Интервью с первым вице-спикером Верховной Рады.
Первый вице-спикер Александр Лавринович несколько пленарных недель ведет заседания Рады – пока глава парламента и кандидат в президенты Владимир Литвин находится в агитационном туре по регионам. Господин Лавринович рассказал «Главкому» о планах Партии регионов относительно изменения системы выборов в местные советы и о возможной роли парламента во время президентских выборов.
Представители БЮТ обвиняют вас в авторитаризме во время ведения заседаний Рады, а также в провале голосования за Госбюджет. Вы на совещаниях перед голосованием занимали какую-то принципиальную позицию, которая им не нравится?
Нашли, кого обвинять в авторитаризме! Причина наверняка в моих функциональных обязанностях, в том, что я могу непосредственно влиять на этот процесс. Авторитаризм же в коллегиальном органе, где все решения принимаются как минимум 226 народными депутатами, по определению невозможен, особенно если учесть, что председательствующий представляет оппозицию. Решение отправить бюджет на доработку было проголосовано значительным большинством. Моя роль была в том, чтобы дать возможность рассмотреть каждое предложение. Если у кого-то из БЮТ было мнение, что этого можно было не делать – то это ненормально.
Бюджетный процесс в нынешнем году сорван. Снова можно ожидать, что его будут принимать на одном из последних заседаний Рады в 2009 году?
Бюджетный процесс был сорван еще в сентябре, когда в парламенте появился Госбюджет на 2010 год на несуществующей законодательной основе. Это был агитационный материал, а не финансовый документ.
Понятно, что если новый проект не будет разработан в соответствии с бюджетным кодексом и решением КС – то есть без внесения изменений в другие законы – то перспектив у проекта не будет никаких.
Если будет сделан перерасчет в соответствии с принятым парламентом законом о минимальных зарплатах и соцстандартах, то бюджет может быть принят. Но последнее маловероятно, понимая линию поведения премьер-министра в связи с президентской кампанией.
Есть ли вероятность, что уже на следующей сессионной неделе Рада снова рассмотрим проект Госбюджета?
Пока новый проект в парламент не поступал и информацией о том, какая на этот счет работа ведется в Минфине, я не располагаю.
Будет ли парламент в ближайшее время возвращаться к поправкам к закону о выборах?
Внести поправки можно было, и мы это планировали, рассматривая проект изменений. Проект Елены Лукаш учитывал пожелания Венецианской комиссии и некоторые пожелания ЦИК. К сожалению, в сессионном зале его не поддержали, а приняли в первом чтении проект президента, который после доработки превратился в концептуально новый проект – он менял почти все в законе.
Теперь я не вижу возможности, но также не вижу и необходимости рассматривать какие-либо изменения к действующему закону. Он полностью обеспечивает проведение нормальной избирательной кампании.
Как быть со спорной нормой, которая разрешает вносить изменения в списки избирателей даже в день голосования?
Эта норма появилась не просто так, потому что в Украине впервые на выборах будет использоваться Государственный реестр избирателей. Состояние, в котором сегодня находится госреестр, вызывает тревогу. Качественных списков на этих выборах не будет. А без этого получить бюллетень невозможно.
Вы можете поинтересоваться в ЦИК насчет реестра. Наша фракция получила первичную базу данных и убедилась, что там величайшая масса проблем: нет целых районов, улиц, есть дублирования. Конечно, с того времени велась работа по уточнению реестра, но рано говорить о его готовности.
Еще в начале 2008 года в парламенте была создана рабочая группа по подготовке избирательного кодекса. Есть ли у вас информация о том, на какой стадии сейчас проект кодекса?
Меня это вообще не интересует. Говорить о кодификации норм права, которые регулируют какой-то сектор общественных отношений, можно тогда, когда эти отношения стабильны и логично взаимосвязаны. У нас же никакой стабильности в этой сфере законодательства нет.
7 декабря на сайте ВР был обнародован законопроект, с предложением проводить выборы в местные советы не по пропорциональной, а по мажоритарной системе. Будет ли ПР поддерживать эту инициативу и хватит ли на ваш взгляд голосов для принятия этого проекта в первом чтении?
Я не знакомился с текстом. Но я знаю, что в программе Виктора Януковича есть раздел об обеспечении реального местного самоуправления. В этот пакет входит в частности и положение об изменении системы выборов.
Мы скоро предложим свой комплексный подход к изменению систем выборов на всех уровнях. Что касается местных советов – нами будет предложен проект, который будет предполагать избрание на основе мажоритарной системы. Для депутатов областных советов и Верховного совета Крыма мы предложим сохранение пропорциональной системы.
Когда может пройти голосование по этому вопросу?
Есть вероятность, что мы еще до окончания президентской кампании рассмотрим эти изменения.
Будет ли парламент работать в каком-то особом режиме во время выборов? Может ли он стать каким-то инструментом для достижения компромиссов? К примеру, 8 декабря 2004 года были приняты изменения в Конституцию, которые были до этого предметом торга. Могут ли состоятся такие торги в январе-феврале 2010 года?
События 2004 года – это урок того, как не нужно делать. Это урок того, как можно буквально одним актом оставить развитие страны в прошлом и создать существенные препятствия для ее развития в будущем.
Аналогий проводить не надо. В результате тех событий мы имеем незаконно избранного президента. Хотя и легитимного. Мы не отрицаем, что большинство людей проголосовали за него в так называемом третьем туре, который проводить было нельзя, учитывая, что законы тогда предусматривали, как в том случае нужно было действовать.
Я не могу со стопроцентной вероятностью утверждать, что мы ничего не будем принципиального принимать в феврале 2010 года, но что касается изменений в Конституцию, могу утверждать, что этого не будет.
Борис Колесников заявлял, что в БЮТ есть группа, которая после переформатирования коалиции в пользу ПР может стать союзником вашей фракции. Вы знаете, какое количество депутатов из БЮТ готовы на такой переход?
Мне об этом не известно.
Вы возглавляете юридическое направление в штабе регионалов. Партия регионов сегодня много говорит о защите результатов выборов. Какая главная задача юридического сопровождения этой кампании?
Если будет организованное сопротивление нормальному подсчету результатов и подведению итогов, то понятно, что ключевой задачей будет защита результатов. Мы к этому готовы на всех уровнях.
Есть ли основание сегодня не доверять Высшему административному суду?
У нас сегодня нет для этого оснований. Если они соберутся для рассмотрения результатов выборов, я думаю, что полный состав суда сможет принять законное и адекватное решение.
Коментарі — 0