Анна Безлюдная: «Интер» по сути может стать общественным телевидением

Анна Безлюдная: «Интер» по сути может стать общественным телевидением

Руководитель крупнейшего медийного холдинга о реформах на главном канале страны

В начале года крупнейший медиа-холдинг страны поменял собственника. Валерий Хорошковский продал 100% акций компании Inter Media Group, контролирующей самый популярный телеканал Украины «Интер», бизнесмену Дмитрию Фирташу (мажоритарный акционер - 80%) и главе президентской Администрации Сергею Левочкину. Сделка была заключена, исходя из оценочной стоимости актива в 2,5 миллиарда долларов.

Бывший собственник медиагруппы экс-вице-премьер Валерий Хорошковский объяснил свое решение продать телебизнес отсутствием возможностей развивать его. Хотя после ухода из правительства он пытался, по своему, это делать – организовал на канале Общественный совет и обещал всем объективное телевидение.

Тем временем лидерские позиции «Интера» пошатнулись. Было очевидно, что канал нуждается в переменах. И, очевидно, они последуют. Новый руководитель Inter Media Group Анна Безлюдная слывет самым сильным телеменеджером страны. Она уже стояла у руля «Интера» в его звездный период (в 2007-2009 годах). Безлюдная входит в ближайшее окружение Дмитрия Фирташа. Возглавив всю телегруппу, она получила карт-бланш на масштабные реформы.

Чего ожидать в результате этих изменений Анна Безлюдная рассказала «Главкому» в своем первом интервью в новом статусе.

Ровно три месяца назад вы вернулись на «Интер». Справедливости ради нужно отметить, до 2009 года Вы были генпродюсером «Интера», а сейчас отвечаете за весь холдинг Inter Media Group.

Действительно, «Интер» – это основной канал и локомотив нашей группы. Но в группе кроме «Интера» еще 8 каналов: НТН, Мега, К1, К2, Пиксель, Энтер-Фильм, MTV Украина и Интер +. И помимо этого – еще ряд медийных компаний.

Тем не менее, первый вопрос о флагманском канале. «Интер» остается «главной кнопкой» страны, однако его рейтинги за последние годы снизились. Пик показателей пришелся на тот период (2007-2009 гг.), когда вы стояли у руля канала. Планируете сейчас покорить те же высоты?

Я была бы необоснованно самонадеянной, если бы сказала: «Да, планирую вернуться к тем цифрам!». За это время существенно поменялось телесмотрение. Впрочем, для некоторых проектов или определенных слотов не исключаю успех не меньший, чем в те времена. «Интер» был и будет – «первой кнопкой». Это его миссия.

Чего именно сейчас не хватает каналу?

Сейчас «Интер», безусловно, лидирующий канал. Но на «Интере» должно быть еще больше программ, которые касаются каждого – общественно значимых. Телевидение Украины – это телеканал «Интер» и все остальные каналы. Тоже интересные, успешные, разные, в том числе и наши, каналы нашей группы, но, тем не менее, все-таки – другие. «Интер» – это главный канал страны – со всеми вытекающими отсюда последствиями, обязанностями и позиционированием.

-- «Все зрители «Интера» – это и есть наш «общественный совет»

За несколько месяцев до смены собственников на «Интере» появился общественный совет. Ряд известных экспертов, общественных деятелей по приглашению предыдущего владельца взяли на себя функцию мониторить содержание и объективность новостей, производимых каналом, указывать на нарушения журналистских стандартов. Сегодня этот совет уже не работает?

Нет.

Почему новые собственники и менеджмент не увидели необходимости в услугах этих экспертов?

Я могу лично о себе сказать. Считаю, что это абсолютно бессмысленная история, потому что все зрители – это и есть наш «общественный совет». То, что мы делаем, на виду каждый день – в эфире. И реакции зрителей будет достаточно, чтобы понять, что эта программа для них – номер один, а эту они просто по каким-то причинам бойкотируют. То есть у нас ежедневно работает общественный контроль – с утра до вечера, и ночью, кстати, тоже. 24 часа эфира.

Возникает вопрос, почему какие-то отдельные люди будут рассказывать, как нам делать телевидение? Ведь это – наша профессия. Нам доверили это дело собственники, и это – частный бизнес. У меня и у моих коллег есть профессиональное представление, как нужно делать телевидение. И мы за него ответим и перед акционерами, и перед зрителем. Наш контроль – вся Украина, а не несколько отдельно взятых персон. Повторяю, это – моя частная позиция.

Предлагаете зрителю самому определять степень объективности программ?

Да! Нажимайте кнопку. Телевидение – это открытый бизнес. Конечный потребитель – наш зритель.

У вас были встречи с кем-то из представителей этого совета?

Нет.

Когда стало известно о смене собственников и о том, что в их числе есть глава Администрации Президента господин Левочкин, многие эксперты высказали мнение, что канал теперь будет более подвержен влиянию власти. Вы видите такую опасность?

Нет. Власть вообще на все влияет в стране. Мы же не существуем в вакууме. Но в том смысле, в котором вы задаете этот вопрос, – нет, я не вижу такой опасности.

И все же, когда работал общественный совет, экспертная среда констатировала, что новости на «Интере» изменились в лучшую сторону. Они увидели баланс мнений…

Это неинтересная тема. Любой зритель может сидеть и считать, если ему важно, количество сюжетов о том или ином событии, мониторить и сравнивать: здесь было два синхрона, а здесь три; делать какие-то свои выводы. Нет объективной журналистики – есть журналистика профессиональная.

Ваше возвращение на канал обошлось без массовых увольнений. Как и предполагалось, ушел старый менеджмент. Новая команда уже полностью укомплектована?

Это все как-то естественно произошло. Изменился состав правления. Я видела новую команду не только в рамках канала «Интер», но и в рамках Группы. Каждого из них знаю и уверена, что это максимально правильные назначения и по профессиональным качествам, и по человеческим. И Егор Бенкендорф (глава правления «Интера», – «Главком»), и Антон Никитин (главный редактор «Интера»), и Ирина Ионова (креативный продюсер), и Андрей Долгопятов (исполнительный директор), и наш финансовый директор Алексей Романюта – это абсолютно профессиональные люди, понятные.

Шансов удержаться предыдущим менеджерам не оставляли?

Шанс есть всегда. Это вопрос выбора.

Вы ставили цель воссоздать звездную команду 2007-2009 годов?

Я не думала об этом. Воссоздать… В данном случае я не мыслю такими категориями. Наша команда естественным образом воссоздалась, потому что мы годами друг с другом работаем, со многими уже больше десяти лет. Сейчас на «Интер» и на Inter Media Group зашла самая сильная телевизионная команда – это однозначно! Жизнь не стоит на месте, люди в рамках одной и той же команды меняют свое позиционирование, появляются новые люди. Но базовая команда есть. Я консерватор, особенно в отношениях с людьми.

После вашего ухода в 2009 году «Интер» растерял много известных лиц. Планируете кого-то вернуть?

Конечно, планируем. Савика Шустера мы уже вернули, как видите. Но появятся и новые лица. Это обязательно.

Засветите их с нового сезона?

Даже быстрее.

Кроме Шустера, на кого еще будет делаться ставка?

Конечно, это еще не все. Точно появится с новым проектом Анна Безулик.

Все-таки появится?

Конечно! Я всегда была о ней высокого мнения как о ведущей, профессионале. Уверена, ее новый проект должен быть успешным. Важен формат, который подходит ведущему. Нет универсальных ведущих, как и нет всеядного зрителя. Об этом нужно очень хорошо помнить и продюсеру, и людям, принимающим решения.

Можно приоткрыть занавес? Что это за проект?

Неблагодарное дело раскрывать все детали заранее. Это неправильно в виду высокой конкуренции в нашем бизнесе. Могу лишь сказать, что это будет не политический проект и не развлекательный…

Бывший ведущий «5 канала» Сергей Дорофеев появился в эфире «Интера» 4 мая. Его интервью с Патриархом Кириллом вышло сразу же после прямой трансляции схождения Благодатного огня в Иерусалиме.

Я считаю Сергея очень интересным ведущим и, безусловно, профессионалом в жанре интервью, ток-шоу. С удовольствием смотрела его программы на «5 канале». Он и Анна Гомонай 9 мая в прямом эфире провели пятичасовой марафон «Наша Победа». У проекта были очень высокие цифры – доля аудитории 18,6% (18+, вся Украина).

Проект Сергея Дорофеева будет еженедельным или ежедневным?

Разные варианты сейчас рассматриваются. Не люблю говорить до эфира. Но для «Главкома» сделаю исключение: скорее всего, Сергей будет часто появляться в эфире.

Шустер, Дорофеев, Безулик… Этот ряд можно продолжить?

Считаю, что у Жанны Бадоевой есть очень хорошие перспективы в своем жанре. Появилась новая ведущая программы «Орел & Решка» Настя Короткая. В жизни они с ведущим Андреем Бедняковым – пара, соответственно, и в эфире чувствуется особая химия их отношений. Зритель очень хорошо отреагировал на появление Насти. Но есть лица, которые, слава Богу, никуда не девались. Аня Гомонай работает и в новостях, и в утреннем эфире. Настя Даугуле, которая успешно работает в «Подробностях». А недавно она вместе с Дмитрием Шепелевым вела концерт «Весна на Заречной улице», который «Интер» снимал в Запорожье. Очень достойно справилась. Считаю, у нее тоже есть интересные перспективы, выходящие за рамки информационного вещания.

-- «Я не буду перетягивать успешные проекты с других каналов на «Интер». Это унизительно»

Как вы оцениваете уход Зеленского и «Квартала» с «Интера»?

Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Я всегда философски отношусь к таким ситуациям. Ну, на какой-то период времени, возможно, потеряли. Ушла одна рейтинговая программа («Вечерний квартал»). Этот бренд четко ассоциировался с «Интером».

Кстати, как вы относитесь к практике перетягивания успешных проектов с канала на канал?

Мы не будем к этой практике прибегать. Это унизительно. Для нас. Есть успешные проекты на других каналах – замечательно. Но я не буду заниматься ерундой и бегать по рынку, чтобы какой-то проект, который сейчас дает цифры где-то, перешел на «Интер». Это исключено.

Савик Шустер на «Первом национальном» был «и швец, и жнец…». Вел не только свое ток-шоу, но и массу других программ. На «Интере» планируются новые проекты с его участием?

Пока он у нас «швец». Но мы совершенно не против и других проектов с участием Савика.

Какова роль Евгения Киселева сегодня на «Интере»?

Он директор «Национальных информационных систем». В этом качестве Евгений Алексеевич отвечает за информационное и общественно-политическое вещание канала «Интер».

В кадр не планирует вернуться?

Планирует. Но я не хочу говорить за него.

Объясните, почему закрыли редакцию спортивных новостей?

Слушайте, мы закрыли проект, который валил рейтинги. Вот просто валил. На спортивном выпуске доля была низкая. Ну не смотрят люди спортивные новости. Они смотрят универсальные новости. Это не значит, что мы не любим спорт. Все значимые новости находят отражение в информационном вещании «Интера». Иногда спортивная новость идет в выпуске первой, если она того стоит. Я уверена, что это отношение более правильное: мы не считаем спорт чем-то вторичным.

Скажите, каким «ключом» вы пользуетесь, формируя портфель новых проектов и новую команду для главного канала страны?

«Интер» должен стать не просто первой кнопкой, он может стать по содержанию общественным телевидением. В широком смысле этого слова. Не по форме собственности.

Мы давно и много слышим о том, что надо сделать общественное телевидение, но его не будет в ближайшее время, исходя из реальности, а не из чьих-то желаний. Но телевидение может быть общественным по сути, по наполнению. В данном случае я применяю эту формулу к «Интеру». Не может телевидение просто информировать или развлекать, транслировать сериалы, талант-шоу. (Я кстати, рада успеху подобных проектов в Украине. Жаль, конечно, что это произошло не на «Интере»).

Канал может сам объединять общество вокруг каких-то событий, он сам может создавать эти события. Это сейчас и делает «Интер».

Что именно?

Давайте посмотрим, что мы сделали конкретно в мае. В День Победы было спецпрограммирование. В 7 утра начался марафон «Наша Победа», до 12 часов в прямом эфире его вели Сергей Дорофеев и Анна Гомонай. В рамках этого марафона – эксклюзивные сюжеты о войне, о послевоенных историях, Парад Победы на Красной площади, включения из ряда городов, поздравление Президента. У людей, которые смотрели «Интер», появилась возможность объединиться вокруг великого праздника, почувствовать свою причастность, посмотреть, что происходит в Харькове, в Одессе, в Москве, в Киеве, Днепропетровске, других городах. Миллионы людей вместе пережили важное событие. Марафон на протяжении пяти часов удерживал внимание зрителей и собрал долю 18,6% самой широкой аудитории (18+, вся Украина). В слоте «Интер» был бесспорным лидером.

Эффект причастности – это важно, как никогда. Люди сейчас разобщены, не хватает чувства, что кто-то тебя понимает. И я вообще здесь говорю не о политике.

Вечером 9 мая в нашем эфире был концерт «Победа. Одна на всех!». Мы писали его в апреле во дворце «Украина». Очень необычный концерт, интересное творческое решение. И его смотрела страна. Прайм мы тоже выиграли однозначно.

Но 9 мая – раз в году…

Стоп! Такая же концепция заложена и в большой концерт, о котором я уже вспомнила выше, «Весна на Заречной улице». Он вышел в эфир вечером 11 мая. Артисты первой величины. Очень интересный, трогательный сценарий, посвященный человеку труда. Вроде бы банально – «человеку труда». А вы задайте себе вопрос, часто ли этим людям за их работу говорят «Спасибо!». Не в конкретной компании или на заводе. А вообще в масштабах страны. Я считаю, что телевидение, как минимум, главный канал, должен об этом думать.

Почему именно в Запорожье реализовали этот проект?

Это была спонтанная идея. А Запорожье – потому что идея «Весны на Заречной улице» здесь работает. Здесь был снят легендарный фильм. На концерт пришел реальный прототип персонажа Николая Рыбникова из фильма «Весна на Заречной улице». Герой соцтруда, сегодня живет в Запорожье, ему 83 года.

Собралось 40 тысяч зрителей! А в эфире «Интера» «Весну на Заречной улице» посмотрели миллионы – концерт прошел с очень хорошими цифрами.

Проще, конечно, было бы снять такой проект в Киеве. Но правильнее – в Запорожье.

Такие телепроекты дорогостоящие. Наверное, именно в Запорожье канал нашел спонсора?

Нет, это делал «Интер» при поддержке Федерации работодателей Украины. Идеология концерта – это позиция Федерации, позиция ее главы Дмитрия Фирташа. Наша задача – создание таких событий, объединяющих всю страну. Телевидение сегодня должно выйти за рамки эфира. Оно может создавать по-настоящему важные события.

Инициатива телеканала «Интер» с открытием памятника Вечной любви, посвященного истории Луиджи и Мокрины, – это тоже один из таких общественно значимых проектов. Уникальная история людей, которые прошли войну, многое пережили на своем веку и продолжают любить столько лет спустя. Мы открыли этот памятник в преддверии Дня Победы, 7 Мая. И эта история имела огромный резонанс. Все праздничные дни люди – просто случайные прохожие и те, кто специально пришел – фотографировались возле памятника, приносили цветы. Буквально за считанные дни родилась новая традиция – к памятнику приходят киевские молодожены. Скульптура Луиджи и Мокрины стала украшением города Киева, а и их личная история уже стала легендой нашей жизни. Хочется, чтобы она жила и дальше.

Кстати, «Интер» анонсировал показ «Евровидения». Почему в итоге канал не показал песенный конкурс?

Так сошлись звезды. Это было решение Первого Национального. Они восприняли параллельную трансляцию на «Интере» как конкурентную, хотя вещают абсолютно не в нашей весовой категории. Для «Интера» трансляция «Евровидения» была важна, в первую очередь, как поддержка украинской исполнительницы Златы Огневич. Мы хотели сделать из этого событие для страны – это «Интер», как известно, умеет делать и которого и страна, и Злата Огневич объективно заслуживали. Третье место – это хороший результат, я считаю. И Злата – молодец! Страна должна иметь поводы для гордости, и это точно тот случай. Если бы трансляцию вел и «Интер», рейтинг был бы намного выше, смотрела бы вся страна. Это было бы событием, о котором бы все говорили. А с учетом количества наших соотечественников за рубежом, с которыми все регулярно общаются, это могло бы добавить очков украинской артистке. Жаль, что руководство Первого Национального не учло эти обстоятельства. Но мы поддерживали и поддерживаем Злату.

На самом деле, для того, чтобы главный песенный конкурс Европы прошел на главном канале и украинскую участницу поддержало как можно больше украинцев, было очень много сделано Егором Бенкендорфом и спасибо ему за это.

-- «Телевидение сейчас слишком поверхностное…»

Дмитрий Фирташ, как новый собственник канала, обещал, что он как крупный работодатель делает ставку на собственное производство и в телевизионном бизнесе также. Буквально месяц назад на «Интере» вышла в эфир документальная лента о Квитке Цисык, известной певице из украинской диаспоры. Как вам так быстро удалось реализовать эту идею?

Да, действительно, у нас было очень мало времени. Но с Квиткой Цисык достаточно легко: я очень люблю ее песни, и мы знали, что будет ее юбилей. И как только появилась возможность что-то сделать (а были разные идеи, в том числе организовать концерт, но мы точно не успевали), было принято решение снять документальный фильм. Этот формат позволил познакомить максимальное количество людей в Украине с этим человеком.

Кстати, интересный факт: на следующий день после эфира в Google запрос «Квитка Цисык» вышел на третье место. То есть фильм побудил людей больше узнать об этой талантливой артистке, пробудил эмоции. Мы организовали допремьерные показы в семи городах, в залах не хватало мест! В Черновцах было столько людей, что пришлось показывать фильм дважды.

Многие зрители действительно ждали этот фильм, но при этом они недоумевали, почему продукт собственного производства канал решил показывать так поздно. Напомню, фильм вышел в эфир после полуночи.

Уверена, что вы прекрасно знаете ответ. Хотя ноль часов в пятницу, кстати, не такое плохое время, как кому-то кажется.

Думаете, в прайме не смотрели бы?

Смотрели бы. Но, к моему сожалению, цифры были бы ниже. За месяц нельзя поменять телесмотрение во всей стране. Будем реалистами. Но этот фильм увидели: его доля была выше 16%. Это – реально хороший показатель, выше среднесуточной доли канала. А если бы мы поставили его условно в 7 часов вечера, какое количество людей увидело бы этот фильм? Поверьте, меньшее. Просто посмотрите, что в это время идет по другим каналам.

Поэтому, если дорожишь продуктом, ты никогда его не поставишь в то время, которое его просто убьет. Не потому, что продукт плохой, а потому, что телевидение сейчас слишком поверхностное, преимущественно развлекательное...

«Интер», кстати, в том числе.

А я не снимаю в этом смысле ответственность и с «Интера». Вспомните, были времена, когда прекрасно смотрели публицистику. Например, программа «N-ный километр», которая стартовала в 97-м или 98-м году, выходила в эфир в субботу сразу после «Подробностей». И ее прекрасно смотрели. В свое время я запускала документальное производство на «Интере». В 22:30 был слот документальных фильмов, они шли с хорошими цифрами, сейчас от этого ничего не осталось.

И это касается не только «Интера». Вспомните сетки других каналов: программы «Табу», «Без табу» на «1+1», их также смотрели. Достаточно изучить содержание прайма десять, пять лет назад, и становится понятно, что ситуация поменялась не к лучшему. Но мы можем все вместе ее изменить.

Вопрос по Группе. Планируете ли вы менять тематическое направление, нишу, некоторых каналов?

Скажу коротко: пока нет. В случае с «НТН» делать это вообще нет смысла. Это хороший канал, добротный, с растущими цифрами, с крепким собственным производством, которое мы будем развивать. Недавно генеральным директором канала назначен Александр Мельничук, который до этого несколько лет курировал собственное производство.

Канал «К1» – тоже очень перспективный канал, хотя он совершенно не той концепции, с которой мы какое-то количество лет назад его запускали с нуля. Но и сегодняшняя концепция успешна с коммерческой точки зрения, его аудитория привлекательна для рекламодателя. Стоит вопрос ее развития, наращивания цифр, качественного собственного производства.

«Мега» – очень интересный канал. Я очень верю в его нового директора Алексея Мустафина. Он способен дать этому каналу второе дыхание. Удачная концепция, понятная целевая аудитория, такой канал – единственный в своем роде в украинском эфире: для людей, которые хотят познавать мир. Такой канал нужен, он востребован, имеет огромную перспективу развития. Опять-таки, и за счет собственного производства в том числе.

Идею новостного канала, которую все никак не могут воплотить в Украине, не планируете реализовать?

Мне лично это было бы интересно. Но сейчас мы этого не делаем.

Вы хорошо отозвались о талант-шоу. Значит ли это, что в рамках Группы может быть реализован такой проект?

Это совершенно не обязательно.

Танцевальное шоу «Майданс» будет иметь продолжение?

Нет. Этот проект не был успешным по цифрам. Его и без нас планировали закрыть. По крайней мере, когда была передача дел, этого проекта в планах не было.

Анна Витальевна, сейчас Вы полностью заняты медиа группой. Работа в Федерации работодателей ушла на второй план?

Телевидение – это моя любимая работа, это бизнес. А Федерация – это моя любимая общественная работа, которой я уже занимаюсь уже почти два года. Как бы пафосно это ни звучало, Федерация очень много делает, для того, чтобы бизнес развивался. Я убеждена, что именно на предпринимателях и работодателях держится страна. Поэтому чем благоприятнее у нас будут условия для ведения бизнеса, тем лучше будет стране. Ясно, что сейчас эти условия далеки от идеала, но Федерация немало делает для того, чтобы позитивно влиять на ситуацию. Она стала достаточно узнаваемой, влиятельной, масса людей к ней присоединилась.

Федерация работодателей медийной отрасли, которую мы с коллегами создали осенью прошлого года, теперь для меня особенно актуальна. Это действенный механизм для решения отраслевых задач. Только совместными усилиями мы можем снова сделать отрасль сильной. Я вообще верю в активную общественную позицию и считаю правильным, когда люди ее занимают.

Фото: пресс-служба телеканала «Интер»

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: