Иван Плачков: Я оцениваю стоимость активов «Киевэнерго» в $2 млрд.
Столичная энергокомпания стоит на пороге приватизации...
Столичная энергокомпания стоит на пороге приватизации. ФГИ объявил конкурс по продаже 25% акций «Киевэнерго». О будущем «Киевэнерго» и других естественных монополий в Украине, тарифах на тепло и уменьшении потребления газа рассказал председатель правления столичной энергокомпании в 2000-05 гг.
Иван Плачков за 14 лет прошел путь от машиниста ТЭЦ-5 до генерального директора «Киевэнерго». Дважды в 1999 и 2005-06 гг. занимал пост министра топлива и энергетики Украины. Без преувеличения он знает столичную энергокомпанию изнутри и в качестве депутата Киевсовета продолжает принимать активное участие в жизни городского коммунального хозяйства.
- В жизни каждого государства огромную роль играют естественные монополии. Они работают на ограниченных территориях, в тех отраслях, в которых невозможна конкуренция. Это компании, которые обеспечивают водо-, тепло-, газоснабжение и водоотвод. Деятельность естественных монополистов обеспечивает жизнь каждого гражданина государства в ежеминутно. Очевидно, что Интернет и высокие технологии будут никому не нужны, если в квартире не работает канализация и холодные батареи. И государство, и общество в первую очередь заинтересованы в нормальной работе предприятий, работающих в сфере жизнеобеспечения.
Так во Франции деятельность в сфере жизнеобеспечения осуществляется государственными компаниями, в большинстве стран Европы такие предприятия контролируются муниципалитетами и мэрами городов. В США такие компании принадлежат сотням тысяч акционеров. Однако ни один из американских миллиардеров не может купить и приобрести и контролировать подобную компанию, поскольку государство налагает соответствующие ограничения, - говорит Иван Плачков.
Как у них, понятно, но украинские реалии далеки от французских и американских. Что происходит в Украине?
В Украине государство и муниципалитеты, наоборот, пытаются сбросить с себя ответственность за естественные монополии. Сегодня мы имеем ситуацию, когда они отдаются в частные руки, т.е. попадают под контроль отдельных физических лиц. Это украинское ноу-хау. В силу личностных, ситуативных и других факторов сегодня начата приватизация естественных монополий в интересах отдельных физических лиц. Сегодня в стране сложилась ситуация, когда компаниями монополистами, в частности энергетическими, управляют структуры, за которыми стоят определенные бизнесмены. Имена их известны. Теперь же они пытаются закрепить юридически сложившийся «статус кво».
Вы считаете, что приватизация не нужна?
Я считаю, что оставшиеся в государственной собственности пакеты акций энергокомпаний необходимо продавать с последующим жестким контролем со стороны органов власти и Президента. В тех же США естественные монополии эффективно работают под контролем государственных ведомств.
В Украине также делаются шаги в данном направлении. Так, Президент усилил контроль на Нацкомиссией по регулированию электроэнергетики, теперь он сам назначает ее руководителя.
ФГИ объявил конкурс по продаже 25% акций «Киевэнерго» за 432 млн. грн. Вы много лет руководили этой компанией. Кто является наиболее реальным претендентом на акции компании?
Оценивая ситуацию с приватизацией «Киевэнерго», я хочу отметить, что спустя несколько лет компания ДТЭК наконец признала, что контролирует энергокомпанию. Путем ряда манипуляций команды Леонида Черновецкого с «Киевэнергохолдингом» ДТЭК получил контроль над 40% акций «Киевэнерго». При этом бюджет города так и не увидел денег от продажи 13% акций «Киевэнерго», находившихся в коммунальной собственности. Очевидно, что сегодня ДТЭК заинтересована в покупке 25% акций «Киевэнерго» для того, чтобы обеспечить себе полный контроль над энергокомпанией. Очевидно также, что покупатель стремиться к тому, чтобы заплатить за пакет акций минимальную сумму.
Однако специфика «Киевэнерго» заключается в том, что в настоящее время в управление компании переданы коммунальные активы, стоимость которых в десятки раз превышает акционерную стоимость компании. Это - ТЭЦ-5, ТЭЦ-6, тепловые, распределительные сети, а также около 30% активов в области электроснабжения. В стратегии развития города присутствует положение о необходимости передачи в концессию «Киевэнерго» коммунального имущества. Я оцениваю это имущество в $2 млрд. С учетом потенциала бизнеса его стоимость намного больше.
Считаю, что передача этого имущества в концессию ««Киевэнерго» недопустима. Условия конкурса по продаже 25% акций «Киевэнерго» вызывают у меня удивление. Сумму, в которую оценил ФГИ пакет акций энергокомпании – 436 млн. грн., иначе как смешной не назовешь. С учетом монопольного бизнеса «Киевэнерго» такая оценка пакета акций компании, обеспечивающей электроснабжение 3,5 млн. человек не выдерживают критики. К примеру, в конце 90-х гг. прошедшего века французская EdF оценивала электрическую часть бизнеса «Киевэнерго» в $1 млрд. Таким образом, только стоимость имущества «Киевэнерго» занижена в 8 раз.
«Киевэнерго» один из ключевых объектов в обеспечении жизнедеятельности столицы. Как будут складываться отношения между частным собственником компании и государством после приватизации?
Хочу обратить внимание на то обстоятельство, что «Киевэнерго» обеспечивает жизнедеятельность ключевых объектов, отвечающих за безопасность Украины. Это Генеральный штаб, СБУ. Таким образом, власть обязана хорошо подумать, прежде чем передать в частные руки столичную энергокомпанию.
На днях в Донецке произошла ситуация, когда областная энергокомпания за долги отключила электроэнергию дому ветеранов. Мэр Донецка пообещал в судебном порядке разобраться с энергетиками. Представьте себе ситуацию, что нечто подобное может повториться в Киеве. Тогда Президенту придется требовать от руководства «Киевэнерго», которое подчиняется собственнику, возобновить энергоснабжение, к примеру, Генерального штаба. Я уверен, что граждане Украины этого не поймут. Именно поэтому даже в странах с наиболее либеральными подходами в регулировании работы естественных монополий, таких как США, Канада, невозможна ситуация, когда физическое лицо владеет и распоряжается ими. В Великобритании времен тотальной приватизации Маргарет Тэтчер энергетику продали государственному пенсионному фонду, акционерами которого являются миллионы граждан страны. Украинская власть также должна понимать всю ответственность перехода естественных монополий в частные руки.
Я думаю, что после проведения приватизации нынешний или следующий Президент неизбежно будут вынуждены пойти на ужесточение контроля над естественными монополиями. На них не зарабатывают, во всем мире рентабельность их работы едва превышает размер депозита в банке. Все это в конечном итоге приведет к тому, что естественные монополии будет преобразованы в публичные акционерные общества, которые будут принадлежать десяткам тысяч собственников и регулироваться соответствующими госорганами. В мире не придумали иного алгоритма взаимоотношения государства с подобными компаниями.
Какова может быть схема управления городской общиной естественными монополиями в сфере жизнеобеспечения?
Это простая схема, которая действует в большинстве стран Европы. К примеру, в Хельсинки и Франкфурте коммунальные компании, которые занимаются электро-, газо- и теплоснабжением входят в состав холдинга, обеспечивающего координацию их деятельности и развитие инфраструктуры города. Деятельность компании проходит под контролем муниципалитета, а ее руководитель является 2-3 человеком по значимости в городе. Так же как президент EdF входит в пятерку наиболее влиятельных руководителей во Франции.
В случае с «Киевэнерго» киевляне будут требовать с мэра обеспечения поставок тепла и света в свои квартиры. Это тяжелая работа, поверьте мне. Я усматриваю в попытках нынешнего руководства столицы передать имущество «Киевэнерго» в концессию намерение снять с себя ответственность за возможные перебои в работе городского энергокомплекса. Такую «страусиную» политику мы не увидим нигде в мире. Задача городской власти, прежде всего, обеспечить стабильную работу инфраструктуры города, а уже потом заниматься «изысками».
Предприятия коммунальной энергетики являются крупнейшими потребителями газа, который постоянно дорожает. Каким может быть выход?
Выход я вижу в дальнейшем развитии централизованного теплоснабжения. Более эффективной системы в мире не придумали. Индивидуальные системы теплоснабжения могут использоваться, к примеру, на севере Франции, Испании, где отопительный сезон не превышает 2-3 месяцев. В условиях суровых зим использованию систем централизованного теплоснабжения альтернативы не существует. Хорошим примером может служить Варшава, где запрещены индивидуальные котлы.
Во время моего руководства «Киевэнерго» для реконструкции системы теплоснабжения был привлечен кредит Мирового банка. Были начаты работы по широкомасштабной работе по замене труб, устаревших котлов и прочего оборудования. В год менялось по 140 км труб.
В ходе реализации аналогичной программы в Варшаве удалось добиться экономии 27% используемого для производства тепла природного газа.
Еще одним элементом программы энергосбережения является повсеместная установка счетчиков тепла. Ведь сегодня потребитель платит за потери. Когда же потребитель будет оплачивать непосредственно использованное тепло, мы увидим реальную экономию: будут закрываться форточки, утепляться квартиры и т. д. Потенциал сокращения использования газа от внедрения счетчиков оценивается в дополнительные 15-20%. Таким образом, можно сэкономить 35-40% газа, который используется для производства тепла и горячей воды.
Важным следствием уменьшения использования газа является то, что население не почувствует ценового шока от роста тарифов, поскольку за потребленные энергоносители в целом придется платить меньше.
Будут ли повышаться тарифы на услуги естественных монополий?
У меня нет сомнения в том, что тарифы повышаться будут. Сегодня через низкие тарифы мы субсидируем богатых. Один обеспеченный потребитель, который проживает в многокомнатной квартире и имеет загородный дом, получает дотацию в 25-30 раз превышающую дотацию пенсионера. правительство и Президент должны, наконец, проявить политическую волю и внедрить систему денежных дотаций малообеспеченным слоям населения.
«Энергетические личности» - совместный проект Института энергетических исследований и агентства «Главком»
Коментарі — 0