Дары кремлевских данайцев, или О чем думал Янукович?

Дары кремлевских данайцев, или О чем думал Янукович?

Москва готовится запустить белорусский сценарий в Украине – изъятие активов за долги

Радужные надежды на «спасительную московскую соломинку», излучаемые представителями правящего режима после подписания договоренностей в Москве 17 декабря 2013 года являются слишком преувеличенными и вызывают огромный скепсис у всех, кто хоть немного интересовался историей новейших российско-украинских экономических отношений, похождениями российского бизнеса в Украине, а также реальным, мало к чему обязывающим российскую сторону, содержанием указанных договоренностей. Даже на первый взгляд выгодные соглашения о выделении кредита и снижении цены на газ при ближайшем рассмотрении вызывают серьезные и обоснованные опасения. А уж надежды на выгодное сотрудничество с Россией и рост экспорта в страны Таможенного союза, с некоторыми оговорками, являются весьма сомнительными.

Но главная опасность состоит в том, что, опираясь на российскую помощь в шкурном стремлении сохранить власть в 2015 году, режим Януковича дает Москве великолепную возможность сделать то, о чем Кремль давно мечтает: запустить в Украине «белорусский сценарий» по изъятию за долги активов, которые интересуют Москву, и уничтожить мешающих конкурентов. Результатом станет утрата Украиной значительной части суверенитета и остатков субъектности.

Начать следует с макроэкономических проблем в России. Недавно Всемирный банк снизил прогноз роста ВВП России в 2014 г. с 1,8% до 1,3%. В 2013 году российское правительство ожидает рост своей экономики на 1,4%, хотя еще недавно была надежда на 1,8%. Премьер России Дмитрий Медведев вынужден был признать, что ситуация в российской экономике становится все более сложной. Очевидно, что в таких условиях не следует особо надеяться на то, что российская экономика станет «локомотивом», который вытянет из кризиса экономику Украины за счет экспорта украинских товаров и совместных проектов.

Впрочем, если российские власти отменят ограничения на импорт товаров из Украины, введенные во время недавних торговых войн, то экспорт в Россию украинских труб, стали, продовольственных товаров, включая кондитерские изделия, восстановится. Да и то, не полностью, поскольку пока длилось эмбарго, конкуренты не дремали и успели частично занять ниши на рынках, в частности, труб и тех же кондизделий.

-- Не ждите «бога из машины»!

Но уже в высокотехнологичной сфере, энергетике и вообще в машиностроении особых перспектив на улучшение не предвидится по целому ряду причин, на некоторых из которых следует остановиться подробнее, поскольку именно совместное с российской стороной развитие этих отраслей красочно рекламирует правящий режим.

Прежде всего, о многострадальных железнодорожных вагонах. России украинские вагоны не нужны. В последние годы на российских железных дорогах наблюдалась острая нехватка подвижного состава. Производители вагонов, в том числе украинские, были этим развращены, непрерывно завышали цены, не занимались новыми рынками сбыта и видами продукции, мало думали о том времени, когда спрос снизится. Это время наступило. Кризис отрасли привел к затовариванию на складах и объясняется двумя причинами – сокращением перевозок в России, что привело к значительному излишку буквально всех типов грузовых вагонов и цистерн, и перепроизводством подвижного состава. Если раньше потребность российского рынка в вагонах доходила до 100 тысяч единиц в год, то сейчас она уменьшилась в два раза. Проблему переизбытка вагонов на рынке еще больше обострил ввод российской группой ИСТ в действие в 2012 году Тихвинского вагоностроительного завода мощностью 13 тысяч вагонов в год. Поэтому ограничения поставок украинских вагонов в Россию имели не столько политические, сколько экономические причины. Проще говоря, это борьба с конкурентами при помощи государства. Поскольку конъюнктура на российском рынке вагонов только ухудшается, то московские договоренности положение вагоностроительных предприятий Украины никоим образом не улучшат. Впрочем, вагоны – это «мелочи»…

Известно, что Украина крайне заинтересована в модернизации и развитии атомной энергетики, прежде всего, в достройке 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой атомной станции. Переговоры об этом ведутся уже долгие годы, документов на эту тему подписано множество, стоимость предполагаемого строительства неуклонно растет, дальше разговоров дело не идет. Но Протокол 6-го заседания украино-российской межгосударственной комиссии от 17 декабря 2013 года, вместо четкого определения сроков строительства, источников и объемов его финансирования сторонами, опять содержит общие, ни к чему не обязывающие фразы.

Крайне запутанным является ситуация с сотрудничеством в авиастроении. Вопрос о завершении совместных государственных испытаний многострадального самолета Ан-70 так и не решен. Хотя это лучший транспортник среднего класса, и никакой российский Ил-476, по сути, модификация старого-доброго Ил-76, с Ан-70 сравниться не может.

Точно так же ничего конкретного Россия не предлагает в широко разрекламированном возобновлении серийного производства самолетов Ан-124 «Руслан» с двигателями Д-18. С «Русланом» вообще имеет место множество курьезов. Несмотря на то, что основная производственная база этого воздушного судна находится в Ульяновске, самостоятельно российский авиапром наладить производство не способен. Даже анонсированную недавно «большим специалистом в авиации» вице-премьером России Дмитрием Рагозиным модернизацию существующего парка этих машин, выпущенных в 1980-х годах, российские предприятия без участия украинских коллег не могут из-за отсутствия опыта, кадров и необходимой технической документации.

По ряду оценок, в последние годы весьма незначительный процент продукции украинского авиапрома был ориентирован на Россию. За эти годы были найдены новые рынки сбыта, преимущественно в странах третьего мира. Правда, определенную проблему составляет тот факт, что процентное содержание российских узлов и агрегатов в украинских воздушных судах очень высоко и доходит иногда до 70% и более. Кремль может по политическим мотивам перекрыть поставки комплектующих и парализовать работу авиапрома Украины. Но тем самым он парализует работу сотен российских предприятий, что приведет обострению социально-экономических проблем, прежде всего, в российской провинции, где эти заводы расположены и где острых проблем и без того хватает.

Иными словами, украинский авиапром не способен развернуть массовое производство, поскольку все серийные заводы, за исключением харьковского, в советские времена были размещены в России, а также не может работать без российских комплектующих. Поэтому основа для взаимовыгодного сотрудничества реально существует, но в пассажирском и военно-транспортном самолетостроении ведущей скорее должна быть Украина, а не Россия. Правда, Россия могла бы стать источником инвестиций, но разговоры о финансировании совместных проектов через российскую Объединенную авиастроительную корпорацию остаются разговорами уже длительное время. Да и едва ли России обладает для этого достаточным количеством денежных средств.

Впрочем, иногда деньги находятся, но их расходование является, мягко говоря, неадекватным. Вообще, некоторые телодвижения Москвы в области авиационной промышленности плохо поддаются логике, а главное – противоречат громким заявлениям о необходимости объединения возможностей Украины и России в области высоких технологий, включая авиацию. В свое время российский авиапром отказался от совместного с Украиной производства самолета Ан-148, который примерно на 70% состоит из российских комплектующих. Налаживание его производства в Воронеже не требовало столь уж больших капиталовложений. Вместо того, предпочтение было отдано совместному с Израилем (тоже еще «великие авиастроители»!) самолету «Suhoy Super Jet» (SSJ), который на 80% состоит из импортных комплектующих, а на его разработку и запуск в производство пришлось потратить миллиарды долларов. Трудно сказать, была ли это удачная операция иностранных спецслужб по нанесению вреда экономике России, или это обычная коррупция в особо крупных размерах, за которую кто-то получил огромный «откат», но Россия явно понесла неоправданные потери и получила на выходе «сырое» воздушное судно, которое дороже своего аналога Ан-148, но существенно уступает ему по целому ряду показателей.

Вообще, надежды на то, что интеграция с Россией позволит загрузить те или иные предприятия заказами, являются крайне наивными. Ярким примером может служить тяжелое положение Минского автозавода, не смотря на вхождение Беларуси в Таможенный союз. Россия долгое время была главным рынком сбыта МАЗов. Но в России было принято решение зачистить рынок для своего КамАЗа, и МАЗ оказался на грани выживания.

Нечто подобное может произойти с экспортом в Россию авиадвигателей производства запорожского предприятия «Мотор-Сич». Прежде всего, речь идет о вертолетных двигателях. Недавно в Санкт-Петербурге был запущен завод по производству вертолетных двигателей, в который были вложены огромные деньги. Поэтому следует ожидать сокращения закупок у «Мотор-Сичи», для которой российский рынок остается основным. И никакие лозунги о сотрудничестве не помогут. Правда, специалисты утверждают, что российские модификации двигателей, имеющие общие с украинскими советские корни, существенно уступают запорожским, равно как и технология производства на заводе, но это другой вопрос.

Поднявшись над авиапромом еще выше, то есть в сферу ракетно-космической техники, можно также обнаружить массу доказательств того, что задекларированное сотрудничество с Россией мало что дает украинской стороне, а в ряде вопросов Украина больше нужна России, чем наоборот.

Прежде всего, следует отметить, что и по вопросу сотрудничества в ракетно-космической отрасли в Протоколе 6-го заседания украино-российской межгосударственной комиссии от 17 декабря 2013 года содержатся только общие фразы. В СМИ появилась информация, что российская сторона старательно выхолащивала содержание документа с тем, чтобы он ни к чему не обязывал. В то же время, Россия является хоть и важным партнером в космической сфере, но далеко не единственным, поскольку Государственное космическое агентство Украины сотрудничает также с США, Европейским космическим агентством (ЕКА), Китаем и Бразилией. Украина остается ведущей страной по производству ракетоносителей и двигателей, например, для ракет «Вега», запускаемых во Французской Гвиане Европейским космическим агентством, для ракет «Антарес» американского космического агентства NASA. Особое значение имеет совместный с Бразилией проект создания в пускового комплекса и ракеты-носителя «Циклон» для пусков с экваториального космодрома Алькантара¸ а также международный проект «Морской старт» (Sea Launch) с украинской ракетой-носителем Зенит-3SL. Хотя эта ракета более, чем на 70%, состоит из российских комплектующих и безо всяких новых «приступов украино-российского сотрудничества», Кремль едва ли решится по политическим мотивам перекрыть их поставки, как минимум, по двум причинам: во-первых, в этом совместном проекте участвуют еще США и Норвегия, а слава неадекватных партнеров Москве ни к чему, поскольку рынок космических услуг является весьма конкурентным, а во-вторых, перекрывание поставок больно ударит по ракетно-космической отрасли самой России, где сейчас наблюдается серьезный кризис.

Кризис проявился практически по всем ключевым направлениям. Во-первых, большой удар по космическим планам нанесла авария ракеты-носителя «Протон» в июле 2013 года. Во-вторых, по ряду финансовых и технических причин свернута разработка новой ракеты-носителя «Русь-М», и Россия продолжает летать хоть и на надежных и модернизированных, но все же устаревающих «Союзах», разработанных почти полвека назад (!) гениальным Сергеем Королевым, по пути которого до сих пор идет российская космонавтика. В-третьих, перманентная доработка военной ракеты «Булава» затянулась до неприличия, межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) SS-18 «Сатана» советского производства, составляющие основу стратегического оружия сдерживания России, неуклонно снимаются с боевого дежурства из-за окончания ресурса, перспективы создания тяжелой МБР становятся все более призрачными.

В ряде ракетно-космических программ Россия в принципе не может обойтись без украинского научно-технического потенциала, прежде всего, без ПО «Южмаш» и КБ «Южное». В частности, речь идет о продлении ресурса МБР, конверсии снимаемых с вооружения SS-18 в ракеты-носители «Днепр» для коммерческих пусков. Более того, по ряду оценок, Россия вообще не способна без украинских специалистов и предприятий создать новую МБР.

Таким образом, вне зависимости от того, что написано в межправительственном протоколе, декларируемое углубление сотрудничества в ракетно-космической отрасли в реальности мало дает украинским предприятиям. По тем же позициям, в которых Россия кровно заинтересована, сотрудничество не прекращалось даже в период торговых воен.

-- «Лучше газа хуже нет»

Ситуация с газом несколько иная, но и здесь, при ближайшем рассмотрении, не все так хорошо, как кажется на первый взгляд. Напомним, что17 декабря 2013 года главы «Газпрома» и «Нафтогаза» Алексей Миллер и Евгений Бакулин подписали дополнение к газовому контракту, согласно которому с 1 января 2014 года устанавливается цена в размере $268,5 за 1000 кубических метров. В 4-м квартале 2013 года цена составляла $406. Очевидно, что это выгодно. Снижение себестоимости за счет удешевления энергоносителей и сырья сделает продукцию предприятий более конкурентоспособной. Также существенно улучшится ситуация с государственными финансами: ожидается, что дефицит текущего счета, который в 2013 году оценивается в 7-8% ВВП, будет снижен до 5-6% ВВП, и на закупках газа у России можно будет сэкономить до $4-4,5 млрд в год. Расходы на энергоносители для бюджетных учреждений можно будет существенно сократить. Но это только с одной стороны…

С другой стороны, согласно допсоглашению, цена на газ будет пересматриваться каждый квартал, формула цены осталась без изменений, и это дает возможность российской стороне изменять цену в зависимости от политических мотивов. Осталось в силе главное условие контракта – «бери или плати», а также требование об обязательном объеме закупок газа, который составляет минимум 33 млрд кубов в год с учетом 20%-ного нештрафуемого недобора, поэтому в 2014 году при цене $268,5 за 1000 кубов Украина должна будет потратить на газ $8,9 млрд.

И это при том, что за последние годы «благодаря» кризису и путем вынужденной экономии из-за дороговизны Украина добилась существенного снижения потребления голубого топлива с 60 млрд кубов в год примерно до 40 млрд кубов, из которых 20-23 млрд кубов составляет российский газ. Правительство уже анонсировало амбициозные планы по сокращению в ближайшие годы закупок до 17 и даже до 15 млрд кубов. Правда, здесь речь идет о закупках «Нафтогаз» для государственных нужд. Газ для промышленности коммерческие структуры закупают по отдельным договором, прежде всего, Ostchem Фирташа для нужд химической промышленности, где газ используется не как топливо, а как сырье. По ряду оценок, структуры Фирташа закупали газ примерно по то же цене, которая теперь установлена для Украины – около $270 за 1000 кубов.

В «сухом остатке» имеем следующее. Украина получает «лишний» газ хоть и по низкой цене, что съедает экономию валюты за счет полученной скидки и лишает мотивов к внедрению энергосбережения. Кроме того, приостановлено налаживание альтернативных путей получения энергоносителей, в частности, украинская делегация так и не подписала широко разрекламированный договор о реверсе газа через Словакию, хотя за это долгое время шла борьба. Есть обоснованные подозрения, что сделано это было по настоянию Москвы, так как «Газпром» имеет эксклюзивное право на прокачку газа через Словакию.

В свою очередь, Москва путем предоставления скидки на газ, которую они вынуждена была предоставить целому ряду европейских покупателей из-за падения объемов продаж, не только увеличила рынок сбыта в Украине, но и получила дополнительный рычаг влияния на режим Януковича и страну в целом в виде цены на газ, которая в любой момент может быть увеличена.

-- Удушение кредитованием

Пожалуй, наиболее резонансной договоренностью стало выделение Москвой Украине $15 млрд. Основной массив финансирования в размере $12 млрд будет выделен в течение 2014 года несколькими траншами. Это позволяет выделение каждого транша сопровождать навязыванием Кремлем политических условий, скрытых от широкой общественности. Наличие возможных «тайных протоколов» многократно освещалась в СМИ. В частности, много говорилось о возможности досрочного погашения или штрафных санкций в случае невыполнения неких «тайных» условий.

Правда, указанные подозрения пока развенчиваются самим механизмом предоставления Москвой первого транша в размере $3 млрд, которое было осуществлено путем продажи Украиной двухлетних евробондов с купонным доходом в размере 5% годовых через Ирландскую фондовую биржу. Такая форма займа едва ли позволяет требовать досрочного возврата, но дает возможность сопровождать выделение каждого последующего транша дополнительными условиями. Но думается, что основная игра Кремля построена на другом, о чем далее.

По словам министра финансов России Антона Силуанова, в качестве способа кредитования были выбраны евробонды, потому что они более защищены, чем межгосударственный кредит. Кроме того, они могут быть проданы на вторичном рынке.

5% ставка по кредиту хоть и выше 3,5%, под которые дает деньги МВФ, но все равно намного меньше тех 7,5%-7,625%, под которые Украина занимала деньги в 2013 году. Не говоря уже о том, что на вторичном рынке доходность долговых обязательств украинского правительства иногда превышала 20% годовых. Российский кредит позволит пополнить критически сократившиеся резервы Нацбанка, а также позволит рассчитываться по долгам в 2014 году, на что, по разным оценкам, потребуется $7-10 млрд. Предполагается, что в конце 2014 года резервы НБУ составят $25 млрд.

Стабилизация финансов и снижение ожиданий дефолта, которым еще недавно пугали Украину, сделает более легким доступ правительства на рынок внешних заимствований, а главное, снизит ставки кредитования как на внешних финансовых рынках, так и по внутренним займам в гривне.

Собственно, это уже произошло, и есть подозрение, что на операции кредитованию режима Януковича Кремлем кто-то уже неплохо заработал. Известно, что не так давно американская инвестиционная компания Franklin Templeton скупила на вторичном рынке украинские долговые обязательства на сумму $6 млрд с 25%-м дисконтом. Как только стало известно о выделении российского кредита, дисконт снизился на 100 базисных пунктов, и это дает возможность на ровном месте «поднять» полмиллиарда долларов.

Большую опасность представляет краткосрочность кредита. Очевидно, что это станет фактором огромного влияния не только на Януковича и его режим, но и на его возможного преемника после выборов 2015 года. По ряду оценок, при выкупе Россией двухлетних евробондов на полную сумму, под конец 2015 года Украине придется выплатить $5,4 млрд, что является рекордно большой сумы для столь короткого промежутка времени. Таким образом, страна может опять оказаться на грани дефолта и девальвации, намного более разрушительных, чем сейчас, если кредит не будет взят. Но и это еще не все…

В результате Москва имеет шанс сконцентрировать примерно 50% государственного долга, что позволит Кремлю влиять на политику правящего в Украине режима. О том, что значительную часть долга Кремль уже контролирует через государственные и полугосударственные российские банки Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк и Газпромбанк, свидетельствует недавнее заявление Путина о том, что украинские заемщики должны нескольким крупным российским банкам почти $29 млрд. Эта сумма должна быть погашена в ближайшие 2-3 года, и к ней прибавятся $15 млрд займа по евробондам.

Едва ли стоит серьезно рассчитывать на то, что за это время финансовое положение страны существенно улучшится. Рассчитываться будет нечем, и вполне вероятно, что Москва может запустить так называемый белорусский сценарий – изъятие активов за долги. Впрочем, эта схема эта схема была «удачно» опробована не только в Беларуси, лишившейся за долги газотранспортной системы, но также в Казахстане и в Армении. В последней Россия забрала за долги даже атомную электростанцию.

А Украина – это намного больше, чем Беларусь, Казахстан и Армения вместе взятые. Даже после тотального дерибана 1990-2000 годов, в Украине осталось множество активов, в которых крайне заинтересованы Кремль и подконтрольные ему российские олигархи. Среди этих активов можно назвать, прежде всего, газотранспортную систему, Одесский припортовый завод, аммиакопровод и нефтепроводы. Но это далеко не все…

Повторим, что Москву очень интересуют украинские предприятия, выпускающие машиностроительную, оборонную и продукцию двойного назначения. Часть их Кремль хотел бы прибрать к рукам, а часть – нейтрализовать, чтобы они не составляли конкуренцию на мировом рынке аналогичным российским предприятиям. Речь идет, например, о производителе бронетанковой техники заводе имени Малышева, разработчике и производителе высокоточного оружия КБ «Луч» и ряде других. Кроме того, в Москве крайне озабочены налаживанием сотрудничеством ряда оборонных предприятий Украины с Западом.

В частности, Кремль заинтересован в контроле КБ «Южное» и ПО «Южмаш», без которых, повторим, Россия пока не способна создать новую межконтинентальную баллистическую ракету взамен выводимых из эксплуатации советских ракет. Москва крайне заинтересована в авиационной промышленности Украины, включая госпредприятие «Антонов», а также авиадвигателестроительные КБ «Прогресс» и АО «Мотор-Сич», без которых Россия не способна переоснастить военно-транспортную авиацию и обеспечить двигателями воздушные суда. Россия так и не смогла наладить производство газовых турбин для военных судов, а потому очень заинтересована в предприятии «Заря-машпроект». Москве хотела бы установить контроль над харьковским «Турбоатомом» и целый рядом энергомашиностроительных предприятий.

Словом, Москве есть что отбирать у Украины. Списывать украинские долги в Белокаменной явно не намерены. Долги, возврат которых представляется весьма сомнительным, могут стать той наживкой, которая позволит Кремлю прибрать к рукам одни активы и нейтрализовать другие, чтобы не мешали.

-- Развал по-русски

Приход российского капитала в Украину также не сулит ничего хорошего. Дело даже не в том, что российские олигархи контролируются Кремлем и в своих действиях следуют политической линии высшего российского руководства. Это в Украине олигархи, так или иначе, манипулируют бюрократами, включая высших должностных лиц, а в России все наоборот, и в этом смысле «Россия – не Украина».

Тех, кто от прихода в Украину российского государственного и частного капитала наивно ожидает притока инвестиций, особенно прямых, и возрождения производства, придется сильно разочаровать. Вся история «заходов» российского бизнеса в Украине свидетельствует о том, что это приводит к развалу предприятий и целых отраслей.

Ярчайшим примером служит ситуация в нефтеперерабатывающей промышленности Украины, которая перестала, по сути, существовать после того, как на рубеже 1990-2000-х годов была за копейки отдана российским олигархам под обязательства будущих инвестиций, модернизаций, поставок нефти и загрузки производства. Все относится к Кременчугскому, Одесскому и Лисичанскому нефтеперерабатывающим заводам, которые рано или поздно были остановлены полностью или почти полностью. Исключение составляет разве Кременчугский НПЗ, контрольный пакет которого вроде бы находится у государства. Но здесь уже много лет идет возня между миноритарными структурами Коломойского и Татарстаном… Но это отдельная тема, широко освещавшаяся в СМИ. В целом, российским «Татнефти», «ЛУКойлу», ТНК намного выгоднее завозить готовые нефтепродукты, чем заниматься производством.

После приватизации некоторых судостроительных предприятий Украины российскими олигархами, некоторые из которых умудрились здесь натурализоваться и даже «прикупить» себе депутатский мандат, например, Новинский, ситуация на этих предприятиях отнюдь не улучшилась. Хотя вице-премьер России Рогозин недавно жаловался, что российские заводы перегружены и не справляются с заказами по военным и гражданским судам, включая газовозы.

Точно так же, приватизация по дешевке Запорожского алюминиевого комбината и Николаевского глиноземного завода не принесли обещанных инвестиций. Новый алюминиевый завод в Николаеве так и не был создан, а Запорожский комбинат практически уничтожен, а его остатки сейчас влачат жалкое существование.

В целом, в своих действиях российские олигархи мало отличаются от отечественных нуворишей – заполучить предприятие как можно дешевле, «кинуть» с инвестиционными обязательствами, выкачать все что можно, а награбленное вывести в оффшор.

* * *

Понимают ли Янукович и компания, что «дары» кремлевских «данайцев» при всей их, на первый взгляд, выгодности вполне могут оказаться «братской удавкой» на шее страны и граждан? Трудно сказать. Похоже, единственное, что их сейчас волнует, – это удержаться при власти в 2015 году…

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: