Артур Воронин Экономический обозреватель

Рейдерский захват украинской морской науки в Крыму

Севастопольские ученые заставили таки Москву пересмотреть свое предыдущее решение о статусе аннексированных украинских Морского гидрофизического института и Института биологии южных морей.

Севастопольские ученые заставили таки Москву пересмотреть свое предыдущее решение о статусе аннексированных украинских Морского гидрофизического института и Института биологии южных морей. На днях глава правительства России Дмитрий Медведев своим указом создал два «федеральных» научных института – Институт морских биологических исследований и Морской гидрофизический институт в системе РАН.

Настойчивость севастопольских ученых дала свой результат, в отличие от Симферополя, где громкие протесты всего коллектива Крымского медицинского университета им. С. Г. Георгиевского так и не привели к избавлению его от вхождения в «Крымский федеральный университет». «Глава Крыма» так и не решился подать Медведеву представление о пересмотре состава КФУ и исключении из него медуниверситета, потерявшего из-за этого Лондонский сертификат, из-за чего его дипломы стали непризнаваемыми в мире, и все иностранные студенты вынуждены были отчислиться. Его стали именовать «академией», провели жесткие кадровые пертурбации и подчинили КФУ. Экс-ректор Александр Бабанин слег в больницу.

-- Три этапа рейдерства

Вначале российские ученые на крымские НИИ накинулись подобно воронам, пытаясь отклевать куски повкуснее и создавая сущих монстров. В частности, Морской гидрофизический институт и Институт биологии Южных морей включили в состав сочинского Института природно-технических систем. В институтах тут же появились сочинские «шефы» и собрались все переделать на свой лад. В декабре прошлого года сам ИПТС переехал из Сочи в Севастополь. Он создал в своей структуре два новых подразделения - ИНБЮМ и МГИ. Директор института Марат Амирханов предложил сотрудникам увольняться и писать заявления о приеме на работу в ИПТС.

Севастопольцы восприняли это как умышленное унижение, поскольку научный уровень их был гораздо выше, чем сочинского НИИ, а профиль исследований совсем не совпадал. Слияние фактически обозначало ликвидацию многих научных направлений и наработок по ним, крах институтов как уникальных научных коллективов с мировой известностью.

Фактически это был рейдерский захват, потому что севастопольские НИИ расположены в самом центре города. Одновременно ИПТС присваивал экспериментальное отделение ИнБЮМ на ЮБК, в курортном поселке Кацивели, а также научно-исследовательское судно «Профессор Водяницкий».

Ученые в знак протеста провели несколько собраний и митингов, засыпали органы «власти» доказательствами и обращениями. Они обратились в РАН, в Госдуму, в Правительство России. В том числе ученые записали открытое видеообращение к Владимиру Путину, в котором призвали не допустить фактической ликвидации учреждений.

В результате этих протестов город принял иное решение. Во второй половине февраля уже «правительство» Севастополя выступило учредителем и ИнБЮМ и МГИ стали самостоятельными субъектами научных исследований. Коллективы тогда же избрали новых директоров: ИнБЮМ возглавил Юрий Токарев, а МГИ – Геннадий Коротаев, которые ранее были заместителями директоров по науке.

И хотя оба НИИ перестали финансироваться с начала 2015 года из бюджета переходного периода, ни город, ни федеральный бюджет не спешили принимать их на содержание. Тем не менее, планы появились солидные. По словам ученых, они надеются, что в новом статусе они могут получать финансирование на свои исследовательские проекты. В частности, по словам сотрудника отдела динамики океанических процессов МГИ Артема Мизюка, средства на научную работу выделяли Российский фонд фундаментальных исследований и Российский научный фонд. Лично он с коллегами уже подал заявку вместе с другими организациями на проект по моделированию Балтики. Ученые намеревались исследовать механизмы того, как в морских условиях переносятся загрязнения, каковы механизмы их накопления и тому подобное.

Кроме того, по словам научных сотрудников, им поступали предложения о сотрудничестве от «Роснефти» и «Роскосмоса».

Тем не менее, сотрудники не спешили переходить в новое НИИ. Выяснилось, что только девять сотрудников из двух институтов перешли работать в ИПТС на постоянной основе. В то же время еще 380 человек подали заявления на работу по совместительству, желая работать в обоих институтах одновременно. Исходя из того, что общий штат двух институтов составляет 900 человек, получается, что половина ученых и сотрудников не определились. Хотя и это все было условно – в это время накапливалась задолженность по зарплате, достигшая за два месяца 30 миллионов рублей.

Тем более, что случилось то, чего нужно было опасаться: вследствие незаконной аннексии Крыма экономический кризис заставил Правительство России пересмотреть бюджет на 2015 год. В частности, бюджет Севастополя на 2015 год, который предварительно был утвержден в объеме 16,8 млрд рублей, сократили на 600 млн рублей. Финансирование по Федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя, которому до 2020 года планировалось выделить 35 млрд рублей, также было уменьшено на 800 млн рублей. Пришлось отказаться от реконструкции Парка Победы, детского оздоровительного лагеря «Ласпи» и других проектов. В городе пришлось ввести в действие антикризисный план, и оба НИИ из-за резкого дефицита средств в него вписывались с трудом. По старой советской традиции, как известно, первым сокращали финансирование науки. К тому же, как вдруг выяснили юристы, по российскому федеральному закону регионам запрещается содержать институты, занимающиеся фундаментальной наукой.

Проблему севастопольских ученых рассмотрел комитет по науке Совета Федерации. Теперь уже руководитель ФАНО Михаил Котюков сообщил, что севастопольские институты включили в ИПТС, якобы, лишь временно, чтобы начать финансирование. Представитель ФАНО заявил, что агентство готово принять севастопольские институты в свой состав. А правительство Севастополя отменило распоряжение о передаче имущественных комплексов третьим лицам и приняло решение провести инвентаризацию.

-- Есть ли перспективы в ФАНО?

Теперь премьер-министр России Дмитрий Медведев издал указ о создании в Севастополе два федеральных научных учреждения – Институт морских биологических исследований РАН и Морской гидрофизический институт РАН. Документ опубликован на официальном сайте правительства. Новые-старые институты создаются на базе государственных бюджетных научных учреждений города Севастополя «Институт биологии южных морей им. А. О. Ковалевского» и «Морской гидрофизический институт», – говорится в нем. Они должны быть зарегистрированы не позднее 1 мая 2015 года. На этот раз учредителем, а значит и собственником «отжатого» имущества новых-старых институтов выступает Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) России. На него также возлагается финансовое обеспечение.

Как сообщается, институты будут включены в государственную программу «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы». Ученым предстоит заняться исследованиями биоразнообразия и динамики функционирования морских экосистем, исследованиями в области океанологии и морской гидрофизики, гидрохимии, геофизики и биологии.

«Это шаг, которого мы интенсивно добивались в течение трех месяцев», – сказал журналистам глава Координационного совета МГИ и ИНБЮМ Сергей Станичный. – Но мы четвертый месяц без зарплаты. Губернатор ведет переговоры с ФАНО, чтобы быстрее решить этот вопрос и под их гарантии выдать нам деньги из бюджета города».

Ученые говорят, что все это пока не открывает перед ними радужных перспектив. Еще как минимум год будут продолжаться процессы реорганизации и утряски разных конфликтов интересов, из-за чего им будет не до науки. Во-вторых, в составе ФАНО им вряд ли удастся продолжать те исследования, которые они вели в Украинской АН, поскольку интересы и статус российской науки отличаются от украинской. Во-всяком случае, они осознают, что теперь придется, во-первых, значительно сократить контакты с мировыми научными центрами, во-вторых, заняться новыми «оборонными», а попросту говоря, военными, темами. Все это не вдохновляет многих ученых, привыкших в условиях Украины к мировой открытости и сотрудничеству.

Справка: Институт биологии южных морей Академии наук УССР был создан президиумом Академии наук УССР в 1963 году. Входящие в него подразделения ведут работу уже 144 года. В частности, в 1871 году по инициативе Н.Н. Миклухо-Маклая и А.О. Ковалевского была основана Севастопольская биологическая станция - первое в Российской империи и третье в Европе морское исследовательское учреждение. Ученые изучали флору и фауну Черного моря. В 1891 году переведена в ведение Академии наук Российской империи. ИНБЮМ АН Украины вобрал в себя отделения общей биологии на базе Севастопольской, Одесской и Карадагской биологических станций с центром в городе Севастополе.

Морской гидрофизический институт Академии наук СССР был создан в 1948 году в Москве на базе Черноморской гидрофизической станции Академии наук СССР и Морской гидрофизической лаборатории. В 1961 году институт был передан в систему Академии наук УССР и в 1963 году перебазирован в Севастополь.

Оба НИИ внесли значительный вклад в развитие морской науки в Украине. В мировой научной среде они были признаны флагманами морских исследований в Средиземно-Черноморском регионе.

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: