Леонид Кожара: Впервые за всю историю у нас нет проблем с США. Кроме Тимошенко

Леонид Кожара: Впервые за всю историю у нас нет проблем с США. Кроме Тимошенко

Главный дипломат Партии регионов об американских приключениях украинской власти и оппозиции

Завершившийся визит Виктора Януковича в США, в целом, можно считать успешным, учитывая, какие опасения звучали перед ним и какие тучи сгущались над головой украинского лидера. Тем не менее, Виктор Янукович сумел пересечься с Бараком Обамой, сфотографироваться с ним и даже перекинуться парой слов. Провел он и встречи с представителями американских бизнес-кругов, заинтересованных в сотрудничестве с Украиной. Каких усилий это стоило тем, кто готовил визит с украинской стороны, остается только догадываться.

Но «дипломатическое» крыло Партии регионов может быть удовлетворено лишь отчасти, поскольку так и не смогло эффективно противодействовать принятию в Сенате приснопамятной жесткой резолюции по Украине, заметно испортившей атмосферу накануне визита Януковича. Заместитель лидера Партии регионов по вопросам международной политики депутат Леонид Кожара, в обязанности которого также входило не допустить принятия подобной резолюции, сетует на заговор «друзей Тимошенко» и считает, что дело экс-премьера – единственное, что сегодня омрачает украино-американские отношения. Сама же Тимошенко, по его мнению, еще может пожать плоды своих международных «интриг», если вернется к власти.

Украинский МИД и вы, в частности, фактически обвинили американский Сенат в нарушении процедуры во время принятия резолюции по Украине. Но многие дипломаты, в том числе, экс-посол Украины в США Олег Шамшур уверены, что к процедуре не может быть претензий.

Я не утверждаю, что было нарушение процедуры. Просто поскольку резолюция должна была приниматься по процедуре «общего согласия» (unanimous consent), она должна была быть принята единогласно, то есть без возражений. По моей же информации, возможно, несколько сенаторов имели возражения. Не утверждаю, но возможно, что резолюция могла не быть принята процедурой «общего согласия».

Сама резолюция, в итоге, имеет статус «мнение сената» (sens of the senаtе). Такие резолюции обычно принимаются по вопросам, по которым существует общее согласие – допустим, увековечение чьей-то памяти, какая-то мемориальная дата и так далее. Но сенатор Дурбин в эту процедуру втиснул внешнеполитическую резолюцию по Украине. В последний день работы Сената состоялось заседание комитета, на котором были утверждены некоторые бюджетные вопросы, согласованы кандидатуры назначения некоторых послов и несколько резолюций, включая резолюцию по Украине. И эти резолюции шли по процедуре «общего согласия» – если в течение сорока часов каждый из ста сенаторов не заявил каких-то претензий, то резолюция шла в сессионный зал и считалась в этом случае как бы принятой.

В субботу к 3.15 утра, когда Сенат завершил рассмотрение необходимых вопросов, в зале осталось три сенатора, потому что остальные устали. И в этот момент Дурбин поставил резолюцию по Украине. Поскольку никаких возражений не было, она считается принятой. Но опять же, по информации, которая есть у меня, у нескольких отсутствующих членов Сената возражения были. Поэтому сама процедура по принятию таких важных политических заявлений Сенатом, честно говоря, выглядит неубедительной и даже смешной. В 3.30 утра голосование по такой большой стране…

У нас в парламенте тоже есть практика ночных голосований – и ничего…

Но эти вопросы голосовались в соответствии с решением Верховного Совета о продлении пленарного заседания. Участвовало в них явно не 3 % от общего количества депутатов, как было в данном случае, и формально все процедуры в Верховном Совете были соблюдены. А так как, по моей информации, у некоторых сенаторов были замечания к резолюции, она не могла быть принята по процедуре «общего согласия». Но это дело не украинского парламента, а внутренние процедуры Сената – они сами должны для себя выяснить, как это было принято. К тому же, на следующий же день было заявление представителя Госдепа Филиппа Гордона, который сказал, что Госдепартамент США не рассматривает вопросов по поводу санкций в отношении Украины.

Через каких лоббистов Партия регионов пыталась помешать принятию резолюции и привлечь на свою сторону хотя бы одного сенатора из ста, чего было бы достаточно? Ведь вы сами находились в то время в США.

Когда были слушания в комитете, я зашел в комнату слушаний вместе с послом Украины. Вопрос о том, что я буду там присутствовать, решался с руководителем аппарата Комитета по иностранным делам Сената. И никаких лоббистов Партии регионов я там не видел. Зато видел американских лоббистов со стороны Тимошенко – в США есть юридическая кампания, которая представляет там ее интересы. Возможно, мы тоже пользуемся услугами лоббистов, но в данном случае я никого из них не видел.

На помощь скольких сенаторов вы рассчитывали?

Я не хочу называть их фамилии, но на нескольких рассчитывали. Более того, была встреча с одним из старейших и известных сенаторов Ричардом Лугаром, который выразил большие сомнения по поводу того, что эта резолюция будет принята.

У вас есть версии, почему сенаторов, которые были на вашей стороне, не было в зале в момент рассмотрения резолюции? Вас, если использовать терминологию некоторых «регионалов», «развели как котят»?

Очень тяжело сказать, почему в пол-четвертого утра Сенат вообще заседал. Честно говоря, мы наблюдали это голосование по телеканалу в Вашингтоне, и в какой-то момент мне показалось, что уже все – ничего голосоваться не будет. Спать хотелось, но вот – произошла такая история. Поскольку все так запутано, то остаются вопросы, действительно ли это является волей такой важной палаты Конгресса как Сенат. Эта резолюция больше содержит личное мнение и какие-то лоббистские стремления ее авторов.

Из ваших слов выходит, что пара сенаторов может манипулировать мнением всего Сената?

Конгресс – это парламент. А в коллективном органе, где все равны, каждый считает, что он более равен и прав. Это особенности психологии любого парламентского органа.

Вы сказали, что продвижение этой резолюции было проплачено. У вас есть доказательства?

Я же не говорил, что проплачено ее принятие. Я говорил, что на стороне Тимошенко официально действует юридическая компания, которая представляет ее интересы. Вот и все.

После принятия этой резолюции рекомендательного характера окончательное решение все равно за правительством США. Как вы собираетесь воздействовать на этот орган? С помощью каких компаний?

На прошлой неделе в США было две делегации из Украины: одна из них возглавлялась министром здравоохранения Богатыревой, другая – председателем Нацбанка Арбузовым. Я говорил с участниками этих делегаций и все считают, что встречи прошли успешно. Перед этим был тоже очень успешный визит вице-премьера и министра инфраструктуры Колесникова…

Я занимаюсь Соединенными Штатами много лет, и в начале 90-х работал здесь как простой дипломат. И хочу сказать, что впервые за всю историю у нас нет проблемных вопросов ни в бизнесе, ни в направлениях реформ, ни в конкретных проектах, которые мы осуществляем с американской стороной. Я же помню заседания комитета Кучма – Гор, которые много раз готовил, которые всегда начинались с бизнес-проблем. Сейчас единственная проблема, которая есть в отношениях Украины и США, так же, как и в наших отношениях с ЕС – это проблема Тимошенко. А в целом, американцы отмечают, что в Украине многое сделано в контексте реформ, проведения открытых тендеров по разведке и добыче энергоресурсов как на территории страны, так и на территории континентального шельфа. То есть сотрудничество исключительно положительное, но дело Тимошенко затмевает эти позитивы.

Хорошо, тогда каких шагов сейчас ожидают США от Украины, если принять за должное, что выпускать Тимошенко никто не собирается?

Честно говоря, никто ничего не ожидает, потому что позиции всех сторон ясны. Сенат относительно Тимошенко свою позицию показал, в Украине же исполнительная власть не имеет полномочий освободить ее. Поэтому мое личное впечатление такое: параллельно эта проблема сейчас обсуждается, а сотрудничество развивается своим ходом.

Вы считаете, что Тимошенко заинтересована в разрыве отношений между странами? Ведь в таком случае она теряет возможность давления через своих представителей в Вашингтоне на украинскую власть.

Хочу сказать, что Вашингтон, в отличие от многих европейских столиц, не осуществляет давления по поводу Тимошенко. Хотя бы потому, что у них объем информации больше – на территории США находится уголовное дело Павла Лазаренко. Но поскольку этот вопрос политический, то политические союзники Тимошенко его все время поднимают. Наши же отношения с Европой немножко другие и диалог другой, потому что Украина объявила приоритетом евроинтеграцию.

Может ли нынешний визит украинской делегации на Генассамблею ООН заставить Запад несколько смягчить риторику? Что нового может пообещать Янукович?

Я, к сожалению, не занимался подготовкой этого визита, но в том, что там будет много двусторонних встреч с представителями разных государств, в том числе, США, я был уверен.

Сейчас много разговоров о том, к кому именно из украинских чиновников могут быть применены санкции, если они, конечно, станут реальностью. Вы слышали что-то о том, что сами можете очутиться в таких списках? Какого рода чиновники там вообще могут фигурировать?

Единственные формальные правила по «въездным-невъездным» в международных делах действуют в Совете Европы. И они направлены прежде всего на тех, кто принимал неправомерные судебные решения. Ни о каких других общепринятых правилах речь не идет. Если речь ведется о персонах нон-грата, то это должны быть какие-то экстраординарные события и их оценки. Например, то, что происходит в контексте Беларуси. Но об этом речь не идет ни в Европе, ни тем более в США.

Кто формирует такие списки?

В нашей стране, как и в других странах, объявление персоной нон-грата – это прерогатива МИДа. А формируют такие списки разные службы – специальные, таможенные, в их числе может быть даже дорожная полиция.

Вы сказали, что видели документы, в которых Тимошенко требует прекратить процесс евроинтеграции Украины...

Я этот объемный документ не смог прочитать, потому что он в единичном экземпляре попал на стол на международной конференции в Вашингтоне. Из того, что я успел прочесть, это было воззвание к правительствам и парламентариям всех стран фактически с призывом бойкотировать Украину. Речь шла о бойкоте нынешней власти, но фактически о всей Украине. Происхождение этого документа и то, работала ли над ним сама Тимошенко, мне неизвестно, но так как этот документ на конференции объявил Борис Тарасюк, он действительно исходит оттуда.

И этот призыв как-то повлияет на «правительства всех стран»?

Такие документы, в общем-то, читают. Кто-то проверяет факты, кому-то достаточно того, что написано… Конечно, это очередной документ, который порочит не только руководство Украины, но и всю страну. И если гипотетически представить, что Тимошенко придет к власти, ей достанется то наследие, которое она сама себе подготовила.

То есть вы верите, что она еще может прийти к власти? Это больше философский вопрос.

Демократическая страна – это страна возможностей. К тому же, Тимошенко присутствует на билбордах и от ее имени делаются заявления объединенной оппозиции. Так что я бы не сказал, что она уходила из политики.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: