Євген Марчук Український державний діяч, екс-голова СБУ

Підводні камені миротворчої місії ООН на Донбасі

Хто буде розслідувати факти неправомірного застосування зброї членами Місії ООН, особливо, з летальними наслідками?

Мовою оригіналу

Во первых, приглашение иностранных воинских подразделений с оружием на территорию Украины согласно нашему законодательству возможно только с согласия Верховной Рады. Миротворцы ООН это вооруженные люди, причём не только стрелковым оружием, но и как минимум бронетранспортёрами. Уровень вооружённости этой миссии будет подробно выписан в мандате.

Второе, страна, инициирующая направление такой Миссии, должна очень подробно аргументировать своё предложение. Для нашего случая это будет не совсем просто. Если мы в предложении укажем агрессию России это будет означать войну двух государств. Миротворцы, как правило, в таких случаях не участвуют. Если мы не указываем агрессию России, значит у нас внутренний гражданский конфликт и тогда миротворцы могут участвовать.

Третье, обязательно нужно согласие сторон. Для нас ОРДЛО не являются стороной. Для нас стороной является Россия, как страна агрессор. Согласится Россиия быть стороной конфликта да еще в решении ООН? Не думаю. Президент РФ В. Путин неоднократно излагал позицию России по этому вопросу - «ихтамнет». Возможно с Россией есть предварительная договорённость, что она полностью выводит из Донбасса свои регулярные, но безшевронные войска и там остаётся только два армейских корпуса ОРДЛО. И тогда де-факто и якобы и де-юре России там нет. Тогда единственной стороной или сторонами для согласия на миротворческую миссию являются ОРДЛО. И тогда нам остаётся договариваться только с этой стороной конфликта о миротворческой миссии, официально признавая их стороной. То есть косвенно подтверждая таким образом, что это внутренний гражданский конфликт. Здесь нужно будет искать выход. Без согласия фактически воюющих сторон миротворцев в зону практических боевых действий никогда не пошлют.

Четвёртое, голосование в Совбезе скорее всего Россия заблокирует. Голосование Генеральной Ассамблеей ООН по такому вопросу очень проблематично. Не говоря уже о численности Миссии, бюджете и уровне её вооружённости. Хотя возможно.

Пятое, допустим, что все эти проблемы решены положительно для Украины. Тогда Совбез ООН формирует передовую группу специалистов, которая выезжает на место и очень детально изучает поле своей будущей деятельности. Её доклад подробно обсуждается в Совбезе и определяется численность Миссии, её бюджет, ротация и страхование персонала, уровень вооружённости, и другие детали. Например, Миссия берёт под контроль всю контактную линию (426 км.) и неконтролируемый Украиной участок госграницы (406 км.700 м.) ? Или как то иначе? Какая тогда должна быть численность и бюджет такой Миссии? Она получает доступ до любых объектов и участков на временно оккупированной территории?

Шестое, какими правовыми нормами, уставами, законами будет регулироваться применение оружия членами миссии на территории Украины, особенно на поражение (понятно, что будет выписано, что только в целях самозащиты). В принципе, международная практика есть. Но как будет в украинском случае? Кто будет расследовать факты неправомерного применения оружия членами Миссии, особенно, с летальными исходами.

Седьмое, после утряски всех этих вопросов Совбез ООН обращается к странам членам ООН, которые как правило имеют опыт миротворческой деятельности, выделить определённое количество военнослужащих определённых воинских специальностей для этой миссии с командиром. Руководство этих стран согласовывает своё решение с местным парламентом. Процедуры разные, но согласие парламентов обязательное.

Восьмое, создается командование Миссии, которое активно участвует в формировании контингента Миссии. Я уверен, если Россия согласится на эту миротворческую миссию, она будет настаивать не только включить её контингент в состав Миссии, но и ввести своего представителя в состав командования Миссии. Если Россия не сторона конфликта , а это скорее всего будет условием России на эту Миссию, тогда никаких аргументов для возражения о включении ее контингента и представителя в командовании Миссии нет. 

Девятое, поскольку Миссия будет действовать де-юре на территории Украины (в том числе и за линией фронта) то Украина, как инициатор Миссии, должна взять на себя определённые обязательства по обеспечению нормальной деятельности Миссии. Какие?

Ну и десятое, - очень проблематичным является предположение о том, что главной задачей Миссии будет обеспечение выборов на оккупированной территории. Будет время, изложу подробнее. В этой теме не меньше вопросов чем в перечисленных.

Извините за немного избыточную детализацию.

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: