Омбудсмен Украины сделала заявление по поводу дискриминации военнослужащих в кафе и ресторанах (ТЕКСТ)

В последнее время в СМИ стали появляться сообщения о том, что некоторые заведения, в частности кафе и рестораны, отказываются обслуживать людей в «камуфляже».

«Первый инцидент произошел в ночь с 2 на 3 марта 2015 году в Киеве, когда администрация заведения «L'Kafa Cafe», расположенном по адресу ул. Мишуги, 7, отказала в доступе в зону караоке военнослужащему в форменной одежде. Обоснованием такого отказа стало наличие требований дресс-кода, который действует во всей ресторанной сети и запрещает посещение заведений питания людям в военной форме. Та же ситуация повторилась и в другом кафе сети, расположенном по ул. Княжий Затон, 2/30, к которому после отказа направился военнослужащий», - говорится на сайте Уполномоченного Украины по правам человека.

Аналогичный инцидент произошел в Николаеве 9 марта 2015, в кафе «Де Густо» на ул. Строителей, 3б, где якобы администратор попросила трех военнослужащих в форме не заходить в кафе, потому что «их внешний вид будет напрягать других клиентов».

После ситуации в Киеве директор сети ресторанов «L'Kafa Cafe» сообщила о том, что установленный администрацией дресс-код не содержит запрета на нахождение людей в военной форме (п. 5.7.9 Договора (публичной оферты) о предоставлении услуг) и принесла свои извинения, а по инциденту в Николаеве оказалось, что женщина, которая запрещала вход в кафе военнослужащим на правах администратора, не имела к заведению никакого отношения.

Тем не менее, чтобы подобные инциденты не повторялись, Уполномоченная Верховной Рады Украины по правам человека Валерия Лутковская сделала официальное заявление, в котором подчеркнула, что подобные случаи говорят о нарушении прав человека, Конституции Украины и являются дискриминацией военнослужащих.

«Право общественных заведений устанавливать определенные условия доступа к товарам или услугам, которые они предоставляют неограниченному кругу лиц на основании публичного договора, вытекают из положений статьи 633 Гражданского кодекса Украины. Такими условиями, например, могут быть и определенные требования к внешнему виду или так называемый дресс-код», - говорится в заявлении.

«В то же время это право не является абсолютным - условия доступа к товарам и услугам (в частности ограничительные), которые устанавливаются общественными заведениями, не могут противоречить предписаниям законодательства, быть неопределенными, немотивированными, выборочными, а также представляющими прямую дискриминацию или приводят к косвенной дискриминации по определенными признаками потребителя. В таком случае эти условия будут противоречить нормам вышеупомянутой статьи 633 Гражданского кодекса Украины, статьям 17, 18 Закона Украины «О защите прав потребителей», которые четко запрещают установление каких-либо преимуществ или прямых или косвенных ограничений прав потребителей, требованиям Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине »и будут прямым нарушением статьи 24 Конституции Украины, согласно которой все граждане имеют равные конституционные права и свободы», - заявляет украинский Омбудсмен.

«Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине», действие которого распространяется, среди прочего, и на сферу доступа к товарам и услугам (статья 4), устанавливает, что прямой дискриминацией является ситуация, при которой с лицом по его определенным признакам, перечень которых не является исчерпывающим, ведут себя менее благосклонно, чем с другим лицом в аналогичной ситуации (пункт 6 части первой статьи 1 Закона). Менее благосклонное обращение при этом заключается в ограничении в признании, реализации или использовании правами и свободами (пункт 2 части первой 1 статьи 1 Закона).

В то же время косвенной дискриминацией ситуация, при которой в результате реализации или применения формально нейтральных правовых норм, критериев оценки, правил, требований или практики для лица по его определенным признакам возникают менее благоприятные условия или положение по сравнению с другими лицами (пункт 3 части первой статьи 1 Закона) .

Исключение составляют лишь те ситуации, в которых иное, менее благосклонное обращение или менее благоприятные условия возникают вследствие достижения правомерной и обоснованной цели, способы достижения которой являются надлежащими и необходимыми. Такой целью, например, может быть обеспечение общественной безопасности в учреждении, создание определенной атмосферы, которая будет отвечать требованиям целевой аудитории потребителей, которых обслуживает заведение.

В свете приведенных законодательных предписаний и разъяснений и учитывая, что в статистически значимом количестве случаев одетыми в военный форменную одежду будут именно военнослужащие, ограничения на доступ к товарам и услугам для людей в таком наряде составит дискриминации по признаку рода деятельности (профессии). При этом не усматривается ни правомерной цели, которую преследовало установления такого ограничения, ни пропорциональности в ограничении доступа только для людей в военной форме, в том числе тогда, когда возможности доступа представителей других профессий, предусматривающих ношение форменной одежды (милиционеров, прокуроров, железнодорожников, работников транспортной сферы, пожарных и другие) не ограничиваются.

Учитывая указанное, призываю общественные заведения, в том числе общественного питания, избегать установления дискриминационных требований дресс-кода или других условий доступа к товарам и услугам, а также напоминаю, что статьей 16 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» за нарушение требований антидискриминационного законодательства установлена юридическая ответственность - гражданская, административная и даже уголовная» - говорится в тексте заявления Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: