Ученые объяснили, какой формат чтения лучше воспринимают дети

Ученые объяснили, какой формат чтения лучше воспринимают дети
Ученые проанализировали более двух десятков исследований, опубликованных между 2000 и 2022 годами, которые касались понимания прочитанного
фото из открытых источников

Маленькие дети, часто читающие с цифровых носителей, могут быть менее способны увеличивать свой академический словарный запас

Чтение печатных материалов способствует в шесть-восемь раз лучшему пониманию прочитанного по сравнению с текстами в электронном формате. Об этом свидетельствует исследование ученых из Университета Валенсии (Испания), опубликованное в Review of Educational Research, пишет The Guardian.

Ученые проанализировали более двух десятков исследований, опубликованных между 2000 и 2022 годами, которые касались понимания прочитанного. Их участниками были около 470 тыс. учеников.

«Понимание текстов, прочитанных в цифровом формате, было близко к нулю. Это может быть связано с тем, что лингвистическое качество цифровых текстов, как правило, ниже печатных. Например, текст в социальных сетях может быть «развлекательным», без сложного синтаксиса, а потому не побуждать к соображениям», – говорит профессор Университета Валенсии Ладислао Сальмерон.

Сальмерон добавляет, что обдумывание при чтении цифровых текстов также более поверхностно, в отличие от печатных материалов. Это может означать, что читатель «не полностью погружается в сказ».

В то же время исследователи не обнаружили негативную связь между чтением текстов в электронном формате и пониманием прочитанного среди учащихся средней школы и студентов.

Сальмерон объясняет такую тенденцию тем, что маленькие дети хуже дистанцируются от отвлекающих факторов – например сообщений, поступающих на устройство во время чтения.

«Способность регулировать наше познание развивается в подростковом возрасте. Маленькие дети могут быть не полностью готовы к саморегуляции своей активности во время цифрового чтения», – добавляет он.

Авторы исследования также заявили, что маленькие дети, часто читающие с цифровых носителей, могут быть менее способны увеличивать свой академический словарный запас.

«Исследователи не против цифрового чтения, но предостерегают, что оно не настолько полезно для восприятия, как печатное. Вот почему руководители школ должны больше акцентировать внимание на чтении печатных форматов вместо цифровых. Особенно это касается учащихся младших классов», – говорит соавтор исследования Лидия Альтамура.

Сальмерон добавляет, что плохое восприятие информации с электронных носителей не зависит от того, где она представлена: в социальных сетях или на образовательных веб-сайтах.

«Мы ожидали, что чтение образовательных порталов будет значительно лучше ассоциироваться с пониманием текста, но наши данные свидетельствуют, что это не так», – утверждает он.

Напомним, обнародование результатов Международного исследования качества образования PISA-2022, в рамках которого оценивают умения 15-летних подростков по математике, чтению и естественным наукам в 80 странах, всколыхнуло обсуждение в соцсетях. Умение украинских школьников оценивали во второй раз после 2018 года, в условиях полномасштабной войны. Наиболее обсуждаемым вызовом стало ухудшение уровня читательской грамотности украинских подростков.

Национальный траст по грамотности Великобритании вместе с Ассоциацией интерактивных развлечений и детского издательства Penguin Random House Children провели исследование, которое показало: видеоигры могут улучшить навыки чтения и письма.

Читайте также: Почему украинские дети читают и считают хуже европейских. Эксперты назвали причины

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: