Владимир Демидко: Нет такой таблетки, чтобы бизнес сразу полюбил Азарова

Владимир Демидко: Нет такой таблетки, чтобы бизнес сразу полюбил Азарова

Соавтор изменений в Регламент, позволивших сформировать коалицию, – о роли партии в объединении страны.

Глава подкомитета по вопросам Регламента Верховной Рады, член Политсовета Партии регионов Владимир Демидко и со вчерашнего дня советник Президента называет себя человеком из команды Януковича и имеет на это полное право. Он знаком с лидером регионалов больше двух десятков лет – с тех пор, как нынешнего Президента назначили начальником автобазы Министерства угольной промышленности УССР, в аппарате которого в то время трудился Демидко.

В интервью «Главкому» Владимир Николаевич говорит о Викторе Федоровиче мало, не желая присоединяться к хору многочисленных новоявленных друзей нынешнего главы государства.

Рассуждения Демидко о текущей политической ситуации, партийных делах и перспективах развития Украины в полной мере характеризуют мировоззрение «стародонецких» – людей, основавших Партию регионов, ядра команды, которая привела Виктора Януковича на пост Президента Украины.

«Главком» говорил с Владимиром Демидко о вызовах, стоящих перед новым главой государства, судьбе Партии регионов и о позволивших сформировать новую коалицию и назначить правительство изменениях в Регламент Верховной Рады, одним из авторов которых он был.

-- Никто не имеет права отнять у любого депутата возможность войти в коалицию

Вы – один из авторов изменений в Регламент, благодаря которым удалось создать новую коалицию и назначить правительство. Однако возникают сомнения в конституционности этих изменений. То есть, имеется решение Конституционного суда от 17 сентября 2008 года, в мотивационной части которого прямо сказано, что входить в коалицию могут только члены тех фракций, которые эту коалицию формируют. И ваши оппоненты имеют основания утверждать, что эта коалиция создается с нарушением норм закона. В перспективе – обращение в Венецианскую комиссию, призыв к Европе считать правительство нелегитимным… Стоило ли начинать именно с этого деятельность нового Кабмина? Или все-таки, может, имело смысл продолжить переговоры с НУНС для того, чтобы создать коалицию фракций?

Если вы считаете, что страна может терпеть коалициаду еще месяц, два, три, четыре – без бюджета, с кучей долгов – тогда мы, наверно, живем в разных странах. Другое дело, если бы мы говорили о Швейцарии…

Ситуация сегодня в стране не та, когда мы – ответственные люди, ответственные политики – можем позволить себе тратить время, которого нет. Не побоюсь повторить главный упрек, который Николай Азаров сделал в своем докладе тогда еще премьер-министру Тимошенко. Он сказал: трагедия заключается в том, что Тимошенко со своим правительством украла у страны эти два года. А значит, украла у каждого человека два года нормальной жизни, два года надежды на нормальную жизнь. А если вести отсчет с первого указа Ющенко о роспуске парламента, с апреля 2007 года, то получится, что украдены целых три года! Ведь все это время мы только и занимались выборами и коалициадами…

Второе. Упреки в нашу сторону звучат от людей, совершенно далеких от правовых вопросов и конституционных процессов. Мы сами вчера подали обращение в Конституционный суд с тем, чтобы его судьи разъяснили нам, правильно ли мы поступили.

Вас в ответ упрекнут в том, что вы назначили свого премьера по новому регламенту, а Конституционный суд ваше обращение будет рассматривать еще полгода. Что на самом деле цель у вас была одна: назначить своего премьера.

При подготовке изменений в Регламент Верховной Рады мы исходили из того, что разъяснение КС, на которое вы ссылаетесь, касалось примерно такой же ситуации – я подчеркиваю и настаиваю на этом, на примерно такой же, схожей ситуации – было дано в тот момент, когда Регламента Верховной Рады не было.

Сейчас, когда Конституционный суд рядом с Конституцией будет иметь Регламент Верховной Рады, принятый в виде Закона, в котором будет подробно выписан механизм создания коалиции, его разъяснения могут быть совершенно другими.

Дополнительно я хочу вам сказать, что нынешняя ситуация отличается от позапрошлогодней тем, что у нас на тот момент не было такой категории, как внефракционные депутаты. Можем ли мы лишить их права участвовать в формировании коалиции? Наверное, нет. Ведь иначе получается, что я – депутат высшей категории, а внефракционный – какой-то низшей? Мне можно коалицию создавать, а ему нельзя? А кто это право у него отнял? Конституция его не отбирала! Поэтому в наших изменениях в Регламент мы просто восстановили то, как, на наш взгляд, должна реализовываться 81-ая статья Конституции Украины. А правильно мы сделали или нет – даст свое заключение Конституционный суд.

Но дело ведь не во внефракционных депутатах. Их сегодня в парламенте всего четыре человека. Вы предлагаете, чтобы членами коалиции стали члены фракций БЮТ и НУНС. Вы не видите противоречия в том, что действующий член действующей фракции БЮТ или НУНС войдет в коалицию Партии регионов, Компартии и Блока Литвина?

Мы основываемся на одном: на святом праве. Права человека в Украине защищены Конституцией. Кто имеет право у любого депутата, члена любой фракции отнять возможность войти в коалицию и приступить к реализации большой, перспективной программы? Никто.

То есть право народного депутата, как и право гражданина – священно. А все остальное: коалиция, большинство, меньшинство и так далее – это все условности. Самое главное – это право человека, независимо, депутат он или не депутат. И поверьте мне, в решении этого вопроса судьи Конституционного суда будут исходить из верховенства права.

До выборов Партия регионов неоднократно заявляла, что должностные лица прежней власти после прихода к власти Виктора Януковича понесут ответственность за ряд незаконных или сомнительных с точки зрения закона действий. В то же время, политическая традиция Украины свидетельствует о том, что новая власть, как правило, старую власть не садит. Будет ли Янукович разбираться с теми злоупотреблениями, которые были допущены во времена президентства Ющенко? Или мы можем допустить, что принято некое политическое решение, согласно с которым на все эти дела новая власть просто закрывает глаза и позволяет старой элите спокойно уйти?

Ни один Президент не имеет роскоши позволить себе не контролировать исполнение законов в стране. Это – его главная должностная обязанность. Поэтому ни о каких политических репрессиях речи не может быть. Страна увидела уже, что такое 20 тысяч изгнанных на улицу чиновников.

Президент Янукович по своим конституционным полномочиям обязан следить за тем, чтобы законы исполнялись всеми. Если их кто-то нарушил, он должен нести ответственность. И ничья политическая принадлежность или политические симпатии не будут иметь никакого отношения к позиции Президента по наведению порядка в стране. Но у тех чиновников и должностных лиц, которые под шумок и крики о демократии и репрессиях попытаются скрыть свои воровские дела, ничего не получится. Я уверен, что все будет происходить по закону. Вор должен сидеть в тюрьме.

Тогда я спрошу вас по одному конкретному примеру. Например, премьер-министр Юлия Тимошенко не выполняла закон о повышении социальных выплат, принятый Партией регионов. И неоднократно Партия регионов говорила: мы подадим запрос в прокуратуру, а после того, как мы придем к власти, Юлия Тимошенко лично понесет ответственность…

Да. И Партия регионов не ждала, пока выборы состоятся. Как только премьер-министр отказалась выполнять закон о новых соцстандартах, Партия регионов подала в прокуратуру соответствующее обращение. Тема это большая, сложная. Насколько я понимаю, прокуратура эту работу ведет, она расследует обстоятельства, по которым произошло невыполнение закона Украины. Прокуратура у нас является органом, который следит за за строжайшим исполнением законов, и ее деятельность не зависит от Президента или конкретного народного депутата. Если нарушение было – прокуратура возбудит уголовное дело и скажет, кто виноват: Иванов, Петров, Сидоров, Тимошенко, Пинзеник или кто там в то время занимал соответствующую должность. Поэтому мы все-таки надеемся, что Генеральная прокуратура даст объективную оценку этому вопиющему факту, подобного которому в истории украинской государственности никогда не было.

-- Придя к власти, мы получили пепелище

Хотел бы попросить вас прокомментировать фразу бютовца Игоря Грынива, которую недавно процитировала «Украинская правда». Он сказал примерно следующее: Тимошенко президентство нужно для того, чтобы ей поставили памятник, Ющенко – для того, чтобы карать и миловать, а Януковичу – для того, чтобы спокойно ездить на охоту и рыбалку.

Я давно знаю этого политика и с уважением относился к политической силе, которую он представляет. Но меня такие оценки со стороны человека, больше 20 лет занимающегося политической работой и прошедшего путь от секретаря Львовского обкома комсомола до украинского парламента, мягко говоря, удивляют.

Очевидно, что-то внутри партии «Реформы и порядок», достаточно серьезным функционером которой он является, все складывается не совсем хорошо. И, наверно, этим вызвана отставка лидера этой партии Виктора Пинзеника. Ведь настоящий демократ так выражаться не может. Такие оценки – стиль Наташи Витренко. Когда руководящая часть партии начинает маргинализироваться, ее лидер принимает решение уйти из этой политической силы. Мне жаль эту партию.

А вы могли бы в таком случае кратко объяснить, для чего Виктор Янукович шел в Президенты?

Это сказал сам Президент Виктор Янукович, и мне тут даже комментировать нечего. Он сказал: страна ослаблена тем, что она искусственно разъединена и в результате этого люди страдают от бедности. Янукович стал Президентом для того, чтобы исправить эту ситуацию: объединить страну и побороть бедность.

Что вы имеете в виду, называя главной причиной бедности разъединенность страны?

Некоторые наши политики спят и видят только очередные выборы. Они неэффективны как менеджеры, как хозяйственные руководители, как руководители территорий, и не могут управлять ними. Поэтому для них существует единственная форма политического выживания – перманентные выборы и дробление страны.

То есть, для того, чтобы находиться на гребне политического процесса, им нужно все время показывать, где находятся враги.

Так вот политики, которые выходят на высокие трибуны и во всех бедах обвиняют своих политических оппонентов, навешивая им по территориальному признаку ярлыки антидемократов, антигосударственников и пятой колонны, являются врагами этого государства, врагами украинского народа. Ведь мы уже проходили это на протяжении последних столетий. В Российской империи во всем виноваты были жиды и коммунисты. Потом, в Союзе – врачи, кулаки, горные инженеры, шпионы, диссиденты… Всегда находили виноватых и говорили: вот если бы не они, все было бы хорошо. Сейчас мы их уничтожим – и все наладится.

Это – большевистский подход. А большевизм, этот стиль, эта агрессивная, маргинальная, антинародная мотивация поведения политиков-популистов – это самое страшное и разрушительное для страны явление.

Нельзя не признать, что в том же интернете сейчас можно наблюдать новую вспышку «накручивания» рядового пользователя против нового прихода к власти «донецких». Что нужно делать для того, чтобы успокоить народ, чтобы такие сценарии разделения страны не срабатывали?

По моему убеждению, нельзя действовать по принципу «дурак – сам дурак». Это как минимум глупо. Убедить людей в том, что государство движется в правильном направлении, можно единственным способом – начав побеждать бедность. На это у нас не так уж и много времени. К концу года мы должны выйти на плюсовые показатели роста ВВП, мы должны выйти на четкую выплату минимальных зарплат и пенсий в размере, определенном в ноябре. А дальше – нужно готовиться к следующему году. В 2011-м нужно будет запустить несколько мощных реформ, подготовку к которым нужно начинать уже сейчас…

Ведь надо понимать, что придя к власти, мы получили пепелище. В результате бездарных действий Президента Ющенко, начиная еще с 2005 года, в результате популистской, волюнтаристской деятельности правительства Тимошенко мы получили разруху…

Поэтому мы обречены на все эти ушаты помоев, они будут литься на нас. Ведь эти политики не изменятся в лучшую сторону, они будут становиться только хуже и хуже. Но в результате путь у них будет один – в политическую нишу Витренко. Ведь уже сегодня появились новые фигуры – Сергей Тигипко, Арсений Яценюк, – которые демонстрируют иной стиль политики. Они тоже критикуют, но из их критики можно брать конструктив. И в этом, вообще-то говоря, и состоит роль людей, которые на что-то претендуют в этом государстве.

Допустим, как Янукович будет бороться с бедностью, все понимают. Давно анонсирован план развития страны, руководить процессом будет грамотный экономист Азаров…

К этому нужно добавить, что одним из первых своих указов Виктор Янукович учредил Комитет по экономическим реформам, в который для консультаций приглашаются ведущие специалисты мирового уровня: от МВФ, от инвестиционных и аудиторских компаний. В рамках этого комитета они вместе будут нарабатывать план того, как Украина будет выходить из кризиса. Ведь их интерес состоит в том, чтобы запустить нашу экономику, чтобы она заработала.

Но на повестке дня остается вторая задача – объединение страны. Каким образом, каким способом вы собираетесь это делать? Кто будет этим заниматься? Кто, условно говоря, войдет в Комитет по объединению страны?

Эту задачу будет решать новый Президент Украины Виктор Янукович. Объединить страну – это сложная задача. Это – суперзадача. Но эту задачу Янукович решит – не за один день, конечно.

Президент уже обозначил формулу, по которой он будет реализовывать эту первостепенную задачу. Главным способом ее решения станет объединение усилий территорий, в том числе территориальных элит вокруг главного – вокруг экономики. Ведь в этом заинтересованы все. Директор театра заинтересован, чтобы ему фасад покрасили. Директор Каневского заповедника – чтобы ему наконец музей отремонтировали. Бизнес заинтересован, чтобы у него был рынок сбыта продукции – например, та же Россия. И правительство будет ему в этом помогать, а не ехать в Россию, ругаться, чтобы те закрыли границу, и перестали импортировать наши продукты питания, которые в Европу просто не проходят по качеству. Вот вам первый инструмент. Это то, что лежит на поверхности.

Но на самом деле задача еще глубже, еще сложнее. Нам нужно убрать недоверие друг к другу и оценивать друг друга по поступкам и по делам – и донецких, и львовских. Сегодня – независимо от того, о какой части Украины мы говорим, – в нашей стране происходят вещи, против которых восстает все общество, без разницы, кто где живет. Я говорю об алкоголизме, наркомании, преступности, коррупции. Ведь какая разница, где чиновник берет взятку за выделение гектара земли – в Тернополе или Луганске?

Противостояние двух берегов Днепра есть только в воспаленных мозгах безответственных политиканов, а на бытовом уровне отношения между совершенно разными в историческом плане частями Украины совершенно нормальные! Все страшилки о том, как придут донецкие бандиты или львовские бандеровцы, рассчитаны не на образованных людей, а на какой-то пещерный уровень понимания. Мы – единая страна.

Конечно, нет такой таблетки, чтобы после ее приема бизнес сразу полюбил Кабмин Азарова, а бандеровец полюбил луганского коммуниста. Это многовекторная, многоэшелонированная работа. Но ее нужно делать, потому что без нее страна будет еще долго-долго болеть.

Но проблемы, о которых вы говорите, – коррупция, наркомания, алкоголизм – не решаются за месяц или даже полгода. И люди наверняка будут обращать внимание на первое, что бросится им в глаза, на какие-то внешние вещи. Я веду к тому, что, например, лучшим выходом из сложившейся ситуации для Партии регионов часто называли назначение на пост премьер-министра кандидатуры от блока НУНС. Это могло бы показать избирателю, что на верхнем уровне власти реально происходит объединение восточноукраинских и западноукраинских политических элит…

Если мы говорим о патриотах и патриотизме, то патриоты – это не те, кто громко кричат возле памятника Шевченко, а те, которые должны были отремонтировать Каневский музей Шевченко еще в 2005 году.

Патриотизм, на мой взгляд, заключается в том, что когда тебе предлагают экономический блок правительства и честно говорят, что лучше тебя в этой стране реформы никто не проведет, то ты соглашаешься на такое предложение Президента. А иначе ведь как получается? Если вы мне дадите большой портфель – тогда я патриот и жизнь положу, чтобы вывести Украину из кризиса. А если портфель чуть поменьше, то я тогда вроде и не патриот, а пойду в оппозицию.

Но что ты эти два года, оставшиеся до выборов, будешь делать? Ты будешь разрушать! Ведь оппозиция в Украине разрушает! Строит только власть. То есть, пусть два года страна потерпит, а потом я приду и все сразу станет хорошо.

В этом суть! В истории Украины и в мировой истории имеется достаточно много примеров, когда люди, реализовывая свои внутренние убеждения и ставя перспективу страны выше личных интересов, шли на любые жертвы, а не перебирали портфелями.

-- Кадровый потенциал нового Президента – не один миллион человек

Приход к власти новой команды означает, что ей потребуется весомый кадровый ресурс для того, чтобы заменить тех людей, которые находятся у власти сейчас. Речь идет и о Кабмине, и об областных и районных администрациях. По деятельности этих людей будут не в последнюю очередь судить о Викторе Януковиче. Обладает ли новый Президент таким кадровым ресурсом – ведь речь идет о сотнях людей?

Когда команда приходит к власти в стране, то совершенно уместно кроме слова «команда» говорить и слово «партия». Ведь политические партии создаются, развиваются и функционируют с одной задачей. Это приход к власти для реализации программы партии.

Так вот Партия регионов, лидером которой является Виктор Федорович Янукович, сегодня насчитывает более 1 миллиона членов. Причем членов не формальных, статистических, а таких, которые на протяжении вот уже последних семи лет, с тех пор, как Янукович возглавил партию, являются на своих территориях, в своих городах, поселках, селах членами его команды, причем независимо от того, терпела партия поражение или же приходила к власти. Старый афоризм гласит: стабильность – это признак мастерства. Так вот команда Януковича – это стабильная команда.

Конечно, на определенных этапах развития партии, политической системы и государства эта команда по итогам выборов получает больше возможностей для занятия соответствующих должностей с тем, чтобы реализовать программу партии или, как в данном случае, программу кандидата в Президенты. И, вообще-то говоря, грех не привлечь к решению этой задачи огромнейшее число новых имен, профессионалов в своих отраслях, авторитетных людей на своих территориях, не опорочивших себя, не поддавшихся на соблазны – а ведь соблазнов в стране, в которой власть менялась каждые полтора года, было немало. Поэтому я считаю, что кадровый потенциал нового Президента будет составлять не один миллион человек.

Другое дело – насколько те или иные руководители будут готовы брать на себя эту ношу и реализовывать программу Президента. Поэтому сегодня вопрос даже не в том, откуда у Виктора Януковича возьмется столько новых лиц для формирования власти на местах – их как раз более чем достаточно. Другое дело, что предстоит очень кропотливая работа по селекции этих кадров. Иными словами, нужно будет «просеять» огромное число претендентов на государственные должности. Ситуация ведь усложняется тем, что за последние двадцать лет в стране была полностью разрушена система подготовки руководящих кадров, ими просто никто не занимался.

Однако, думаю, вы не будете спорить с тем, что приход любой партии к власти сопровождается усилением притока желающих влиться в ее ряды. Люди резко начинают симпатизировать этой партии. Как Партии регионов уберечься от этой опасности?

Если бы Партия регионов впервые брала на себя ответственность за ситуацию в государстве, этот вопрос был бы совершенно уместен, и мне пришлось бы заверять вас в том, что мы не допустим ни одной кадровой ошибки, а вы могли бы подвергать мои слова сомнению. А так – мы наработали опыт привлечения новых сторонников и включения их в работу, в том числе на разных уровнях управленческой лестницы.

Тем более, что огромным опытом в этой области обладает новый Президент и назначенные им руководители новой Администрации Президента. В первую очередь речь идет о Станиславе Скубашевском, являющимся блестящим организатором и, как раньше говорили, профессором человеческих душ. Он – талант, он просто чувствует любого руководителя. И его первостепенная задача как раз и заключается в селекции того массива руководителей, которые есть на местах сегодня и которые будут претендовать на соответствующие должности.

То есть, грубо говоря, каждый руководитель райгосадминистрации пройдет через Станислава Скубашевского?

Каждый руководитель районной и областной государственной администрации, безусловно, пройдет собеседование и в Кабинете Министров, и в Администрации Президента. Виктор Федорович не может знать всех 47 миллионов людей, которые живут в нашей стране. Но опытному организатору и кадровику достаточно ознакомиться с листком по учету кадров для того, чтобы четко понять, насколько жизненный путь и опыт того или иного соискателя соответствует его претензиям на ту или иную должность.

Может быть, то что я говорю, кажется формальными вещами: по листочку ведь нельзя узнать человека. Так вот для этого как раз существует система собеседований для претендентов на ту или иную должность. Сначала – со специалистами и руководителями Кабинета Министров, потом – руководством Администрации Президента. Я уверен, что отбор кандидатов на эти должности будет проводиться самым тщательным образом. Политических назначений практически не будет, будут работать профессионалы!

К тому же, я хотел бы обратить внимание на еще один очень мощный и эффективный механизм кадрового отбора – партийный механизм. Ведь почему на протяжении последних лет страдали и бедствовали территории и люди в целом государстве? Потому что новый Президент приходил к власти, не имея разветвленной партийной структуры. Ему никто не мог сказать: в таком-то районе такой-то области предлагаемый глава райгосадминистрации обладает теми или иными качествами. Ведь партия – это часть людей, которые живут на соответствующей территории, и местная партийная организация заинтересована, чтобы в данном районе, городе или селе был эффективный и добропорядочный руководитель.

Однако опыт свидетельствует о том, что если партия не обладает парламентским большинством, она вынуждена создавать коалицию или просто договариваться с другими партиями, и тут в дело вступают так называемые политические квоты. Вот сейчас, грубо говоря, пресса пишет, что, например, некий политик, имеющий фракцию в парламенте, выражает претензии на должности трех губернаторов и на два министерских кресла. И это – квота. И ни Виктор Федорович, ни глава Администрации Президента на это повлиять никак не смогут, потому что опять же опыт свидетельствует, что такие политики могут предъявить ультиматум: либо вы отдаете нам эти должности, либо мы не поддерживаем ваши инициативы…

А скажите, заинтересована ли эта партия в том, чтобы, претендуя на пост того или иного губернатора, выставить туда неэффективного руководителя? Ведь от этого человека будет зависеть реноме и рейтинг данной политической силы и ее руководителя. Защита своих политических интересов подвигнет участников коалиции выдвигать из своих рядов или из рядов своих сторонников суперпрофессионалов. По крайней мере, я бы так и делал, потому что лидер этой политической силы будет являться заложником местного руководителя.

Я, конечно, могу заблуждаться, но, зная Виктора Федоровича, мне кажется, что он никогда не даст согласие на назначение человека, у которого, условно говоря, первой записью в трудовой книжке будет стоять «губернатор такой-то области». Это исключено. Поэтому лидеры партий, которые захотят войти в коалицию, примут эти правила игры. Ведь у нас с ними, получается, общая ответственность…

Многие эксперты еще перед выборами пророчили, что даже если Янукович победит на президентских выборах, Партия регионов неминуемо повторит судьбу «Нашей Украины» образца 2004 года. То есть, до выборов партия имеет четкую цель: мы делаем нашего лидера Виктора Андреевича или Виктора Федоровича Президентом, а дальше – начинается расслоение по группам, группы начинают воевать друг с другом, и мы видим, к чему это привело в случае с «Нашей Украиной»…

Вообще-то, такие суждения я регулярно слышу, начиная с 2003 года, когда Виктор Янукович стал лидером партии. Эксперты рассказывают, что есть некие несовместимые, диаметрально противоположные интересы у групп внутри партии, они никак не согласовываются и так далее.

Так вот за эти семь лет мы научились согласовывать все эти интересы и подчинять их интересам общего дела. Люди, которые к нам пришли, – и в 2004 году, и, что особенно ценно, в 2005-2006 годах, когда мы переживали сильнейшее административное давление и политические репрессии, – конечно, заслуживают уважения. Однако должно быть и понимание того, что внутри партии существуют именно такие отношения. Ведь пришли к нам не мальчики и девочки, а зрелые политики, имеющие свою историю, свой политический и жизненный опыт. И они приняли те правила, которые существуют в отношениях между членами партии.

Безусловно, личностные приятия или неприятия друг друга были, есть и будут – как в любой семье. Я могу любить свою невестку, а она может не любить меня. Но мы ведь от этого семьи не разрушаем, мы находим пути, как гармонизировать отношения.

Тем более, что каждая большая семья знает, что все ее члены по одиночке будут гораздо слабее, чем вместе. Вообще-то говоря, они будут несчастны!

Поэтому нет никаких оснований прогнозировать, что Партия регионов каким-то образом начнет делиться или распадаться. Это исключено, потому что в ее состав входят политики, имеющие свою историю и увидевшие бесперспективность других моделей поведения. Ведь в сильной команде работать всегда интересней, всегда перспективней.

И последнее. Партия регионов и «Наша Украина» – это несравнимые вещи. Блок «Наша Украина», на который позже навесили какую-то «Самооборону» состоит из 9 партий диванного типа. Ведь мы должны понимать, что значит быть лидером партии, которая существует только на бумажке – в свидетельстве Минюста. В таком случае я как лидер партии что хочу, то и ворочу. Хочу – вступаю в коалицию, хочу – в оппозицию. Меня некому ни остановить, ни переизбрать, потому что у меня политбюро состоит из пяти человек – кум, жена и трое соседей. Мои интересы элементарны – просто находиться в политике, быть лидером одной из 175 партий. Поэтому такие искусственные конгломераты, как НУНС, изначально не имели права на жизнь.

И я не могу сказать, что Ющенко не понимал этого факта. Ведь мы помним, что первейшее обязательство партий, входящих в нынешний блок НУНС, состояло в создании единой политической силы. Но нынешнее состояние вещей устраивало вождей этих диванных партий. А несколько попыток Ющенко подтолкнуть этих лидеров к объединению в результате свелись к элементарному административному нажиму со стороны Банковой. В результате все переругались, половина НУНС ушла к Тимошенко, а Ющенко к выборам остался совершенно обезоруженным.

И в этом состоит принципиальное отличие Президента Януковича от Президента Ющенко. Янукович никогда не играет в одиночку. Янукович знает, как играть большими командами, потому что он понимает, что только большими командами можно решать большие задачи.

Вы сказали, что те, которые зашли в партию позже, приняли ее правила игры, существующую систему отношений…

Это не совсем правила игры. Внутренние отношения любой партии регламентируются уставом и внутренним регламентом работы партийной организации. Но в этих документах нет того, чего нельзя выписать, – системы этических взаимоотношений. Она нарабатывается командой – не один месяц и не один год. Хочешь принимать – принимай. Не хочешь, чувствуешь себя некомфортно – значит, ты попал не в то место и не в то время.

Просто следя за заявлениями членов вашей партии на протяжении последних недель, можно заметить, что несколько видных регионалов высказывали смешанные чувства по поводу некоторых кадровых назначений Президента...

Я не хотел бы комментировать этот вопрос. Произошедшие кадровые назначения – исключительная прерогатива Президента. Я не могу у него спрашивать об этих назначениях, и он не обязан мне как члену партии и народному депутату их объяснять. Тот, кто высказывает по данному поводу те или иные суждения, – говорит о своей личной точке зрения, сложившейся в результате личных отношений с этим человеком.

Ведь конечно, каждый из нас имеет право выразить свое отношение к тому или иному назначению, но – достаточно корректно. И вот здесь у нас есть, над чем работать. Ведь каждое подобное неосторожное заявление идет не на пользу делу…

Вы могли бы рассказать, какой будет Украина через пять лет, перед следующими президентскими выборами? Чем она будет принципиально отличаться от нынешней Украины?

Это будет другая страна. Страна, которую все мы, ее граждане, хотим видеть. Страна, в которой такое явление, как заробитчанство, будет просто немодно. Когда работать в стране будет гораздо выгодней – и экономически, и морально, – чем где-то ездить по дальним странам и там искать свою судьбу. Это будет страна, в которой молодежь, которая заканчивает вузы, будет стремиться застолбить за собой место в том или ином секторе нашей экономики, а не стать на бирже труда где-то в Америке, Канаде или Европе. Страна, в которой будет престижно хорошо работать, хорошо учиться. Страна, которая будет иначе смотреть на свое будущее, на будущее мира. Это будет благополучная страна. Страна, в которую в конце концов придет согласие.

Страна, в которой необольшевики просто станут непопулярны. Их общая электоральная доля сведется к 10% – как в любой европейской стране.

Через десять лет иностранцы будут стоять в очереди за украинской визой. Но это будет дальше. А через пять лет эта страна будет привлекательной, уважаемой в мире и уважаемой своими гражданами.

У нас есть шанс на это. У нас есть механизмы, есть опытные люди. И самое главное – есть политическая воля у Президента сделать эту страну успешной.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: