Новые ориентиры судебной реформы. Глас народа

Новые ориентиры судебной реформы. Глас народа

Социологи провели комплексное исследование отношения граждан к украинским судам

На днях руководитель авторитетного социологического агентства Research&Brending Group Евгений Копатько обнародовал результаты проведенного агентством комплексного социологического исследования «Оценка работы судебной системы Украины». Полученные результаты позволили выяснить, как, на самом деле, граждане Украины относятся к судебной системе в целом, к судам различных специализаций и чего они ожидают от судебной реформы.

Основные результаты исследования могут использовать народные депутаты при внедрении судебной реформе с учетом мнения граждан Украины.

Социологи опросили отдельно граждан Украины в целом, по общенациональной выборке, и отдельно провели опрос украинцев, которые участвовали в судебных разбирательствах.

Обнаружилось, что уровень доверия к судам у жителей Украины, когда-либо пользовавшихся услугами судов, гораздо выше, чем среди граждан, которые никогда сами не являлись участниками судебных разбирательств.

Среди жителей Украины в целом, из которых 88% никогда не сталкивались с судами, доверяют судам лишь 14%. Тут судебная система оказалась на одном уровне с милицией, прокуратурой, крупным бизнесом, НБУ и банковской системой.

Однако среди жителей Украины, которые когда-либо принимали участие в судах уровень доверия к судам значительно выше и составляет почти 40%. По этому показателю суды занимают третье место среди государственных учреждений, уступая лишь Президенту Украины и Кабинету Министров Украины.

Не имевшие дела с судами граждане черпают информацию о судах из слухов и негативных статей. Личный же опыт взаимодействия с судами оставляет у украинцев значительное лучшее впечатление.

-- В целом доверяют или не доверяют на сегодняшний день следующим институтам власти и общества

В целом доверяют В целом не доверяют Затруднились ответить
Армия 62,2 30,1 7,7
Церковь 58,3 27,1 14,6
Президент Украины 55,4 37,3 7,3
Общественные организации 48,5 40,1 11,4
Малый и средний бизнес 45,8 42,2 12
Интернет, социальные сети 43,4 45,1 11,5
Кабинет Министров Украины 42,8 45 12,2
Суды, судебная система 39,7 52,6 7,7
СМИ 36,3 55,8 7,9
Верховная Рада Украины 35,6 50,4 14
Министерство юстиции (исполнительная служба) 33,6 54,2 12,2
Профсоюзные организации 32,5 52,4 15,1
Городские, районные органы власти 30,6 60,5 8,9
СБУ 30 57,8 12,2
Областные органы власти 28,7 61,4 9,9
Органы прокуратуры 26,5 63,8 9,7
Банки, финансовые учреждения 23,1 69,8 7,1
Крупный бизнес, деловые и промышленные круги 24,5 62,6 12,9
Милиция 19,5 72,9 7,6
Политические партии 15,1 74,8 10,1

Уровень доверия украинцев к судам, в которых они принимали личное участие, оказался выше. Так, доверие к общим судам высказали 45.2% граждан, к административным судам – 56.7% граждан, а к хозяйственным судам – 61.3%.

Оценка украинцами в целом законности и справедливости судебных решений оказалась значительно выше, чем уровень доверия к судебной системе вообще. Так, среди жителей Украины в целом 45,8% считают решение вынесенное судом законным, а 42% - справедливым. При том, что лишь 14% граждан сказали, что доверяют судебной системе.

Среди жителей Украины, когда-либо пользовавшихся услугами судов, эти показатели оказались еще выше. В частности, при доверии к судам на уровне 40% законными и справедливыми выносимые решения считают 49% граждан в судах общей юрисдикции, 62.5% - в административных судах и почти 66% - в хозяйственных судах.

Разница в уровне доверия к судебной системе (14%) от оценки законности и справедливости принимаемых судами решений (45,8% и 42%) показывает, что жители Украины, которые сами сталкивались с судами оценивают их работу гораздо выше, чем те, кто никогда не бывал в судах, и формирует свое мнение на основании негативной информации в СМИ, заявлений политиков и слухов о незаконности принимаемых судами решений.

Уровень доверия жителей Украины, которые когда-либо принимали участие в судах, к судам различной специализации выше уровня доверия к судам в целом (40%) и существенно отличается в зависимости от специализации суда. Наибольшим доверием граждан пользуются хозяйственные суды (61,3%). Также хозяйственные суды имеют лучшее соотношение доверия/недоверия (+26%). Административным судам доверяет 57% граждан. Административные суды также имеют позитивное соотношение доверия/недоверия (+17%). Достаточно высокий уровень доверия граждан, участвовавших в судах, имеют общие суды (45%), но при этом соотношение доверия/недоверия общим судам негативное (-5%).

Общие суды получили самую низкую оценку не только по критерию доверия, но и по конкретным показателями своей работы. В частности, это доступность услуг суда, реализация процессуальных прав истцов, гласность судебного процесса, порядок ведения судебных заседаний, сроки рассмотрения дел, обоснованность и полнота принятых судебных решений. При этом, выше всего по указанным критериям жители Украины, которые принимали участие в судах, оценили работу хозяйственных судов Украины.

Приведенные ниже данные показывают какой из вариантов судебной реформы, взятых за основу парламентом, поддерживается гражданами Украины.

Один из закопроектов был внесен в Раду Президентом Украины Петром Порошенко, а второй подготовлен группой депутатов во главе с Оксаной Сыроид. Авторы второго депутатского законопроекта делают ставку на общие суды, и предлагают ликвидировать специализированные суды. В этом заключается основное отличие депутатского варианта от президентского. Первоначально ликвидация специализированных судов предлагалась законопроектом Кабинета Министров, однако правительственный вариант был отклонен депутатами. Тогда идея ликвидировать специализированные суды перекочевала в депутатский законопроект.

Однако результаты исследования свидетельствуют, что в глазах украинцев специализированные суды являются наиболее эффективными.

-- Насколько удовлетворяет доступность услуг в судах, в которых принимали участие (возможность и легкость подачи заявлений, ходатайств, ознакомления с делом)

В целом удовлетворяет В целом не удовлетворяет Затруднились ответить
Общие 61,6 37,3 1,1
Административные 76,2 23,4 0,4
Хозяйственные79,819,40,8

-- Насколько удовлетворяет обеспечение судами реализации процессуальных прав в судах, в которых принимали участие (возможность присутствовать в судебных заседаниях, дать пояснения, заявить ходатайства, подать доказательства)

В целом удовлетворяет В целом не удовлетворяет Затруднились ответить
Общие 65 33,3 1,7
Административные 79,3 19,7 1
Хозяйственные80,218,61,2

-- Насколько удовлетворяет гласность проведения судебного процесса в судах, в которых принимали участие (открытость судебного процесса, фиксация его техническими средствами)

В целом удовлетворяет В целом не удовлетворяет Затруднились ответить
Общие 66,8 29,9 3,3
Административные80,418,41,2
Хозяйственные 78,9 19,4 1,7

-- Насколько удовлетворяет порядок ведения судебного процесса в судах, в которых принимали участие (исполнение судом процессуальных норм, обоснованность удовлетворения или отклонения ходатайств, отложения рассмотрения дела, истребования доказательств)

В целом удовлетворяет В целом не удовлетворяет Затруднились ответить
Общие48,649,51,9
Административные 66,9 32,6 0,5
Хозяйственные 70 28,9 1,1

-- Насколько удовлетворяют сроки рассмотрения дел в судах, в которых принимали участие (длительность рассмотрения судом дела, обоснованность этих сроков)

В целом удовлетворяет В целом не удовлетворяет Затруднились ответить
Общие33,864,61,6
Административные 56,7 42,7 0,6
Хозяйственные 61,5 37,7 0,8

-- Как долго в среднем рассмотривались дела в судах, в которых принимали участие

Два месяца Четыре месяца Шесть месяцев Один год Более года
Общие 16,5 19,5 20,6 15,2 28,2
Административные 40,7 27,6 16,8 6,8 8,1
Хозяйственные 41,3 27,4 13 7,7 10,6

-- Насколько удовлетворяет качество изложения принятых решений в судах, в которых принимали участие (обоснованность, полнота решения)

В целом удовлетворяет В целом не удовлетворяет Затруднились ответить
Общие48,947,43,7
Административные 62,5 34,5 3
Хозяйственные 69,1 28,7 2,2

-- Насколько удовлетворяет работа аппарата в судах, в которых принимали участие (работа канцелярии суда, помощника судьи, секретаря судебного заседания)

В целом удовлетворяет В целом не удовлетворяет Затруднились ответить
Общие 55,5 42,6 1,9
Административные 75,8 23,4 0,8
Хозяйственные76,8221,2

-- Насколько в целом удовлетворяет работа судов, в которых принимали участие

В целом удовлетворяет В целом не удовлетворяет Затруднились ответить
Общие49,249,21,6
Административные 66,1 32,4 1,5
Хозяйственные67,5311,5

Также, результаты опроса показали, что не все гладко в нынешних законопроектах о судебной реформы и с мерами по повышению качества работы судов. Оказывается, что улучшение работы судов не достигается реформой одной лишь судебной системы. А предлагаемые законопроектами пути судебной реформы не соответствуют тому, что украинцы назвали действенными мерами по улучшению работы судов и что назвали препятствиями для этого.

Так, жители Украины в числе наиболее существенных преград улучшения работы судебной системы назвали:

• противоречивое и несправедливое законодательство;

• готовность истцов и ответчиков выигрывать споры с помощью коррупции;

• отсутствие действенных механизмов ответственности судей за незаконные решения;

• неисполнение или несвоевременное исполнение судебных решений;

• стремление судей брать деньги от участников спора;

• отсутствие реальной независимости судей, в том числе от других органов центральной власти.

При этом, наиболее действенными мерами, способными улучшить работу судебной системы, граждане Украины считают:

• простое и непротиворечивое законодательство;

• преследование и жесткая ответственность участников коррупционных договоренностей во всех отраслях жизни общества и государства;

• надлежащее и своевременное исполнение судебных решений;

• реальная независимость судей, исключение давления на них;

• создание новых механизмов ответственности судей за незаконные решения.

Из указанных показателей видно, что большинство преград для улучшения работы судов находится за пределами судебной системы и обусловлено неудовлетворительной работой других органов власти.

Обращает внимание, что такие факторы, как ликвидация специализированных судов, были отнесены гражданами Украины к наименее эффективным мерам на пути улучшения работы судебной системы.

Также, к наименее существенным причинам, мешающим улучшению работы судов, гражданами Украины была отнесена низкая квалификация судей, которую авторы судебной реформы предлагают повышать поголовной переаттестацией всех судей. В ходе опроса гражданам Украины было предложено оценить, насколько их удовлетворяет квалификация судей в судах, в которых они принимали участие. Результаты таковы.

-- Насколько удовлетворяет квалификация судьи (судей) в судах, в которых принимали участие

В целом удовлетворяет В целом не удовлетворяет Затруднились ответить
Общие 54,8 37,4 7,8
Административные 67,3 27,1 5,6
Хозяйственные70,3245,7

Данные показатели, если верить социологам, показывают, что в целом граждан Украины удовлетворяет уровень квалификаций судей, а предлагаемая авторами судебной реформы поголовная переаттестация всех судей каждые три года приведет только к ненужным существенным затратам государственного бюджета и усилению, и без того значительного, давления на судей.

У депутатов еще достаточно времени для внимательного изучения результатов исследования, чтобы учесть мнения и пожелания граждан Украины в итоговом проекте судебной реформы. Во всяком случае, теперь известно, как именно видят судебную реформу украинцы, которым предстоит пользоваться услугами реформированных судов.

Мнение автора не всегда совпадает с позицией редакции

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: