым, произойдет возврат Конституции-2004; либо парламент во втором чтении проголосует за томящийся в его недрах и одобренный КС законопроект 4180, для чего нужно 300 голосов, но последние заседания Рады показали, что это огромная проблема, не говоря уже о подписи Януковича. Специалисты по конституционному праву предложили еще ряд вариантов, вдаваться в которые не будем.

После успешного (ха-ха!) перехода к парламентско-президентской республике должно быть сформировано коалиционное правительство с участием представителей как оппозиции, так и нынешней партии власти. Названия такому правительству уже придуманы патетические — «национального согласия», «национального спасения» и т. д. В качестве премьера называют Порошенко, который якобы устраивает и Россию, и Запад, что, правда, сомнительно — в части России. Впрочем, более приемлемой кандидатуры, устраивающей и тех и этих, действительно, не просматривается. Яценюк слишком «националист» для Москвы. Кличко едва ли готов к занятию этого поста. К тому же, Кличко явно метит в президенты, как, впрочем, и Яценюк. Хотя с учетом перехода к парламентско-президентской модели ценность президентского поста резко падает. Но есть амбиции. Плюс неизбежная вакханалия внутривластных разборок, как это было при Ющенко. Плюс революционная ситуация и прогрессирующий коллапс. Как говорил подполковник Гоцман, «волос стынет»!

Не будем даже говорить о юридической чистоте, которая предполагает после смены Конституции немедленные перевыборы, прежде всего, Рады, избиравшейся по Основному Закону 1996-го года «разлива», поскольку Янукович-то избирался как раз по Конституции-2004. Хотя говорить надо бы, раз уж Европа так печется о «чистоте демократической процедуры». Но дело в том, что даже по Конституции-2004 президент сохраняет контроль над силовиками, а Запад допускает явную ошибку, даже глупость, не настаивая на досрочных президентских выборах, да и парламентских тоже, а самое главное — на устранении Януковича с политической карты вообще. А ведь такая возможность есть: известно, что одно вежливое приглашение послом США Паеттом к себе в гости Ахметова способно радикально изменить внутреннюю и внешнюю политику руководства страны. Кстати, это является ярчайшим доказательством утраты Украиной полноценной субъектности и превращение в подмандатную территорию внешних игроков.

О крайне опасных последствиях предлагаемого Западом сценария будет сказано дальше.

Что выбран примерно такой сценарий, по сути, подтвердил Яценюк в ряде СМИ. Что проводниками этого сценария назначены Кличко, Яценюк и, возможно, Порошенко, который не устает рекламировать себя на Западе, — так никого другого Запад просто не найдет. Точно также Москва ставит на опостылевшего Януковича, поскольку никого другого нет, раскрутить какого-нибудь Медведчука не удалось и в ближайшее время не удастся.

Но этот сценарий, выписанный по красивым европейским лекалам, едва ли сработает, поскольку в должной мере не учитывает крайнюю опасность социально-экономического коллапса, а также ренессанса режима Януковича, сопровождающегося горячим сценарием и кровопролитием.

-- Зияющая бездна социально-экономической катастрофы

Начнем с надвигающегося социально-экономического коллапса.

Уже много сказано о характере и причинах нынешней революции в Украине. В качестве таковых называют отказ Януковича от подписания ассоциации с Европой и, прежде всего, бандитско-полицейский террор против инакомыслящих и активистов, а также урезание прав и свобод граждан.

Но до сих пор не принято громко говорить о том, что наиважнейшей причиной революционной ситуации является резкое обострение социально-экономических противоречий в обществе, вопиющая социальная несправедливость, прогрессирующее имущественное и политическое неравенство. Украина долго, все двадцать с лишним лет после развала Союза, шла к нынешнему кризису, и наконец пришла. «Художества» нынешней власти, наглый и циничный грабеж страны олигархическими кланами под «омофором» режима Януковича лишь довершили процесс формирования революционной ситуации. Отказ от Европы, а особенно, всплеск террора и обрезание гражданских прав и свобод, при всей циничности, послужили скорее поводом, той «спичкой», которая зажгла «костер» социального конфликта.

Даже беглый взгляд на макроэкономическую ситуацию в стране за время после развала СССР дает очень многое для понимания причин социального взрыва. Если взглянуть на такой важный показатель, как реальный ВВП в сопоставимых ценах, то в Украине в 2013 году он составил 84% от значения 1992 года. Таким образом, Украина по ВВП никак не может дотянуться до 22-летнего уровня советских времен. В этом она единственная на постсоветском пространстве и одна из немногих в мире в компании стран типа Сомали, Северной Кореи, ряда африканских стран, где идет межплеменная война. Например, в России ВВП в 2013 году составил 145% от уровня 1992 года, и даже в Молдавии он достиг 108%. Самые проблемные в экономическом отношении страны, например, Греция, Испания, страдающие от последствий войны страны бывшей Югославии, страны Балтии и прочие, показывают положительный рост экономики за последние 22 года. Объем экспорта 10-миллионной Беларуси, не имеющей и малой доли украинских ресурсов, превышает $46 млрд, экспорт 5-миллионной Словакии перевалил за $80 млрд, а в то же время 45-миллионная Украина с ее довольно богатыми природными ресурсами экспортирует товаров и услуг всего на $70 млрд, причем до 35% этой суммы дают Донецкая и Днепропетровская области, то есть преимущественно металлургия.

Конечно, по причине огромного теневого оборота капиталов и использования офшоров, реальное значение ВВП и экспорта неизвестно. Но это лишь усугубляет социально-экономическую ситуацию, поскольку является разграблением общественного продукта.

Режим Януковича обострил проблемы до крайности. Страна стремительно движется к банкротству. Курс национальной валюты уже упал до уровня более 9 гривен за доллар. Разговоры представителей режима о том, что в этом виноваты социальные протесты последних месяцев, пронизанны ложью, поскольку финансовый коллапс начался еще весной 2013 года, когда режим был «силен, как никогда».

Что предлагает Запад для спасения страны и предотвращения масштабного гражданского конфликта на границах ЕС? Если кратко, то ничего конкретного. Это следует из заявлений как западных политических деятелей, так и оппозиционного вождя Яценюка. На Западе опять говорят о зоне свободной торговли с ЕС. Это не только ничего не решает, но в нынешних условиях только усугубляет ситуацию. Даже если Москва под давлением Запада кое-как с этим и смирится, то это отнюдь не помешает введению Кремлем таможенных барьеров, что резко обвалит экономику Украины, поскольку доля экспорта в Таможенный союз, прежде всего, в Россию достигает 40%.

В качестве компенсации на Западе туманно обещают финансовую помощь, причем не только и не столько кредитами, сколько некими «инвестициями» и «обязательствами», смысл которых непонятен. Неизвестна и общая сумма этих «благ», а также сроки и условия их предоставления.

Впрочем, сроки известны — после формирования нового, коалиционного правительства. Когда оно будет — неизвестно, едва ли раньше, чем через два месяца. К тому же часть оппозиции радикализуется. Следуя последним заявлениям экс-премьера Юлии Тимошенко, значительная часть фракции «Батьківщини» требует отказаться от переговоров с режимом и настаивает на досрочных выборах парламента и президента. Это уже привело к фактическому расколу во фракции, якобы даже к скандалу и хлопанью дверью в исполнении Яценюком. Позиция «УДАРа» и Кличко тоже до конца не ясна. Очевидно, что подобные «разброд и шатание», мягко говоря, не укрепляют оппозицию в борьбе с режимом, а заодно вносят смуту в ряды революционных масс, ждущих на морозе, когда «вожди» что-то решат. А поскольку «вожди», как говорится, «не мычат и не телятся», то активисты сами пытаются решать вопросы, например, об освобождении взятых властью заложников. Это отдельная тема, но отметим, что несостоятельные «вожди» таким образом окончательно девальвируют.

Некоторые европейские чиновники заявляют, что деньги дадут даже не коалиционному, а оппозиционному правительству. О том, что формирование оного без тотальных перевыборов невозможно, в Европе плохо понимают. К тому же не факт, что после всеобщих перевыборов правящая коалиция будет состоять из нынешних оппозиционеров. Да еще нужно учесть, что оппозиция, повторим, особой поддержкой революционных масс не пользуется, и это еще мягко сказано. Похоже, Европа вообще плохо представляет всю глубину украинских проблем.

С условиями предоставления кредитов МВФ и макрофинансовой помощи ЕС тоже более или менее ясно, а именно — ничего хорошего. Насколько можно понять, МВФ пока что не менял свои требования — девальвация гривны, сокращение субсидий и льгот, урезание зарплат бюджетников, резкое повышение тарифов на энергоносители и коммунальные услуги. Чтобы было понятно, речь идет о девальвации гривны на 30%, то есть до 10,5 грн за доллар и ниже. Это вызовет инфляционный скачок и рост цен, включая внутренние цены на энергоносители. Растущий уровень коммунальных расходов на домохозяйство может резко превысить уровень минимальной зарплаты и приблизиться к средней зарплате, которая будет падать в виду указанного урезания.

Хотелось бы посмотреть, как оппозиция предложит майдану такую перспективу во имя торжества революционных идей, которые, кстати, толком до сих пор не озвучены!

В одном из телеинтервью вернувшийся из Мюнхена Яценюк заявил, что пакет западной финансовой помощи якобы составит, как минимум, те же $15 млрд, которые Москва пообещала предоставить в рамках декабрьских 2013 года договоренностей Януковича с Путиным. Но это пока только слова Яценюка. Они не подтверждается ни одним из западных деятелей, высказывания которых крайне неконкретны и туманны.

Но и это еще не все. Едва только Украина все же вознамерится подписать ассоциацию с ЕС и заявит о получении кредитов МВФ, Москва может тут же отказать в дальнейшем от предоставления в рамках обещанного кредита в размере $15 млрд. Причем есть данные, что половина предновогоднего 3-миллиардного транша уже потрачена на «затыкание дыр» прошлого года и поддержку курса гривны, который все равно падает. К тому же, Россия может пересмотреть последние газовые договоренности, вернув стоимость голубого топлива с нынешних 268,5 до 400 и выше долларов за 1000 кубов.

Яценюк озвучил экономический пакет, который якобы компенсирует потери и который, насколько можно понять, обсуждался с Западом.

Прежде всего, названа демонополизация экономики, которая, как справедливо отметил Яценюк, находится в руках нескольких человек. А как оппозиция собирается реализовать это на практике, да еще с ее «неолиберальным счастьем»? Ведь демонополизация — это, в переводе на нормальный язык, экспроприация крупной олигархической собственности. Постановка вопроса правильная. Но каким путем? Легалистическим, через коррумпированную, даже просто криминальную правоохранительную и судебную систему?! Даже не смешно. Олигархи покаются и поделятся? Еще более не смешно. Революционным методом? Это война! Да, полноценная гражданская война, по сравнению с которой нынешнее «бодание» активистов с «Беркутом» на баррикадах есть игра в «Зарницу» в пионерском лагере!

Кроме того, в качестве компенсатора Яценюк предложил развивать собственную добычу энергоносителей, чтобы не зависеть от Москвы, побороть коррупцию, провести налоговую реформу, всячески развивать бизнес, реформировать банковскую систему для удешевления кредитных ресурсов. Все это красивые и правильные слова. Но даже если они когда-нибудь будут реализованы на практике, то эффект будет даже не через месяцы, а через годы. А средства нужны даже не сегодня, а вчера. Иначе — дефолт!

Хотелось бы указать еще на один огромный резерв — вывоз капитала за границу. Если прекратить грабеж страны, то и кредиты не понадобятся. Ведь объемы вывода капиталов за 2 года сравнимы с теми $15 млрд, которые согласилась дать Москва на те же 2 года.

К тому же, приходится в очередной раз обращать внимание на тот факт, что Запад, в частности, Европа абсолютно не понимают, что делать с украинскими авиапромом, ракетно-космической отраслью, судостроением, энергетическим и атомным машиностроением, если Москва откажется от заказов. Ведь эти отрасли ориентированы, в основном, на Россию. Более того, Западу, похоже, это не просто не интересно, но и выгодно, поскольку развал этих отраслей устранит лишних конкурентов.

Здесь и сейчас деньги пока готова давать только Москва. Естественно, под известные политические обязательства. Хотя, в связи с отставкой Кабмина Азарова из Кремля уже звучат голоса о том, что кредитование не будет продолжено, как минимум до тех пор, пока в Украине не появится правительство, которое подтвердит готовность и способность деньги возвращать. Кстати, вполне разумное требование, конечно, если нет других подковерных условий, не известных общественности.

Очевидно, для решения этой проблемы Янукович собирается к Путину 7 февраля.

-- Майданы с видом на Балканы

Если все вышеуказанные негативные факторы сойдутся, то Украину могут ожидать крайне опасные испытания, вплоть до балканской, точнее югославской, траектории развития событий.

На днях где-то на интернет-форумах довелось найти следующий, принадлежащий неизвестному автору, апокалиптический сценарий, который приведем ниже, сделав лишь некоторые грамматические и стилистические правки:

«Европейские политики продолжают приветствовать революцию. Но они под всеми благовидными предлогами затягивают решение вопроса о предоставлении Украине необходимых кредитов. В то же время МВФ, не считаясь ни с чем, требует от Украины выплаты миллиардных долгов. Россия отказывается предоставлять Украине обещанные Путиным Януковичу кредиты и идти на дальнейшие уступки в вопросе низких цен на газ. Газ опять дорогой. Революционное правительство шантажирует Кремль, заявляя, что перекроет нефтяные и газовые трубы из России в Европу. Путин заявляет, что сам перекроет эти трубы, т. к. не хочет иметь никакого дела с такими политиками. Китай отказывается от предоставления Украине ранее обещанных Януковичу кредитов и средств, поскольку не собирается вкладывать деньги в страну с нестабильной политической ситуацией. Кроме того, главная цель китайцев — строительство порта в Крыму, а правительство полуострова отказалось сотрудничать с революционерами. Производители пищевых полуфабрикатов, кондитерки, мясо-молочных и замороженных продуктов сворачивают производство, чтобы не нести финансовые потери. Также останавливается производство медицинских препаратов, предметов гигиены, первой необходимости и пр. В продовольственных магазинах резко поднимаются цены, но они не могут угнаться за курсом валют. В магазинах пока остается хлеб, консервы, крупы и макаронные изделия. В бюджете Украины «неожиданно» заканчиваются деньги. Поэтапно замораживается выплата зарплат для медиков, учителей, пожарных, работников культуры, социальной сферы, и др. Прекращаются выплаты из бюджета пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям. Частные предприятия в большинстве также закрываются, поскольку теряют заказчиков. Миллионы людей по всей стране остаются без работы. У работников бюджетной сферы и сотрудников частных предприятий массово заканчиваются деньги. Люди перестают оплачивать квитанции по квартплате, электроэнергии, водоснабжению, и пр. Сотрудники электростанций и жилищно-коммунальных служб отказываются бесплатно выполнять свои функции. Вновь расцветают базары. Картошка становится предметом роскоши, а мясо — «только для богатых». Торговля постепенно переходит с гривны на иностранную валюту. На электростанции и учреждения водоснабжения вводятся революционные вооруженные отряды. Электроэнергия начинает подаваться в дома только в определенные часы. Горячая вода и отопление отключаются. Жильцам многоквартирных домов предлагается самостоятельно вывозить мусор на городские свалки. Во «фронтовых» областях начинаются боевые столкновения между сторонниками и противниками новой власти. Лидеры революции ссорятся с друг с другом, никто из них не хочет брать ответственность на себя, и каждый спихивает вину в кризисе на другого. Еще через несколько месяцев все регионы страны захлестывает волна грабежей, насилия и убийств. В магазинах заканчиваются консервы, и крупы. Хлеб выдается только по карточкам. Начинается отток жителей городов в села. Люди массово выходят на улицы с требованием отставки революционных властей. Вчерашние герои революции из отрядов самообороны, брошенные на усмирение голодных бунтов, мгновенно становятся карателями, фашистами и убийцами. В Евросоюзе, ООН и России обсуждается вопрос об оказании гуманитарной и продовольственной помощи населению, введению миротворцев на территорию Украины. В Украину начинают пребывать воинские формирования из России и стран НАТО. Украина окончательно лишается атрибутов независимости: национальной валюты, пограничной и таможенной служб, вооруженных сил, а также золотых и валютных резервов. Страной начинают управлять международные эксперты».

Автор вышеприведенного сочинения, похоже, не симпатизирует революции и майдану, и многое в этом «хорроре» кажется притянутым за уши. Но нечто похожее уже было в начале-середине 1990-х годов и вполне может повториться.

Есть еще один вариант развития событий, связанный с Януковичем и, в целом, не сильно отличающийся от предыдущего. Революционеры и оппозиция забывают, что его рейтинг даже сейчас колеблется около 20%, а у Партии регионов — около 25%. Описанный выше социально-экономический коллапс чреват тем, что к выборам в марте 2015 года жаждущий реванша Янукович сможет сплотить вокруг себя электорат юго-восточных областей, который столкнется с еще более радикальным майданом. Есть прогнозы, что этот майдан будет более националистическим и правоэкстремистским, а возможно, социально-экономический кризис привнесет левый экстремизм, который, в принципе, не противоречит национализму. В любом случае, опять налицо раскол страны по сценарию, похожему на югославский.

Обсуждается еще один сценарий. Быстрое, в течение 3-5 месяцев, проведение досрочных президентских выборов для устранения фактора Януковича из публичной политики, что якобы позволит стабилизировать ситуацию. Но не факт, что досрочные президентские выборы устранят фактор Януковича, разве только если он добровольно согласится от притязаний на власть, но это вряд ли.

Не отрицая необходимость экстренных досрочных президентских перевыборов, предложим вариант, предусматривающий не только полную перезагрузку власти, но и коренную смену олигархического социально-экономического уклада, который и порождает режимы, подобные нынешнему. В частности, национализация системообразующих отраслей при радикальном искоренении коррупции позволит вскоре отказаться от кредитов вообще и обеспечить социальные гарантии. Но об это пока никто не говорит…

В любом случае, нынешние переговоры непонятно кого неизвестно с кем за спиной майдана, но от его имени, даже если это переговоры наших «оппо» с самим госсекретарем США, влекут, в лучшем случае, превращение Украины в несамостоятельное квазигосударственное образование, а в худшем — несут крайнюю опасность деструктивного сценария.

Вина за то, что происходит, и за то, что — не дай Бог! — может произойти, лежит на так называемой элите, как той, что ныне при власти, так и той, которая сейчас бурно изображает оппозицию. Это они поставили страну на край пропасти, а теперь мечутся между Западом и Россией в поисках спасательного круга. Да еще такого, который в процессе спасения позволит побольше урвать себе!..

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: