Янукович уничтожит Кабмин

Янукович уничтожит Кабмин

Новая модель власти не за горами?

Итак, за прошедший год страна увидела уйму доказательств тому, что в ней есть один единственный хозяин – Президент. Начиная от «построенного» парламента, де-факто переставшего быть площадкой для согласования интересов, заканчивая «профессиональным» Кабинетом, где премьеру отведена роль второго среди равных. Впрочем, Виктор Федорович, похоже, не намерен останавливаться на пути цементирования собственной вертикали. Вполне вероятно, что уже в ближайшее время мы станем свидетелями новой эпопеи: на Банковой задумываются о плане наделения Президента реальными полномочиями главы исполнительной власти. А, ведь действительно, зачем премьер, если его может и не быть?

-- Азаров как английская королева

Назвать отношения между Виктором Федоровичем и Николаем Яновичем отношениями равноправных партнеров не приходится. О том, что Президент с первых дней после инаугурации начал решительно перетягивать на себя одеяло полномочий в области исполнительной власти, не писал только ленивый. Таким же общим местом стало то, что Николай Азаров даже не пытался воспрепятствовать усилению Банковой за счет ослабления своего ведомства. Слова премьера: мол, я являюсь руководителем правительства Януковича – более чем исчерпывающе поясняли суть взаимоотношений двух высших руководителей Украины.

Следует заметить, Виктор Янукович не ограничивался отбиранием у Кабмина рычагов влияния на ситуацию в стране по факту. Банковая предпринимала активные действия для того, чтобы законодательно зафиксировать свое доминирующее над Кабмином положение в структуре органов государственной власти. Отмена политреформы 2004 года – лишь самый резонансный подобный прецедент. А ведь были еще изменения в закон о Кабмин, закон о центральных органах государственной власти, которые, по сути, превращали Президента в главу исполнительной власти в Украине.

Статус Кабинета министров всячески приуменьшался и при помощи чисто символических шагов. Таковым, например, может считаться упразднение в результате админреформы должности министра Кабинета министров. Не первый месяц в кулуарах отечественного политикума шепчутся о намерениях в рамках продолжения сокращений в чиновничьем аппарате слить воедино секретариаты Кабмина и Банковой. Разумеется, курировать объединенный аппарат, по слухам, будет глава Администрации Президента…

Одним словом, нынешние тенденции экспансии Банковой на полномочия Кабмина свидетельствуют о том, что следующий премьер-министр, кто бы им ни стал, будет, скорее всего, связан по рукам и ногам в отношениях с главой государства. И даже если руководителю правительства вдруг захочется в чем-то воспротивиться воле Банковой, выразить альтернативную президентской точку зрения, то у него банально не найдется инструментов для того, чтобы реализовать эти свои фантазии…

-- Янукович как американский Президент

В этой ситуации возникает вопрос: если уж эти тенденции усиления президентской власти за счет полномочий Кабмина, перебирания Банковой функций руководства правительством давно стали очевидными для всех посвященных, почему бы не сделать следующий шаг и не зафиксировать в нашем законодательстве и так сложившуюся в государстве ситуацию – назвать Президента реальным, фактическим главой исполнительной власти в Украине?

И действительно, в ситуации, когда чуть ли не единственным реальным полномочием премьер-министра является его председательство на заседаниях Кабмина, а ни реального кадрового, ни организационного влияния на этот орган он, по сути, не имеет, то существование этой фигуры в рамках системы органов украинской власти представляется, извините, попросту неоправданным…

Более того, если уж мы признаем, что реально руководит исполнительной властью в Украине Президент, то есть институт, обладающий собственной Администрацией – специальной структурой, полностью обеспечивающей организационное, правовое, консультативное, материально-техническое обеспечение своей деятельности, то рано или поздно мы придем к другому, не менее актуальному вопросу: а именно, нужен ли в такой ситуации Украине Кабмин вообще? И не целесообразно ли было бы в рамках той же административной реформы, передать функции министерств соответствующим департаментам Администрации Президента, сам Кабмин распустить, а сложившуюся ситуацию закрепить в Конституции – благо, в нынешнем парламенте конституционное большинство найдется под решение абсолютно любого инициированного Банковой вопроса?

Стоит ли называть эту систему управления страной недемократичной? Вряд ли. Тем более, что примерно таким же образом устроена система органов исполнительной власти в такой достойной подражания в этом отношении стране, как США.

В американской Конституции о существовании Кабинета, который, по сути, является аналогом нашего Кабмина, не упоминается вообще. Это – чисто совещательный орган при Президенте, который созывается и обсуждает вопросы исключительно по его личному усмотрению. Кабинет не принимает никаких правовых актов, а все его решения, если даже они и принимаются, вводятся в действие только актами Президента. Как и украинский Кабмин, американский Кабинет прекращает свое существование вслед за уходом с должности Президента.

Думается, именно такой Кабинет значительно оптимизировал бы систему органов нашей государственной власти, полностью устроил бы нынешнего (да и любого следующего) Президента, а, главное, он бы в полной мере отображал реально сложившиеся в Украине взаимоотношения между руководителями страны…

-- Янукович как украинский политик

Однако ясно, что подобные размышления в украинских реалиях останутся лишь сугубо теоретическими конструкциями, обреченными никогда не быть воплощенными в жизнь. Даже если у премьера и/или Кабмина отберут все имеющиеся у них полномочия, и единственной их прерогативой останется надувание щек перед телекамерами или перерезание ленточек на очередных объектах «улучшения жизни уже сегодня», правительство будет пребывать в добром здравии. Ибо даже сегодня, когда его роль в политической системе является откровенно маргинальной, Кабмин, можно сказать, выполняет не функции управления страной, а играет чисто политическую роль в партии одного игрока – Президента Виктора Януковича.

Во-первых, Банковая всегда может сбросить на Кабмин всю «грязную» работу, сама при этом оставаясь то ли «над схваткой», то ли в роли критика нерадивых министров, не сумевших в полной мере обеспечить выполнение указаний мудрого кормчего. Само собой, что ответственность за все промахи политики власти можно запросто спихнуть на Кабмин, а лавры от удачных шагов – возложить на собственную голову.

Вспомним самый известный пример применения такой технологии: выражение недоумения на лице Николая Азарова, когда Виктор Янукович во время их совместного визита в лагерь протестовальщиков на «Налоговом майдане» заявил демонстрантам: «Я на вашей стороне!» «А я тогда на чьей?», – вроде как даже сказал тогда вслух Азаров. Да вот надо привыкать, Николай Янович, что в подобных ситуациях Виктор Федорович – на стороне добра, счастья и народа, а вы, соответственно, наоборот…

Во-вторых, для Виктора Януковича Кабмин является естественным политическим буфером, последним рубежом обороны перед собственными политическими позициями, а его члены – балластом, сбросив который, он мог бы приобрести новый импульс для рейтингового рывка. Иными словами, если положения предвыборной программы Виктора Януковича относительно расширения сферы употребления русского языка таки подвигнут патриотически настроенные силы Украины на сколь-нибудь значительные протесты, то Виктор Федорович вполне может «подать руку» своим противникам, уволив Дмитрия Табачника.

Так зачем же переводить эту линию обороны с улицы Грушевского прямо на Банковую? Зачем попусту рисковать своим рейтингом и имиджем, если в Камбине сидит полтора десятка граждан, готовых пострадать за Лидера?

И именно ответы на эти вопросы расскажут нам о системе и методах управления нашей страной нынешней, да и не только нынешней украинской властью больше, чем самый подробный анализ украинского законодательства…

Фото: segodnya.ua

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: