Александр Карпец Журналист

Национальные особенности бюджетного шкурничества

Перефразируя знаменитую фразу из новогодней кинокомедии покойного уже, к сожалению, Эльдара Рязанова, каждый год в самом конце декабря депутатам приходится принимать бюджет...

Перефразируя знаменитую фразу из новогодней кинокомедии покойного уже, к сожалению, Эльдара Рязанова, каждый год в самом конце декабря депутаты собираются на новогодние вакации, но им приходится принимать бюджет на следующий год, что они в итоге и делают, как говорится, через пень-колоду, лишь бы поскорее «слинять» на курорты.

Принятие бюджета на 2016 году исключением не стало. После долгих торгов окончательный вариант бюджета был внесен правительством в парламент в два часа ночи на 25 декабря. Через час документ был проголосован, а уже днем пленарные заседания были закрыты, и депутаты разъехались на каникулы на месяц до 26 января 2016 года отдыхать от трудов тяжких.

В данном случае, вопрос стоит даже не о содержании окончательного варианта принятого бюджета. К содержанию тоже есть масса вопросов, но это отдельная тема. К тому же оно будет меняться, о чем далее. Речь идет о самой процедуре принятия бюджета, а точнее о поистине хамском отношении к делу чиновников и депутатов, для которых шкурные интересы и новогодние вакации важнее такого важнейшего вопроса, как государственный бюджет страны.

Кстати, прошлый бюджет принимался точно так же. 22 декабря 2014 года министр финансов Наталья Яресько представляла в Верховной Раде изменения в налоговое законодательство и проект бюджета 2015 года. Большинство парламентариев были против этого документа, критикуя его как с объективной точки зрения, так и с позиций, за которыми просматривались те или иные интересы. Но времени уже не было, перспектива получения очередного кредитного транша МВФ висела на волоске, а потому через несколько дней ночью предложения правительства были одобрены парламентом.

Впрочем, в конце 2014 года подобный сценарий можно было оправдать тем, что после парламентских выборов, прошедших в конце октября 2014 года, прошло слишком мало времени. Правительство было на тот момент только недавно создано, а потому на разработку бюджета времени было в обрез. Ладно, допустим…

Но в нынешнем году ситуация повторилась почти полностью. Отличие состояло в том, что первичный проект бюджета, как и положено по закону, был внесен в парламент 14 сентября. Но уже 15 сентября был отозван на доработку, в чем нынешняя власть повторила традицию «папередников» из правительства Януковича-Азарова. Далее были три с половиной месяца торгов как вокруг собственно бюджета, так и относительно того, на какой налоговой базе его принимать.

Наконец, 22 декабря, которое является – что очень символично! – самым темным днем в году, все та же министр финансов Наталья Яресько внесла в парламент очередную «налоговую реформу» и бюджет на 2016 год. Опять была масса критики со стороны депутатов по сути, но еще больше – из шкурных интересов, которые они хотели заложить в бюджете. Опять было очень мало времени, опять кредитование МВФ заморожено из-за отсутствия бюджета и четкого понимания того, на какой налоговой базе этот бюджет будет верстаться. Под давлением обстоятельств и правительства депутаты приняли очередную налоговую реформу «кое-как через колено».

С рядом оговорок, налоговые изменения вводятся в действие с нового года. Тем самым нарушается базовое требование закона о вступлении налоговых изменений в силу через 6 месяцев, чтобы субъекты хозяйственной деятельности имели возможность их изучить. Окончательный проект бюджета после длительных торгов и учета некоторых шкурных интересов, повторим, был внесен глубокой ночью и проголосован в течение часа.

Номинально входящие в коалицию фракции «Батьківщини», а также «Самопомочі» за бюджет не голосовали, справедливо назвав его антинародным и направленным на окончательный развал экономики страны. Зато фракция Ляшко, который называл всех «скотыняками», проголосовала в полном составе, якобы в обмен на выделение 250 млн гривен Черниговскому заводу пожарной техники, над которым Ляшко, скажем так, «шефствует».

В итоге голосов хватило с большим запасом. За бюджет проголосовали 263 депутата. Из них Блок Порошенко дал 112 голосов, Народный фронт Яценюка проголосовал полным составом в 80 депутатских голосов, группа «Відродження» дала 21 голос, «Воля народа» – 17 голосов, Радикальная партия – 16 голосов, внефракционные – 16 голосов, «Самопомич» – 1 голос…

До Нового года оставалось еще несколько дней, в течение которых можно было бы поработать над главной сметой страны, сделав ее более качественной и сбалансированной. Причина спешки стала понятной утром 25 декабря, когда, повторим, депутаты распустили себя любимых на каникулы на целый месяц.

А уже через несколько дней после принятия бюджета началась следующая серия «марлезонского балета». Министр финансов Яресько высказалась в том смысле, что принятый бюджет вполне может и не удовлетворить МВФ. Очевидно, это был намек на то, что принятое в ночь на 25 декабря «нечто», скорее всего, придется пересматривать, подгоняя под требования МВФ. Причем требования фонда отнюдь не являются константой, а непрерывно меняются. Иными словами, нас еще ожидает бюджетная тягомотина с ночными посиделками и голосованием не читая скопом на все сразу, а расхлебывать плоды такого «бюджетного творчества» придется рядовым гражданам-налогоплательщикам.

Кстати, по информации СМИ, следующая миссия МВФ приедет в Украину только в 20 числах января. Уже одна эта дата говорит о многом. Очевидно, что принятый бюджет МВФ действительно не удовлетворяет, и уже хотя бы поэтому сразу после его принятия следующие кредитные транши в сумме около 3 млрд долларов Украине выделены не были. Впрочем, это можно оправдать новогодними праздниками.

Но если допустить, что МВФ будет настаивать на пересмотре принятого ночью бюджета, а скорее всего так и будет, то неспешность миссии с приездом в Украину вполне объяснима. Экспертам фонда нет смысла приезжать в Украину, пока депутаты воюющей и задыхающейся от кризиса страны демонстративно отдыхают на дорогих курортах. Даже если правительство и МВФ согласуют некие изменения, проголосовать за них до 26 января будет просто некому.

Но дальше тумана еще больше. По плану, нынешняя сессия парламента должна была окончиться 15 января 2016 года. Но 24 декабря Рада приняла решение о продлении сессии до 2 февраля. При этом в пленарном режиме Рада планирует заседать только с 25 по 29 января. Причиной продления сессии является необходимость внесения изменений в Конституцию об «особом статусе Донбасса», в которые вляпался Порошенко со всеми этими «минскими договорами», втянув в них всю страну.

В любом случае, график будет плотным, и не факт, что согласованные с МВФ изменения в бюджет будут готовы до 29 января, чтобы парламент смог их проголосовать. А потом начнутся еще одни каникулы длительностью три недели. Только после них у депутатов может быть дойдут руки до поправок в бюджет.

Таким образом, очередных двух траншей можно будет ожидать где-нибудь в марте-апреле. В свою очередь, гривна под Новый год, не смотря на успокоительные предсказания разного рода экспертов, опять начала сползание вниз.

Для рядовых граждан вся эта шкурно-гедонистическая возня «элитняка» чревата крайне тяжелыми последствиями.

Мир

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: