Один ребенок из тысячи рождается особенным
Один ребенок из тысячи рождается особенным. Специфика его развития выходит за рамки принятой в обществе нормы. Ученые считают их болезнью, связанной с нарушениями развития головного мозга, и даже дали ей название — аутизм.
Родители таких детей настаивают, что все нормы относительны и любые альтернативные формы развития не должны признаваться болезнью. Дети-аутисты по сути гениальны, и уже этим не похожи на большинство. Специфика этих детей в дисбалансе способностей: феноменальная память, математический склад ума, образное мышление, с одной стороны, и запаздывание навыков и умений – с другой.
И главное, чем можно помочь такому особенному ребенку, это облегчить его развитие во всех направлениях, в первую очередь, в обретении навыков самопомощи, социальных коммуникаций.
Воспитывать ребенка-аутиста — это очень большой труд, требующий концентрации и терпения родителей. Если расслабиться и пустить все на самотек, то с возрастом становится ясно, что безразличие и упущенное время сокращает возможность исправить ситуацию.
Немногим из этих особенных детей удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, но примеры таких успехов существуют. И это действительно настоящая победа!
Украина, как эти особенные дети. Страна с мегавозможностями, с самой большой территорией в Европе, плодородной землей, трудолюбивым народом — уникальная страна на карте мира. Но ее развитие было пущено на самотек на самом раннем этапе ее «взросления», и исправить ситуацию сегодня — потребует очень больших усилий от каждого из нас. Самое важное и главное, что мы, как «родители», должны сегодня сделать — это признать факт наличия этого особого состояния и, пока не поздно, начать исправлять свои ошибки в «воспитании» нашей страны.
Я говорю МЫ, потому что написанное в этой статье касается КАЖДОГО! Какие бы мы позиции не занимали, где бы мы ни были, и о чем бы не думали– ответственность за страну лежит на каждом из нас, украинцев!
Давайте на секунду представим, что все будет идти, как сейчас. И мысленно заглянем на пять лет вперед.
***
Украина, 2020-й год…
В стране объявлена 35-я волна мобилизации. Однако Президент заверяет, что антитеррористическая операция на Донбассе, длящаяся более пяти лет, завершится в ближайшее время.
В эфире национальных телеканалов политики спорят, следует ли присвоить посмертно звание Героя Украины, наравне с участниками АТО, погибшим в 2015 году в мукачевской перестрелке бойцам «освободительного» движения «Правый сектор».
Правительство Украины на своей официальной странице в Facebook обнародовало два новых постановления. В первом по требованию МВФ десятый раз за последние два года повышаются тарифы на коммунальные услуги. Вторым продлеваются налоговые льготы для иностранных инвесторов, скупивших все сельскохозяйственные земли сразу после снятия моратория в 2017 году.
В составе Кабинета министров не осталось ни одного гражданина Украины. Единственного претендента с украинским паспортом не согласовали Вашингтон и Брюссель.
На выборах в парламент наивысшие рейтинги, по опросам, получает политическая партия, которая обещает вернуть доллар по 40 гривен. Что странно, поскольку гражданам давно запрещено иметь на руках и покупать иностранную валюту. Впрочем, черный рынок процветает, доллар там меняют по курсу 1 к 200.
Стартовала очередная налоговая реформа. Очередному новому главе фискальной службы поручено разработать план реформы, а также обеспечить поступление средств из свободных экономических зон «Днепропетровск» и «Одесса» — эти два региона ничего не перечисляют в государственную казну после того, как получили бюджетную автономию.
«В следующем году ЕС обязательно отменит визы для украинцев», — гласит передовица «Урядового курьера». Это одна из трех оставшихся в стране газет. Остальные закрыты как рупоры кремлевской пропаганды.
При этом Евросоюз жалуется на поток нелегальных мигрантов из Украины. Из-за массовой безработицы украинцы наводнили рынок труда европейских стран. Большинство трудоспособного населения выехало на работу в Европу.
И только небольшая группа энтузиастов вышла на Майдан отметить седьмую годовщину Революции…
***
Думаете, это невозможно? Абсурд?
Напомню, осенью 2013-го никто и представить не мог, что сегодня, два года спустя, страна окажется в той ситуации, в которой оказалась: без Крыма, с пылающим Донбассом, фактически в состоянии войны и полной экономической турбулентности.
Важнее сегодня не спорить, возможно это ли нет, а спросить себя: что мы, украинцы, делаем для того, чтобы этот сценарий не стал реальностью?
Украина ведет себя по сути как ребенок-аутист!
Вместо того чтобы встретить реальность лицом к лицу, старательно сокращает контакты с неприятным и опасным внешним миром. Замыкается в себе. Старательно делает вид, что вокруг ничего не происходит. И всеми силами противится изменениям.
Хотя с позиции здравого смысла кажется, что другого выхода просто нет. Реформы стали вопросом выживания страны и ее граждан. Один только инстинкт самосохранения должен был подсказать руководителям государства, что «жить по-новому», но неэффективно управлять «по-старому», больше нельзя.
Но нет.
Почему так?
Потому что, как и в случае с ребенком-аутистом, всегда есть напрасное ожидание поддержки со стороны. Мы были уверены, что весь мир поспешит нам на помощь. Ведь иначе и быть не может, это же наши друзья!
Постепенно к нам придет горькое и ясное осознание неопровержимого факта: мы со своими проблемами — один на один. По той простой причине, что каждая страна, как и каждый ребенок-аутист — уникальны. Нет и не может быть универсальных методик и рецептов. Все в наших, и только наших руках.
Стагнирующая экономика, искалеченные судьбы, миллионы переселенцев, противящаяся переменам нежизнеспособная система власти… Только мы до конца знаем причины этих болезней. Любой внешний советчик может только реагировать на симптомы. Как средневековый врач, назначающий пациентам кровопускание, когда одному нужен инсулин, а другому — жаропонижающее.
Другие — не знают. А мы все понимаем, но растеряны и ничего не делаем.
Почему?
Потому что по-прежнему мы, украинцы не пришли к пониманию личной ответственности за свою страну.
Мы уже научились радоваться общим успехам — какой пример единения мы демонстрировали в 2012 году во время чемпионата по футболу! Но мы все еще избегаем признания своей вины в общих бедах. В войне у нас виновата Россия, в падении уровня жизни — МВФ, в отсутствии результатов реформ — власть.
Мы научились помогать друг другу по зову сердца, создав мощное волонтерское движение. Но мы до сих пор при выборе объекта заботы делим людей на «своих» и «чужих», лишая права быть украинцами и чувствовать нашу поддержку миллионы жителей Донбасса.
Мы научились затыкать дыры в системе ценой неимоверных жертв. Самые небезразличные бросились воевать в неофициальных формированиях, самые активные взялись восполнять нехватку продовольствия, обмундирования и даже техники в воинских частях. Но мы все так же не стремимся создать систему, в которой нет этих трагических провалов.
Мы хотим излечиться. Но снова и снова соглашаемся на кровопускание вместо инсулина.
Мы хотим мира, но голосуем за тех, кто призывает к продолжению войны. И пытаемся убедить себя, что «мир — это война».
Мы искренне хотим демократии. Но позволяем покупать наши голоса за гречку.
Мы продолжаем верить красноречивым популистам и не ценим реальных заслуг.
И, наконец, главное! Наше желание изменить свою судьбу не имеет вектора. Мы 24 года блуждаем без цели. Как дети-аутисты, мы лишаем себя возможности быть успешными, замыкаясь в себе. Эмоционально реагируя там, где нужны холодная голова и терпение. Избегая установления четкой цели, соглашаясь на ярлыки о неудачниках и пешках в чужих руках.
***
Что же делать Украине? Смириться или попытаться найти свое место на карте мира?
Мой путь — второй.
Потому что первый приведет только в состояние failed state. Да, сегодня многие народы так живут. Но успешным не стал ни один из них.
А мы, украинцы, способны стать успешными. У нас есть для этого все необходимое. Кроме осознания своей миссии и предназначения.
Дети-аутисты на самом деле не ущербны. Они невероятно талантливы. Им не хватает только одного — интереса к внешнему миру.
Чтобы преодолеть это отчуждение и высвободить скрытый потенциал, нужна только мотивация. Точка соприкосновения гениального затворника и окружающей его социальной действительностью. Общность интересов и целей. То, что специалисты в лечении аутизма называют «инклюзией». Вовлечение в общение и взаимодействие.
Обрести смысл своего существования и ставить себе внятные цели мы сможем только после того, как ответим себе на вопросы: «Зачем Господь помыслил украинцев? Для чего Он дал нашему народу трудолюбие, силу духа, ум и упорство? Отчего поселил нас в этом благодатном месте — красивой и полной природных богатств земле, на перекрестке между Европой и Азией? »
Мой ответ таков: Для того, чтобы мы своим примером показывали возможность мирного сосуществования разных культур, народов и даже цивилизаций, чтобы мы хранили одно из немногих мест на планете, где Восток и Запад, вопреки всем прогнозам, все-таки могут сойтись вместе.
Чтобы не допустить воплощения в жизнь чужих предсказаний, не множить ненависть и вражду, остановив убийства друг друга, мы должны поставить перед собой первоочередную цель — гражданское примирение ради мира и согласия.
-- Гражданское примирение ради мира и согласия
Наша тысячелетняя история борьбы, наша сила и мудрость должны проявиться в том, чтобы не играть по навязанным нам извне правилам. Мы должны в трудную минуту найти в себе силы к компромиссу и поиску вариантов сосуществования. Определить свой собственный уникальный путь развития
Задать вектор своей гениальности. Тогда можно обойтись без кровопусканий. Тогда можно начертить цель и достигать ее постепенно и терпеливо, шаг за шагом. Пройти через инклюзию, чтобы доказать всему миру: то, что вы считали признаком нашей ущербности — суть нашей уникальности!
Ненависть не свойственна украинцам. Нам свойственны жизнелюбие и терпение.
Что мы можем положить в основу внутренней политики и мирного урегулирования конфликта? Признание ценности человеческой жизни и уважение к правам друг друга.
-- Признание ценности человеческой жизни и уважение к правам друг друга.
Если эти идеологемы становятся фундаментом примирения, то наше культурное, религиозное, политическое многообразие становится не яблоком раздора, а национальным богатством. Наша разность, как аутентичная особенность в процессе конструктивных изменений, способна порождать синергию.
Мы не должны следовать чужим сценариям. Не в Минске, не в Нормандии, не в Берлине, не в Брюсселе и не в Москве должен писаться сценарий примирения.
Он должен родиться в Киеве, Донецке, Львове, Харькове, Одессе, Тернополе, Виннице, Ивано-Франковске! Мозаика регионов способна сложится в модель сильной Украины и счастливых украинцев!
…
Это МЫ сами должны показать пример остальным!
И тогда мы сможем претендовать на роль глобального миротворца. Мы будем мирить народы, разделенные цивилизационным разломом. В этом наша историческая миссия — стать собой!
Наша, пока нереализованная, уникальность будущей развитой Украины в том, что мы являемся носителями и европейских, и славянских ценностей. Мы можем понять и тех, и других. Мы поддерживаем идеи гражданской свободы, частной инициативы, но также понимаем «загадочную русскую душу» с ее уважением к традиционным ценностям и стремлением к поиску объединяющей сверхидеи.
Папа Иоанн Павел II в свое время очень метко подметил, что только в Украине христианство одновременно «дышит двумя легкими — западной и восточной традиций».
Веротерпимость всегда помогала нам быть толерантными и к другим проявлениям чужой инаковости.
Следовательно, именно мы можем стать духовным центром притяжения и для Европы, и для России. Потому что на нашем примере и те, и другие могут убедиться — при вынесении за скобки разностей основа будет единой для всех.
Осознание нашей миссии станет основой экономического развития. Только сильное экономически государство может быть поистине независимым!
-- Только сильное экономически государство может быть поистине независимым
Используя широкие торговые, культурные, политические взаимосвязи с Европой и Россией, мы можем сформировать для них качественно новый бесконфликтный формат отношений. «Вы хотели нас поссорить, но вместо этого мы вас помирим», — скажем мы Востоку и Западу.
Такой подход к нашей глобальной миссии обесценивает доктрину крайнего национализма.
И это логично. Националистический вектор, в том виде, в каком его исповедуют украинские правые или напрочь отрицают левые, давно устарел как политическая идеология государственного строительства.
Наш национализм может и должен быть бесконфликтным, следовательно — прагматичным.
Сотрудничество вместо конфликтов, торговля вместо войны, предельный прагматизм вместо популистских утопий – ради единой нации украинцев!
-- Наш национализм — экономический.
Не стыдно быть слабее мировых сверхдержав. У каждого свои стартовые данные, на основании которых планируется развитие. Это не недостатки — это данности. Сильные и слабые стороны, требующие объективной оценки. Неповторимая комбинация черт и способностей.
У ребенка-аутиста есть индивидуальное расписание занятий, потому что ему не подходит стандартная программа — он сам по себе слишком нестандартный.
Украина — тоже нестандартная. Значит, мы тоже должны составить себе повестку дня. Именно мы, а не кто-то другой.
Мы сами должны создать свои рецепты развития. Их нам никто не даст. МВФ — не добрый советник, МВФ — кредитор. Он стремится к тому, чтобы мы смогли отдать займы, а не развивали страну.
МВФ не будет учитывать наши уникальные особенности, как стандартная школьная программа не подбирает ключики к ребенку-аутисту. Стандарты сортируют страны и людей на развитых и недоразвитых.
Нас пытаются отнести ко вторым.
А я говорю — нет! Мы можем быть и будем успешными! Но для этого необходимо развиваться своим собственным путем. Нам не подходят стандартные методики, мы исключение из всех правил и догм.
Мы — очень богатая природными ресурсами страна.
Мы — в мировой десятке по уровню грамотности населения (по данным ЮНЕСКО).
Мы обладаем неплохой инфраструктурой и мощным интеллектуальным потенциалом.
Что мы при этом давали и даем мировой экономике?
Низкокачественную продукцию низкого передела и такие же низкокачественные деньги — заработанные с уклонением от налогов и выведенные из страны с помощью оффшорных схем.
Наша цель — повышение качества национальной экономики.
Мы должны создать драйверы развития на основе внутренних ресурсов — кадровых, инвестиционных, интеллектуальных.
Мы обязаны снизить критическую зависимость от импорта, заполнив внутренний рынок отечественными товарами. Имея такие ресурсы, глупо быть потребителем того, чем мы способны обеспечивать себя сами.
Наша потенциальная емкость экономики позволяет внедрять очень либеральный регуляторный режим для стимулирования инвестиционной активности. Мы способны и должны стать страной, куда стекаются кадры и капиталы, а не наоборот. Государство должно бороться с бедностью, а не экономить на секвестре социальных программ.
На внешнем направлении нам придется завоевывать свое место умом, а не сырьем и шальными деньгами.
Мы обязаны держать руку на пульсе глобальной экономики, предвидя тенденции не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Тогда государство сможет определить приоритетные кластеры, которые станут источником дохода в ближайшие годы и десятилетия. Это, в первую очередь, агросектор и перерабатывающая промышленность, IT-отрасль и авиастроение, высокоточное приборостроение, наукоемкое производство и альтернативная энергетика, нано-, био- и другие инновационные технологии.
Базой непрерывного развития станет кадровый ресурс. Синергия системы образования и рынка труда позволит создать социальные лифты для украинцев. Что вместе с прозрачностью важных государственных решений, реальными демократическими механизмами и открытостью для мира создает широчайшие возможности для самореализации украинцев в своей стране.
Экономическая либерализация имеет смысл только вкупе с политической — диктат центральной власти и концентрация полномочий в столице должны смениться развитым местным самоуправлением и правами громады регулировать большинство аспектов своей жизни, вплоть до самостоятельной регуляторной и торговой политики регионов в интересах приоритетных кластеров местных экономик.
***
Да, Украина сегодня, к сожалению, остается недоразвитым ребенком. Ее развитие – это наша с вами зона ответственности, всех до единого. Ради себя и будущих поколений.
Для Украины сегодня нет универсальных догм и рецептов. И никто их нам не даст. Только мы, украинцы, можем осознать и реализовать свой собственный, уникальный путь развития.
Обретя свою миссию, мы сможем обрести субъектность. Это касается как всей страны в целом, так и каждого из миллионов ее граждан.
Только тогда сценарий Украина- 2020 будет совсем другим…
Таким, каким его напишем мы, украинцы!
Коментарі — 0