Война дронов. Куда исчезли Байрактары и появятся ли в Украине собственные «Шахеды»

Технологии войны
Война дронов. Куда исчезли Байрактары и появятся ли в Украине собственные «Шахеды»
Дроны становятся едва ли не главным оружием современной войны
Фото из открытых источников

Массовое производство беспилотников в Украине: быть или не быть?

На вооружении ВСУ появились австралийские беспилотники-камикадзе, сделанные из картона. Они улетают на расстояние до 120 км и несут 5 кг взрывчатки.

Почему в Украине до сих пор не налажено производство по крайней мере простейших коптеров, которые еще беспилотные летательные аппараты (БПЛА) есть у наших военных и куда исчезли гремевшие год назад Bayraktar TB2, выяснил «Главком».

Дроны украинского производства

В независимой Украине такое направление военной инженерной мысли как разработка беспилотных летательных аппаратов, к сожалению, почти не развивалось. Производство дронов не имело никакой поддержки со стороны государства – ни финансовой, ни технологической.

Что интересно, достаточно перспективные проекты создавались студентами – в начале 2010-х годов, например, свои разработки представляли студенты Киевского политеха и Харьковского авиационного института, но эти проекты оказались невостребованными.

«Разработки были в зачаточном состоянии или на уровне проекта, сделали несколько действующих экземпляров, а потом дело остановилось – не будешь же работать на голом энтузиазме», – объясняет в разговоре с «Главкомом» ведущий эксперт Центра военно-политических исследований Александр Коваленко.

Украинская «Горлица» все никак не вылетит за пределы завода «Антонов»
Украинская «Горлица» все никак не вылетит за пределы завода «Антонов»
Фото: mil.in.ua

В 2014 году после аннексии Крыма и оккупации части Донбасса у правительства Украины начал появляться интерес к созданию БПЛА. Конструкторским бюро «Луч», например, разработан проект беспилотника «Сокол-300» (комплекс предназначен для ведения разведки и нанесения ударов по противнику). А государственное предприятие «Антонов» разработало многофункциональный комплекс «Горлица», являющийся почти аналогом ударно-разведывательного дрона Bayraktar TB2. Но эти проекты так и не были завершены.

Отечественные беспилотники, стоящие сейчас на вооружении ВСУ – результат работы частных компаний, это малогабаритные дроны (длина – чуть больше метра, гарантированный радиус действия – 100 км) для разведки и корректировки артиллерийского огня. В частности, это «Фурия» производства компании «Атлон Авиа» и «Аист-100» от компании DeViRo.

Обречены на импорт?

Однако украинские разведывательные БПЛА производятся в малом количестве – на сегодня «Атлон Авиа», например, сделала около 100 дронов, а DeViRo – около 200. А таких беспилотников нужны тысячи. Одна из причин такого ограниченного производства – нехватка производственных мощностей. Дроны собираются, образно говоря, на коленях в гараже. А для серийного выпуска даже самых дешевых аппаратов требуются современные производственные линии.

«Налаживать сейчас в Украине производство беспилотников в промышленных масштабах очень рискованно – предприятие сразу превратится в цель для российских ракет», – говорит Александр Коваленко.

Кстати, обращает внимание эксперт, Иран все свое военное производство давно перенес под землю (в том числе и выпуск дронов). Ракетами эти предприятия уничтожить невозможно, требуются специальные бетонобойные бомбы для поражения подземных коммуникаций. Но их еще нужно сбросить, подлетев на расстояние минимум в 70 км. А в этом случае бомбардировщик или функциональный истребитель окажется в зоне действия ПВО.

В Украине в условиях войны строить подземные заводы, конечно, нереально.

«Об этом нужно было раньше думать, до 2014 года», – говорит Коваленко.

«Фурия» – один из немногих отечественных беспилотников, преодолевших все технические и финансовые трудности и поступивших в войска
«Фурия» – один из немногих отечественных беспилотников, преодолевших все технические и финансовые трудности и поступивших в войска
Фото из открытых источников

Вторая проблема, по которой производство БПЛА в Украине слабо развивается – зависимость от импортных составляющих. Государство отменило налоги на импорт готовых дронов, но оставило их для компонентов. И, как следствие, украинские беспилотники получаются дороже импортных, а необходимость платить пошлину (размер зависит от изделия) и НДС (20%) вымывает оборотные средства со счетов частных компаний-дроновых производителей.

Так что катастрофическую нехватку беспилотников собственного производства Украина вынуждена компенсировать импортными. В настоящее время украинские вооруженные силы используют дроны более 30 наименований из разных стран мира. Рассмотрим несколько самых известных.

Куда делись «Байрактары»

Самый известный в Украине дрон – ударный оперативно тактический средневысотный беспилотный летательный аппарат Bayraktar TB2 производства турецкой частной компании Baykar Makina. Его появление в нашей стране (к началу полномасштабного вторжения было поставлено 36 беспилотников) вызвало большие ожидания – эти авиационные комплексы прекрасно показали себя в ходе второй карабахской войны 2020 года, успешно уничтожая армянские танки и бронетехнику.

Первое боевое применение Bayraktar TB2 в Украине произошло в конце октября 2021 года на Донбассе, когда дрон уничтожил российскую гаубицу. Неоднократное уничтожение агрессоров в Чернобаевке также заслуга турецких беспилотников. Но затем Bayraktar TB2 однажды исчезли с радаров украинского информационного поля.

Bayraktar TB2 оказался слишком дорогим, чтобы использовать его как ударный беспилотник и потому перешел в разведку
Bayraktar TB2 оказался слишком дорогим, чтобы использовать его как ударный беспилотник и потому перешел в разведку
Фото: glavcom.ua

Во время Второй карабахской войны Bayraktar TB2 показал себя очень эффективно, ведь у Армении были слабые, устаревшие средства ПВО советского производства. При этом азербайджанцы применяли хитрую тактику: они раскрывали армянскую противовоздушную оборону с помощью фиктивных целей (в частности, беспилотных Ан-2), затем позиции ПВО уничтожались из артиллерийского оружия, после чего вступали в действие Bayraktar TB2. Получив полное господство в воздухе, они уничтожали армянскую бронетехнику и танки.

В России, к сожалению, средства противовоздушной обороны более мощные, чем в Армении. И в условиях, когда линия фронта имеет эшелонированное российское ПВО, использовать Bayraktar TB2 в качестве ударных беспилотников стало просто невыгодно. Достаточно много собьющих шансов, а один Bayraktar TB2 стоит около $9 млн.

«Поэтому, – объясняет Александр Коваленко, – турецкие беспилотники используются сейчас как разведывательные. Учитывая качество установленной на них аппаратуры очень эффективно. И летают они вне зоны досягаемости российских ПВО».

Кстати, стоимость малогабаритных украинских разведывательных БПЛА «Фурия» или «Аист-100» – около $300 тыс. В тридцать раз дешевле Bayraktar TB2.

Дешево и сердито

Еще более дешевый вариант – использовать в качестве разведывательных дронов коммерческие беспилотники-квадрокоптеры, созданные для мирных целей – инспекции различных объектов, поисково-спасательных операций, доставки грузов. Теперь эти дроны стали помощниками украинских военных. Небольшие квадрокоптеры, до 10 аппаратов, почти в каждом разведывательном подразделении ВСУ. И хотя бы парочка – у минометчиков.

Основные разведывательные квадрокоптеры, используемые украинскими бойцами – это дроны китайской компании DJI, наиболее распространенные модели – беспилотники Mavic 2 Pro, Mavic 2 Enterprise и Mavic 3.

Enterprise имеет тепловизор, что делает дрон незаменимым при ночной аэроразведке. Mavic 3 имеет отличный зум, с помощью которого с расстояния в два километра можно приблизить картинку в 28 раз. Стоимость таких аппаратов – от $3 до $5 тыс. Дешево и сердито.

«Гражданские» квадрокоптеры теперь способны не только следить, но и воевать
«Гражданские» квадрокоптеры теперь способны не только следить, но и воевать
Фото из открытых источников

Кстати, на коммерческие дроны можно ставить систему сброса для осколочных гранат и мин. Но такая модернизация выполняется уже самим оператором беспилотника в зависимости от поставленных задач.

По некоторым данным, недавно в Украине появились квадрокоптеры Revolver 860 тайваньской компании Drones Vision. Это уже не коммерческие беспилотники, а сугубо военные. Это боевые летательные аппараты, предназначенные исключительно для поражения живой силы противника на расстоянии до 20 км. Благодаря барабанной системе этот дрон может нести сразу восемь 60 мм мин. При необходимости беспилотник может быть модифицирован под боеприпасы 82 мм или 120 мм.

Тайваньский летающий миномет

Дроны-камикадзе

Россия также не имеет традиций создания собственных беспилотных летательных аппаратов и стала закупать их в Иране. Речь идет о печально известных Shahed-136, которые в Украине прозвали мопедами из-за характерного звука во время полета.

Shahed-136 может пролететь более 2 тыс. км, масса осколочно-фугасной боевой части – 40-50 кг. Изготовляют беспилотник из гетинакса – слоистого прессованного материала на основе бумаги, пропитанной эпоксидной смолой. Винт – из дерева. Поэтому на радарах дрон практически не заметен. А стоит всего около $50 тыс.

Запуск беспилотника Switchblade, по своей сути – летающий Javelin
Запуск беспилотника Switchblade, по своей сути – летающий Javelin
Фото из открытых источников

У нас пока ничего подобного нет. Из тактических барражирующих боеприпасов (так по-научному называются дроны-камикадзе) в 3СУ до последнего времени были разработаны американской частной компанией AeroVironmen беспилотники Switchblade 300 и Switchblade 600. Стоят они соответственно $6 тыс. и $10 тыс., дальность – 10 и 80 км, боевая часть – как у переносного противотанкового ракетного комплекса Javelin, то есть кумулятивный снаряд.

Следовательно, сравнивать Switchblade и Shahed не приходится. Американские дроны-камикадзе могут уничтожить танк или другую бронетехнику, а иранские, из 50 кг взрывчатки, способны сами знать на что.

Первоначально дрон Corvo разрабатывался как средство доставки воды и еды
Первоначально дрон Corvo разрабатывался как средство доставки воды и еды
Фото из открытых источников

Правда, в марте австралийская компания Sypaq Systems начала поставки в Украину своих беспилотников Corvo PPDS, которые изначально были предназначены для транспортировки на дальность до 120 км продуктов питания, воды и лекарственных препаратов. Аббревиатура PPDS – это Precision Payload Delivery System, «средство доставки грузов».

Украинских военных Corvo привлек компактностью и способностью быть невидимым для врага
Украинских военных Corvo привлек компактностью и способностью быть невидимым для врага
Фото из открытых источников

Украинским военным дрон понравился – как груз можно прицепить 5 кг взрывчатки, а сам беспилотник – картонный (поверхности покрытые воском), на радарах незаметный. Поставляется в разобранном состоянии, коробках, похожих на упаковку для пиццы. Собирается прямо на месте, для крепления используются резиновые стяжки. Стоимость – в среднем $2 тыс.

Посол Украины в Австралии Василий Мирошниченко поражен картонными дронами

Был ли стриж?

Вполне возможно, что в ВСУ появился дальнобойный дрон-камикадзе. 5 декабря 2022 года на российской военной базе Энгельс (возле Саратова) были повреждены два стратегических бомбардировщика Ту-95. Сразу после этого профильное украинское издание Defense Express выдвинуло версию, что удар мог нанести модифицированный беспилотник Ту-141 «Стриж»: определенное количество этих БПЛА советского производства в Украине осталось.

Эту версию охотно подхватили украинские СМИ, а затем и российские. 10 января 2023 года «Российская газета», официальный печатный орган правительства РФ, опубликовала материал, в котором утверждалось, что американцы помогли Украине сделать из советских Ту-141 «Стриж» дроны-камикадзе.

«Стриж» на пусковой установке-прицепе в киевском музее авиации
«Стриж» на пусковой установке-прицепе в киевском музее авиации
Фото из открытых источников

Здесь следует отметить, что дальность полета «Стрижа», разрабатываемого как оперативно-тактический разведывательный БПЛА, составляет 1000 км. Производился он на Харьковском авиационном заводе и там его вполне могли модифицировать, заменив разведывательную аппаратуру боезарядом и установив современную бортовую навигацию. Превратив таким образом разведчика в камикадзе. А расстояние от Харькова до Энгельса – 715 км. Запаса дальности вполне хватает.

Впрочем, в списке вооружения и военной техники ВСУ «Стриж» не значится. Три Ту-141 находятся в музеях – в Киеве, Виннице и Луганске. Но в 1991 году в Одесской области из «Стрижей» была сформирована отдельная эскадрилья беспилотных самолетов-разведчиков, в количестве по меньшей мере 30 БПЛА. Пока о ее судьбе ничего неизвестно.

Что касается взрыва на военной базе Энгельс, то украинское военное руководство хранит молчание, традиционно ничего не опровергая и не подтверждая.

Относительно новых разработок отечественных беспилотников дальнего радиуса действия – недавно секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов рассказал об «армии дронов» и намекнул на возможности украинских БПЛА «достать в Москву и не только». Также на брифинге 13 января 2023 года представитель государственного концерна «Укроборонпром» Наталья Сад сообщила об успешном проведении нескольких воздушных испытаний нового украинского ударного дрона.

«Проект по разработке БПЛА с дальностью поражения свыше 1000 км и возможностью полезной нагрузки 75 кг достиг такого этапа, когда о нем, к сожалению, нельзя ничего говорить», – сказала спикер.

С тех пор прошло ровно три месяца. Никаких новостей о новом украинском ударном беспилотнике пока нет.

Андрей Кузьмин, «Главком»

Читайте также:

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: