Вялотекущий Мюнхенский сговор и его трагические последствия

Вялотекущий Мюнхенский сговор и его трагические последствия

После теракта с Боингом Запад обязан признать международный характер конфликта на Донбассе и его крайнюю опасность для Европы

Трагедия в небе над Донбассом, где в сбитом московскими наемниками пассажирском самолете в одночасье погибли почти 300 граждан многих стран мира, стала закономерным итогом многомесячного «слива» Украины ее западными «друзьями». Началось это с аннексии Крыма, которую «цивилизованные» страны де-факто признали и смирились с ней, хотя де-юре по инерции иногда продолжают еще делать заявления, «выражая глубокую озабоченность». Конечно, о прямой связи катастрофы малазийского воздушного судна и медленной, но уверенной сдачи Украины здесь говорить едва ли можно. Но слишком долго Запад вообще и, прежде всего, Европа исключительно из шкурных соображений пытались представить московскую агрессию в Украине как мелкий и сугубо двусторонний конфликт. Несмотря на режущие глаза факты поддержки Москвой терроризма на государственном уровне с явными геополитическими целями, Запад долгое время продолжал устраивать Путину пышные встречи, делать с Москвой «выгодные гешефты», даже поставлять в Россию вооружения.

И действительно, не ссориться же из-за «какой-то» нищей, разворованной олигархами и никому не нужной Украины с Россией – пусть авторитарной, зараженной милитаризмом и национал-шовинистической заразой, но такой богатой на ресурсы и «ресурсные доллары». Ведь одни чаевые, которые разбогатевшие на разграблении своей страны российские олигархи и чиновники в сезон оставляют в кабаках какого-нибудь Куршавеля, превышают бюджет среднего по величине и зажиточности города где-нибудь в Германии. Европа буквально «пропитана» российскими деньгами, и жить в такой «питательной среде» в Евросоюзе очень многим нравится. А что на Донбассе сотнями, уже даже тысячами гибнут мирные жители и военнослужащие Украины, это мало кого волновало. На Западе только забыли, что российская агрессия имеет место не где-то в далекой банановой стране на другом конце земли, а буквально у порога Евросоюза. Даже вокруг довольно-таки никчемного договора об ассоциации и зоне свободной торговли, который недавно, наконец, подписали, разворачивается грязная закулисная возня.

И вот – расплата в виде почти 300 погибших в сбитом самолете граждан едва ли не всех стран и континентов. Только теперь на Западе начали сурово двигать бровями, ставить вопрос о государственной поддержке режимом Путина терроризма, заговорили о Гаагском суде, собирают очередные болтливые «посиделки» в ОБСЕ, готовятся рассматривать вопрос в еще одной никчемной «конторе», именуемой ООН, а также угрожают Кремлю некими новыми и «страшными» санкциями, хотя какими были предыдущие санкции так толком никто и не понял.

-- История и современность

Трагический исторический опыт, похоже, Европу ничему не научил. И даже не столько всю Европу, сколько лидеров Франции и Германии, которые с маниакальным упорством пытаются «умиротворить» Путина, естественно, за счет Украины, которая, как в известном анекдоте, выполняет роль невестки, во всем виноватой одним фактом своего существования. Похоже, Франсуа Олланду и Ангеле Меркель не дают спать «лавры» Даладье и Чемберлена, которые в 1938 году так же «успешно» в ходе знаменитого Мюнхенского сговора «умиротворили» Гитлера за счет Чехословакии, выполнявшей тогда роль означенной «невестки».

Подозрения относительно Мюнхенского сговора в новом вялотекущем издании наглядно подтверждаются всем ходом событий, включая телодвижения вокруг ратификации Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и Евросоюзом. Все больше фактов подталкивает к мысли о том, что вокруг ратификации идут торги, причем не между Украиной и Россией, не в треугольнике «ЕС-Украина-Россия», и даже не между ЕС и Москвой, а между Кремлем, с одной стороны, а также Парижем и Берлином, с другой. И это не говоря уже о том, что экономические выгоды от евроассоциации представляются все более призрачными, зато потери от утраты рынков на постсоветском пространстве из-за фактической войны с Россией становятся все более катастрофическими, и никакая зона свободной торговли с ЕС компенсировать эти потери не в состоянии.

Напомним, что 21 марта 2014 года премьер Яценюк подписал так называемую политическую часть соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. В свою очередь, 22 апреля ЕС принял решение об отмене до 1 ноября 2014 года таможенных пошлин на украинские товары, ввозимые на территорию объединенной Европы.

Затем 27 июня уже новоизбранный президент Порошенко «окончательно подписал» соглашение, включая, прежде всего, его экономическую часть. Сие деяние было преподнесено как некое хоть и промежуточное, но крайне важное торжество на пути Украины в «светлое европейское будущее». В свою очередь, Брюссель поставил вопрос о скорейшей ратификации соглашения парламентом Украины. В известной своей бюрократией Европе, где документ, согласно тамошним законам, должны ратифицировать парламенты всех 27-ми стран-членов, зело отличились лучший друг Украины Литва, а также Румыния, ранее в слишком теплых отношения к Украине не замеченная. Парламенты этих стран буквально сходу ратифицировали соглашение. Украина на этом фоне выглядела глупо…

В Украине начались проволочки, которые поначалу списывали на неповоротливость бюрократической машины. Затем в интервью журналу Time прозвучало заявление Порошенко о том, что Украина, прежде всего по экономическим причинам, не может сейчас порвать отношения с Россией, несмотря на то, что Путин аннексировал Крым и поощряет дестабилизирующие процессы в восточных областях.

Затем появилась информация о том, что Порошенко поручил Министерству иностранных дел подготовить и согласовать с ЕС план ратификации соглашения об ассоциации Украиной. Трудно понять, что такое «план ратификации» и зачем он вообще нужен, если Украина на ратификацию договора парламентами стран-членов ЕС повлиять никак не может, а ратификация документа в Верховной Раде является чисто внутренним вопросом, к которому ЕС не имеет никакого отношения, по крайней мере, формально.

К тому же, существует четкий и давно известный механизм ратификации международных договоров в Украине. Согласно закону о международных договорах, МИД готовит для этого определенный стандартный пакет документов, согласуя его с другими министерствами и ведомствами. Затем вносится представление президенту, который подает его в парламент, где рассматривается и принимается закон о ратификации международного договора. Никакого «согласования с ЕС план ратификации соглашения об ассоциации Украиной» в этом алгоритме не предусмотрено. На момент написания этого материала о передаче документов в парламент не было ничего известно.

Но в этот раз алгоритм претерпел существенные изменения…

-- Закулисные инсинуации

Поначалу Брюссель выдвигал Украине условие ратифицировать соглашение до парламентских каникул. Поскольку парламент каникулы отменил (хотя все равно не работает!), срок ратификации вроде бы продлевается до сентября, до которого осталось «всего ничего». Подобные требования обусловлены тем, что 1 ноября 2014 года оканчивается срок действия так называемых автономных преференций, которые ЕС предоставил Украине в марте при подписании политической части документа. Также срок ратификации определяется процедурой начала временного применения соглашения. Согласно процедуре, временное применение вступает в силу через месяц после ратификации парламентом Украине, не дожидаясь ратификации всеми 27-мя парламентами стран-членов ЕС. При этом вступает в действие и зона свободной торговли, в том числе и прежде всего отменяются пошлины на ввоз украинских товаров в страны Евросоюза.

Но это внешняя «правильная» картинка. За кулисой же, как и водится в «высокой политике», идут грязные игры.

По данным издания «Зеркало недели. Украина», лидеры ряда европейских стран уговаривали Украину и новоизбранного президента Порошенко повременить с подписанием соглашения об ассоциации. После некоторого торга якобы сошлись на том, 27 июня соглашение окончательно было подписано только при условии участия Украины в трехсторонних переговорах Украина-ЕС-Россия по вопросу защиты российских торгово-экономических интересов в ходе реализации соглашения о евроассоциации Украина-ЕС. А смирившись с подписанием соглашения, эти страны теперь, по данным указанного издания, настаивают на отсрочке его ратификации.

Не нужно долго теряться в догадках, чтобы понять, какие именно европейские страны оказывают давление на Украину. Это Германия и Франция, причем последняя все более выполняет роль младшего брата (сестры) у первой, что изрядно забавляет, если вспомнить историю взаимоотношений этих двух стран. Теперь важные европейские вопросы все больше решаются не в Брюсселе, а в Берлине при поддержке Парижа. Достаточно обратить внимание на тот факт, что начавшиеся было в Женеве переговоры по урегулированию «украинского кризиса» в формате ЕС-Россия-США-Украина как-то бесславно сошли на нет и превратились в контакты, в которых Запад представляет Берлин с Парижем «на подтанцовке». Таким образом, из диалога выпали не только США, но и Брюссель, уступив место Германии.

Главное в том, что до сих пор при заключении соглашений об ассоциации ЕС с другими странами еще никогда не было согласований с третьими сторонами, как сейчас в случае с Украиной. Это беспрецедентный случай! Согласование мотивируется тем, что зона свободной торговли Украины и ЕС может повредить экономическим интересам России, с которой Украина состоит в одной зоне свободной торговли стран СНГ. Часто приводится трагикомический аргумент о некоем «польском сыре», который сначала с рамках ЗСТ Украина-ЕС беспошлинно проследует в Украину, где на нем якобы сменят этикетки на украинские, после чего он опять же беспошлинно, но в рамках ЗСТ Украина-СНГ въедет в Россию, которой тем самым будет нанесен непоправимый экономический и медико-санитарный ущерб. Подобная байка, честно говоря, зело напоминает «пугалку» о «кровавых бЭндеровских фашистах из Правого сектора».

Совершенно очевидно, что мотивы российского прессинга лежат не в экономической, а в геополитической плоскости. Путин постоянно навязывает Западу свою игру и делает это весьма успешно, в данном случае, ценой кровавого хаоса на Донбассе, когда Украина является разменной пешкой в большой игре. А таможенные пошлины на какой-нибудь сыр являются лишь поводом, причем, весьма смешным и детским.

Почему Европа, прежде всего, Меркель «ведутся» на подобные кремлевские сценарии? Причина банальная – деньги, деньги и еще раз очень большие российские деньги. Западные лидеры и корпорации не желают во имя неких эфемерных ценностей отказываться от вполне конкретных барышей, возникающих в ходе сотрудничества с Россией. Разговоры о том, что Меркель чуть ли не поддерживает идею «русского мира» оставим для любителей орать: «Danke Frau Ribbentrop». На деле, бундесканцелерин действует вполне рационально: выбирая между ценами и ценностями, она отдает предпочтение первому. Именно поэтому Меркель, действуя якобы по сценарию Путина, в частности, настаивает на переговорах Украины с вооружаемыми Россией бандитами, хотя представители ОБСЕ при всем их пацифизме уже заявили, что разговаривать там не с кем, поскольку имеют место разрозненные, часто враждующие друг с другом, бандитские группировки. Другое дело, что эта сиюминутная рациональность Европы вообще и Меркель в частности в перспективе чревата инфернальными трагедиями, подобными тем, которые уже были в ХХ веке. Еще раз подчеркнем, что Гитлера «умиротворяли» примерно так же, как теперь Путина. Сейчас ситуация, пожалуй, даже хуже, поскольку экономика довоенной Европы не была так сильно завязана на Третий Рейх, как экономика современной Европы на Третий Рим, точнее на его очередное, путинское издание.

Именно поэтому никаких серьезных санкций против Кремля Европа не введет. В свою очередь, США самостоятельно серьезные санкции ввести не смогут. Во-первых, санкции только тогда будут эффективными, когда их будут придерживаться все западные страны. Во-вторых, США вынуждены демонстрировать единство с Евросоюзом перед лицом России и, тем более, Китая. К тому же, последние катастрофические события в Ираке сильно отвлекают Вашингтон от европейской и украинской проблематики. Что касается по-настоящему серьезных санкций, то на Западе уже предлагалось, например, отключить на некоторое время российским банкам международную систему расчетов SWIFT, что сразу же парализовало бы всю внешнеэкономическую деятельность Москвы, но сам же Запад подобных действительно «крутых» мер и убоялся.

Последнее решение Запада о введении касается некоторых предприятий, банков, чиновников и бизнесменов. Такие телодвижения выглядят явно неадекватными в условиях, когда с территории России на Донбасс идут колонны танков, ведется обстрел авиацией и системами залпового огня. Не говоря уже о том, что Европа список подпадающих под санкции обещает озвучить только к концу месяца. Чтобы было время поторговаться?..

В свою очередь, США ввели довольно серьезные, на первый взгляд, санкции. Но, во-первых, без одновременного введения их Европой эффективность санкций существенно снижается. А во-вторых, угрожающие разговоры Запада о санкциях длились так долго, что у Москвы была возможность перестроить систему внешнеэкономических связей, например, вывести капиталы из западных в азиатские банки, которые санкции не поддерживают, за исключением, разве только Японии. К тому же, по некоторым данным, Кремль долгие годы готовился к нынешней международной эскалации, и многие капиталы, включая личные счета, были выведены с Запада заблаговременно, а внешнеэкономические связи выстроены так, чтобы как можно меньше зависеть от стран «золотого миллиарда».

Словом, особых иллюзий по поводу западных санкций питать не следует.

Но Берлин, Париж и Лондон хотя бы понимают, что с украино-российским конфликтом и с гражданской войной на Донбассе нужно что-то делать, а иначе не поздоровится и самой Европе. В свою очередь, страны Юга Европы и разного рода «задворки Европы», где влияние московской коррупции и российских олигархических капиталов очень сильно, вообще категорически против санкции против России, а украино-российских конфликт норовят свести к исключительно двусторонним «разборкам», в которые не следует вмешиваться. Причина все та же – шкурно-экономические интересы.

Как бы это цинично ни звучало, но сбитый российскими наемниками над Донбассом пассажирский самолет из Малайзии, на борту которого находилось много граждан Нидерландов, США, Австралии других стран Европы и Азии, в том числе, детей, может сослужить службу, если, конечно, в данном столь трагическом случае так вообще можно выразиться. Остается надеяться, что теперь на Западе перестанут рассматривать конфликт как «местечковые украино-российские разборки», признают международный характер этого конфликта и его крайнюю опасность для Европы в целом. И может, на Западе, наконец, перестанут проводить помпезные встречи и задушевные беседы с Путиным. Подобную задушевность недавно продемонстрировала Ангела Меркель, мило щебетавшая с Путиным во время футбольного матча на чемпионате мира в Бразилии, благо языкового барьера между ними нет: Путин хорошо владеет немецким со времен своего сидения в Дрездене за кружкой пива в местном «гоштете» в роли резидента КГБ, а бывшая «осси», то есть восточная, «ГэДээРовская» немка, Меркель, говорят, неплохо изъясняется по-русски.

Нынешняя медленная, но умеренная сдача Украины «просвещенной» Европой должна была излечить многих в Украине от неуемных восторгов по поводу «евроценностей», но протрезвление хоть и идет, но слишком медленно. В который раз приходится напоминать, что для излечения от, так сказать, следует почитывать тексты, кстати, русских авторов Достоевского, Герцена, Бердяева, которые еще 100-150 лет убедительно показали, что «просвещенная Европа» на самом деле является царством сытого и самодовольного торгаша. Самобытный, но, впрочем, несколько неоднозначный Константин Леонтьев в середине ХІХ века метко заметил о Европе: «Образ рыцаря сменился образом лавочника». И если Достоевский и Леонтьев были «слишком русскими», то Герцен и Бердяев, наоборот, имели именно европейское образование и воспитание, долго жили в Европе. В общем, шкурный интерес там намного превышает разные «ценности».

P.S.

В этой теме просто невозможно поставить точку, поскольку непрерывно приходят все новые и новые подтверждения вышесказанному. Вот только два факта. Глава российского МИД Лавров 18 июля заявил о готовности Кремля наносить удары по объектам, расположенным на территории Украины. И тут же Ангела Меркель, невзирая на гибель сотен пассажиров злосчастного малазийского «Боинга», бодро предложила Украине провести переговоры с Путиным, который упорно делает вид,, что Кремль к войне на Востоке Украины отношения никакого не имеет.

Не следует сильно удивляться, если следующим предложением фрау бундесканцелерин будет расчленение Украины с выделением какой-нибудь «Новороссии», как в 1938 году расчленяли Чехословакию. И будет тогда нам «полный Мюнхен»…

Фото: ИТАР-ТАСС

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: