Азаров хочет подарить Януковичу еще два года?
Среди «нескольких отличий» между нынешними властью и оппозицией можно выделить отношение к выборам. Если в оппозиции заявляют, что много выборов, хороших и разных, будут иметь оздоровительный эффект для страны, то во власти, как обычно, заводят пластинку на тему, зачем лишний раз «збурювати народ». В давешнем интервью российскому телеканалу «МИР» премьер Николай Азаров в который раз повторил тезис о том, что постоянные выборы мешают ему работать, а стране – развиваться. И предложил проводить все выборы синхронно.
«Украина находится в состоянии перманентного избирательного процесса. Поскольку выборы президента и выборы парламента не совпадают, из-за того, что они разнесены по времени и внутри этого промежутка проходят еще выборы в местные органы власти, то мы практически лишены длительного периода, когда в обществе не будут преобладать избирательные популистские подходы», – пожаловался Николай Янович, добавив, что президентская кампания уже идет полным ходом за два года до самих выборов.
Синхронизировать выборы всех уровней так, чтобы страна имела время для стабильной работы, Азаров назвал главной задачей конституционной реформы. Толковать заявление премьера можно так же разнообразно, как знаменитую фразу про «покращення вже сьогодні». То ли опять местные выборы вместе с парламентскими, то ли парламентские с президентскими с продлением полномочий гаранта на пару лет, то ли вообще все один в год. Вариантов масса и можно не сомневаться, что власть остановится именно на том, который выгоден именно ей.
Что ж, давайте посмотрим, сколько выборов разного уровня у нас прошло после легендарного 2004-го года. В 2006-м – очередные парламентские и местные, в 2007-м – внеочередные парламентские, в 2008-м – внеочередные в Киеве, в 2010-м – очередные президентские и местные (кроме Киева и Тернопольской области), в 2012-м – парламентские. Более того, если бы сами депутаты не продлили себе срок полномочий, последние могли бы состояться на год раньше. Сейчас оппозиция требует назначения выборов в Киеве, плюс накопилось несколько областных центров (Черновцы, Херсон, Николаев) и просто крупных городов (Ялта), где по различным причинам нет мэров, плюс ждут перевыборов несколько округов, где не удалось установить результаты на недавних парламентских выборах.
С одной стороны, действительно многовато, а у наших «стабильных» соседей создается впечатление, что Украина – страна сплошных выборов. С другой – если присмотреться, такое ощущение складывается во многом из-за внеочередного характера многих выборов, Азаров же вроде как говорит именно об очередных.
«Азаров, по-моему, сам не понял, что сказал, – говорит глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко. – У нас действительно было многих внеочередных выборов, но во всем мире выборы проходят, когда положено, а не из каких-то иных соображений. Если власть пойдет на одновременное проведение выборов, это автоматически сократит или наоборот увеличит нынешние сроки полномочий, что противоречит международным нормам».
-- Синхронизация под Януковича?
Важный вопрос – что же имеется в виду под «синхронизацией»?
Например, слышны предположения о том, что Януковичу в 2015-м может быть выгодно провести одновременно президентские и парламентские выборы. Мол, в таком случае произойдет определенная синергия кампаний, но пока такой сценарий выглядит малореализуемым – депутаты вряд ли подыграют Януковичу, дав повод для роспуска парламента нынешней каденции, да и в последние полгода своих полномочий Президент, согласно Конституции, не может его распустить. Конечно, в рукаве у Банковой на все случаи жизни есть Конституционный Суд, но пока эффективность такого хода кажется сомнительной. Другое дело, если «одновременность» выборов позволит продлить каденцию Виктора Федоровича до 2017-го – тогда смысл для него действительно появляется. С точки зрения юриспруденции это, конечно, выглядит фантастикой, но исходя из нынешних реалий – почему нет?
Есть и другой вариант синхронизации парламентских и президентских выборов. В свое время после Майдана Ющенко рекомендовали распустить старый парламент и на волне энтузиазма провести новые выборы в Раду. Тогда он советчиков не послушал, но в дальнейшем такой «спаренный» сценарий – парламентские выборы сразу после президентских – многие эксперты считают вполне допустимым.
«Например, во Франции парламентские выборы проходят вскоре после президентских, – говорит политолог Владимир Фесенко. – И весьма вероятно, что кто бы ни выиграл у нас президентские выборы в 2015-м, он предпочтет распустить парламент, чтобы минимизировать противоречия и не допустить повторения конфликта Ющенко – Тимошенко».
Политолог считает мнение Азарова «формально личным», хотя, возможно, отражающим общую установку во властной среде: «Не случайно же есть представление в Конституционный суд насчет киевских выборов в 2015-м. Но Азаров далек от политико-правовых механизмов, он – сторонник простых конструкций, и, возможно, действительно считает, что без постоянных выборов проще работать».
-- Пойти в народ
В стане оппозиции также слышны призывы к одновременным президентским и парламентским выборам, только Николай Янович вряд ли под ними подпишется. Ведь оппозиция требует всех выборов (да и местные давай!) уже сейчас.
«Азаров повторяет нашу инициативу, только мы выступаем за досрочные выборы и президента, и парламента, чтобы перегрузить всю систему власти, – говорит нардеп от «Батькивщины» Андрей Павловский. – Сам Азаров, в первую очередь, имеет в виду выборы в Киеве, подгоняя таким образом Конституционный суд, чтобы тот перенес их на 2015-й к остальным местным. Ведь после этой снежной катастрофы рейтинг их ставленника Попова болтается в районе 5–7 %».
Вариант одновременных президентских и парламентских выборов (понятно, раньше срока) Павловский также допускает.
«Все возможно, – уверен депутат. – Если под Администрацию Президента придет тысяч 50–70, то возможно одобрение любого решения. Ведь единственное, к чему прислушивается эта власть – количество людей на улице».
В родной для премьера Партии регионов толкуют слова Азарова по-своему.
«Азаров имел в виду одновременное проведение парламентских и местных выборов, – считает «регионал» Владимир Олийнык. – Мы все-таки не такая богатая страна, поэтому это было бы целесообразно и с политической точки зрения, и с экономической».
Напомним, что такая «спарка» уже действовала ранее и после массы нареканий развести во времени местные и парламентские выборы удалось лишь в 2009-м году. Теперь они проходят в один год (но не одновременно) с президентскими. Туда же – в 2015-й – Конституционный суд скоро может отправить и стоящие особняком киевские выборы.
На замечание, что такой опыт у нас уже был и признан негативным, депутат отвечает, что страна перепробовала несколько избирательных моделей, а премьер имеет право на свою точку зрения. В то же время Олийнык раскритиковал идею одновременных парламентских и президентских выборов из-за того, что это ослабит перед выборами обе системы власти, но допустил «французскую модель» с парламентскими выборами аккурат после президентских.
Если Николай Янович действительно имел в виду возвращение к одновременному проведению парламентских и местных выборов, то, что имеется в виду – досрочные парламентские выборы в 2015-м вместо 2017-го или «оттянутые» местные в 2017-м вместо 2015-го? В любом случае, все эти игры с синхронизацией требуют конституционных изменений. И «регионал» Олийнык не скрывает, что если с оппозицией по этому поводу не будет достигнуто взаимопонимания, то «можно попросить дать свою оценку обществу», т.е. вынести избирательный вопрос на пресловутый референдум.
Последнее слово для оппозиции превратилось в страшилку, поскольку власть, после принятия сыроватого закона о референдуме бросает пробные камни о вынесении на суд народа всего, что только можно, – от зачищенного от оппозиции двухпалатного парламента до второго государственного языка. При этом понятно, что процесс народного волеизъявления будет полностью контролироваться Банковой.
«Референдум действительно можно проводить, но что дальше? – рассуждает политолог Владимир Фесенко. – Решение референдума обязательно к исполнению, но нужно ли его дополнительно утверждать через Верховную Раду? Не нужно забывать и о том, что с помощью референдума можно принимать и законы, но соответствует ли это Конституции?»
Пока что все разговоры о разработке изменений в Основной закон мудрецами Конституционной ассамблеи сводились к одобрению пары спущенных с Банковой проектов для замыливания глаз европейцам. Если для власти действительно принципиальны манипуляции со сроками выборов, о которых упомянул Азаров, то под речи об экономии и стабильности нет ничего невозможного. Цель же одна – затягивание пребывания у власти «команды профессионалов» как можно дольше.
Коментарі — 0