Палата для Януковича

Палата для Януковича

До конца года Банковая может уничтожить Раду и внедрить двухпалатный парламент

Неподконтрольный Януковичу парламент вынуждает Банковую искать альтернативные рецепты контроля над законодательной ветвью власти. Оппозиция, добившись в Верховной Раде личного голосования, фактически лишила власть этого инструмента. С одной стороны – это, вроде бы, и победа. Но с другой, эта победа поставила под сомнение, как существование нынешнего созыва Рады, так и всей системы украинского парламентаризма.

Покупка тушек и подобные способы сколачивания большинства не вызывают у Президента полной уверенности. Ведь даже попытки навести дисциплину в своей собственной фракции, как показал опыт, тщетны. Как с такими ненадежными депутатами идти на второй президентский срок - проблема для Президента не последней важности. Потому у Виктора Федоровича серьезно рассматривают самый радикальный способ решения парламентской проблемы.

Нынешняя власть не может, да и не хочет, работать в формате компромисса или парламентского диалога, а потому, как сообщают источники «Главкома» в Партии регионов, окружение Януковича всерьез готовится перекроить политическую систему страны и упразднить Верховную Раду как последний оплот сопротивления.

Хотя описанный нашими собеседниками план на первый взгляд выглядит невероятным, но над его внедрением сейчас как раз и работают юристы Виктора Федоровича.

-- План Януковича – двухпалатный парламент до конца года

Итак, регионалы не стали изобретать велосипед и планируют пойти по пути практически всех украинских президентов, пытавшихся совладать с неподконтрольной Верховной Радой – сделать ее двухпалатной.

По этому плану, уже в 2013 году Президент проведет конституционный референдум, главным вопросом на котором будет утверждение поправок в Основной Закон. «Главком» уже детально описывал, какой мощный рычаг получил глава государства, продавив в последние дни работы Рады предыдущего созыва закон о всеукраинском референдуме. Главная его новела – принятие на референдуме законов и поправок к Конституции, которые не нуждаются в утверждении депутатами. И что самое важное – подсчитывать результаты референдума будет властная вертикаль, подчиненная главе государства. Вся процедура – от инициативы до вступления в силу принятого на референдуме документа, занимает не более 90 дней.

Главная новела поправок в Конституцию будет состоять в реформировании Верховной Рады. Ее поделят на верхнюю и нижнюю палату. Нижнюю планируют избирать на всеукраинских выборах – по чисто мажоритарной системе. Состав нижней палаты – 300 народных депутатов.

Верхняя палата будет полностью подконтрольна Виктору Януковичу. В ее состав войдут всего 54 человека – по два от каждой области Украины, Киева и Севастополя. Каждую административную единицу в верхней палате будет по совместительству представлять назначенный Президентом губернатор, а также один избранный областным советом представитель.

Общий состав Верховной Рады будет сокращен на 100 человек, что будет главным аргументом в агитации за такую новацию. Кроме того, главный упор будет делаться на региональное представительство в верхней палате, которая якобы станет выразителем интересов местных элит.

Очевидно, что 90% состава верхней палаты будет под полным контролем Президента. Эта палата имени Виктора Януковича будет во многом похожа на нынешний Совет регионов, на заседаниях которого глава страны чувствует себя царем и Богом.

С другой стороны, укрупнение мажоритарных округов утруднит фальсификации на выборах, что может позволить оппозиции иметь серьезное представительство в нижней палате. От такой пакости в проекте реформы от ПР также есть предохранитель - все важнейшие полномочия будут сконцентрированы в верхней палате. Нижняя будет принимать законы, но утверждать из будет верхняя. Кроме того, практически все важнейшие кадровые назначения станут прерогативой исключительно президентской палаты.

Это может показаться сверхъестественным, но регионалы уверены, что подобный финт Президент может провернуть уже в этом году, а по результатам референдума распустить Раду и избрать новую, «двухступенчастую», до конца 2013 года.

Оппозиция назовет подобную «реформу» государственным переворотом, а Запад в очередной раз будет повергнут в шок. Но к тому времени ни о какой ассоциации с ЕС речь идти не будет, потому реакция Запада для Виктора Федорович будет не столь актуальна.

Да и украинский агитпроп найдет демократические аргументы. Первый – во многих демократических странах есть двухпалатные парламенты, и не только в федерациях – как в США и Германии, но и в унитарной Франции. Да и системы выборов членов верхних палат настолько сложны, что некие параллели с украинской новеллой найти не сложно. В тех же США в Сенат избираются по два представителя от каждого штата, причем избирают их как раз законодательные органы штатов.

Второе - у той же Великобритании верхняя Палата Лордов вообще не избирается народом. И что, демократическая ведь страна, чем их лорды лучше губернаторов Януковича? Каждая политическая система с двухпалатным парламентом очень специфическая, и накануне референдума народ может «утонуть» в политологических спорах экспертов, так и не разобравшись, что же им толком подсовывают.

-- По стопам Кучмы и Ющенко

Все украинские президенты, за исключением Кравчука, на закате своей каденции хватаются за двухпалатный парламент, как за соломинку, которая может помочь сохранить власть или статус. Потому Украина много раз пережевывала дебаты вокруг двухпалатности, федеративности и прочих политологических закавык.

Первым за дело взялся Леонид Кучма. После своего избрания на второй срок он провернул референдум, на котором народ якобы дал добро на сокращение Рады до 300 депутатов и создание второй палаты. Но Кучма не стал продавливать это решение референдума и не пошел в обход парламента. В чем значительная заслуга тогдашнего состава Конституционного суда, который запретил менять Конституцию в обход Верховной Рады.

Вторая попытка Кучмы выпала на 2003 год. 5 марта он подал в Раду проект изменений в Конституцию, которыми предлагал ввести двухпалатность. Сегодня это прозвучит издевательством, но верхнюю палату Кучма предлагал назвать Палатой регионов. Прекрасное название, которое обязательно надо перенять Партии регионов. В Палату регионов должны были избираться по три человека от всех областей, Киева и Севастополя. Сделаем ударение - избираться, а не назначаться Президентом.

Нижнюю палату предлагалось назвать Государственным собранием, а избирать туда 300 человек по чисто пропорциональной системе. Кстати говоря, в том проекте было интересное предложение – избирать все органы власти в один год. Эту Кучмовскую идею на днях снова вытянул из нафталина Николай Азаров.

В парламенте предложение Кучмы поддержки так и не нашло, после чего Леонид Данилович был вынужден отозвать свое конституционное творение.

Спустя шесть лет идею двухпалатности подхватил Виктор Ющенко. После эпопеи с Национальный конституционным советом, в марте 2009 года он подал в парламент свой проект Конституции. Честное слово, какое-то традиционное мартовское двухпалатное обострение получается.

Вслед за Кучмой он пытался ухватиться за соломинку ускользающей власти – предложил переформатировать политическую систему страны и протолкнуть новую Конституцию на референдуме. Даже просил выделить для его проведения 450 миллионов гривен.

По предложению Ющенко, Верховную Раду хотели переименовывать в Национальное собрание. Верхняя палата – Сенат, в нее избирают по три человека от каждой области, и городов, приравненным по статусу к областям. Лично для себя и коллег президентов он предлагал ввести пост вечного сенатора, которым становились бывшие президенты, за исключением отправленных в отставку в порядке импичмента. В нижнюю палату – Палату депутатов, предлагалось избирать 300 нардепов.

Затея Ющенко была мертворожденной. Юлия Тимошенко и Виктор Янукович зарубили эту инициативу на корню.

Возможная реформа Януковича станет лишь калькой предложений его предшественников, правда, творчески доработанной. Кучме и Ющенко даже в голову не приходило предлагать формировать верхнюю палату из своих назначенцев - губернаторов. Ведь это, фактически, слияние законодательной и исполнительной власти.

Но Януковичу не привыкать ломать штампы и стереотипы. Конечно, можно будет с ухмылкой воспринимать референдумную инициативу Президента. Слишком уж она выглядит сказочно, тем более, что о нее поломали зубы Кучма и Ющенко. Искренне надеемся, что та же участь постигнет и Виктора Федоровича, а конституционный референдум так и останется страшилкой.

Но вспомним весну 2010 года. Многие оппозиционеры смеялись, когда их спрашивали, могут ли вернуть Конституцию 1996 года. Но смогли же! Да и Конституционный суд уже далеко не тот, что был при Леониде Даниловиче и даже Викторе Андреевиче. Перед Януковичем никаких преград нет, да и помешать ему, по большому счету, некому. Разве что народ снова выйдет на Майдан, если Президент попытается поломать страну через колено на своем референдуме. Но в это верится меньше всего.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: