Треть российской нефтепереработки уничтожена. Коллапс неизбежен

Треть российской нефтепереработки уничтожена. Коллапс неизбежен
По оценкам экспертов для восстановления утраченного производства, замены поврежденного оборудования необходимо до двух лет при условии снятия санкционных ограничений и запретов
фото из открытых источников

«У населения западной части России остались буквально считанные дни, чтобы запастись топливом»

Только за два дня 12-13 марта в России было выведено из строя, по данным Bloomberg, 12% нефтеперерабатывающих мощностей. На неопределенный срок остановлена работа нефтеперерабатывающего завода Роснефти в Рязани, Новошахтинский нефтеперерабатывающий завод и предприятие «Лукойла» в Нижегородской области. С октября 2023 по март 2024 года было повреждено и уничтожено еще около 20% нефтебаз и нефтеперерабатывающих заводов.

Практически одновременная потеря трети нефтеперерабатывающего комплекса чревата коллапсом поставок нефтепродуктов, прежде всего, в гражданский сектор.

Осенью прошлого года дефицит горючего уже всколыхнул ряд регионов. Рост потребления во время сельскохозяйственной кампании привел к исчезновению топлива во многих регионах, дефициту и ажиотажному росту цен. Многокилометровые очереди возле АЗС удалось преодолеть в некоторых регионах за несколько месяцев. Тогда нефтеперерабатывающая отрасль еще была на плаву и запрет на экспорт нефтепродуктов частично сработал.

Уже с начала 2024 года Россия жила в предвкушении следующей волны топливного дефицита и ажиотажа.

В январе нефтепереработка сократилась на 4% и упала до минимума за последние месяцы.

Следовательно, еще до введения эмбарго с 1 марта 2024 года вывоз бензина за границу сократился на 37%, а дизтоплива (наибольшая статья экспорта нефтепродуктов) на четверть.

И хотя Россия браво рапортовала, что наоборот нарастила поставки нефтепродуктов на внутренний рынок и сформировала необходимые резервы, крупные топливные сети, например «Лукойл», уже тогда столкнулись с проблемой обеспечения бензином. Дефицит по «Лукойлу» лишь официально составляет 700-800 тысяч тонн.

Причем проблема будет обостряться при задержке ремонта установки каталитического крекинга в Кстове. «Лукойл» пытается решить проблему путем поставок бензина с нефтеперерабатывающих заводов посторонних компаний. Но для этого нужно, чтобы они увеличили производство бензина, что в условиях санкций практически невозможно. По оценкам экспертов для восстановления утраченного производства, замены поврежденного оборудования необходимо до двух лет при условии снятия санкционных ограничений и запретов. А ведь все оборудование было импортным.

Еще одной серьезной проблемой является логистика. Львиная доля поставок нефтепродуктов осуществляется по железной дороге, которая существенно перегружена. Это уже спровоцировало рост биржевых цен, ограничение, а впоследствии – закрытие импорта. Только за половину февраля стоимость бензина марок А-92 и А-95 выросла на 7,2% и 8,45% соответственно.

В марте цены на нефтепродукты росли как грибы после дождя.

После потери трети нефтепереработки коллапс будет практически неизбежен. Проблема заключается в том, что выведенные из строя нефтеперерабатывающие комплексы обслуживали западные области европейской части России, где расположена львиная доля населения и экономики.

Отсюда нефтепродукты направлялись на нужды русских войск в захватнической войне против Украины. Теперь в связи с резким сокращением изготовления бензина и дизтоплива власти, прежде всего, будут направлять его на нужды войска. На эти же нужды будут работать железнодорожные поставки из отдаленных регионов.

А еще есть традиционное увеличение спроса в период уже начинающихся весенних сельскохозяйственных работ.

Следовательно, у населения западной части России остались буквально считанные дни, чтобы запастись топливом, дефицит которого продлится по меньшей мере месяцами. Даже логистически при условии, что потребности армии в железнодорожных перевозках спадут (а это вряд ли), чтобы пополнить запасы горючего в дефицитные районы, потребуются месяцы. Поэтому пока вы читаете этот текст, возможно последние запасы горючего разметают из ближайшей заправки. Не теряйте времени – направляйтесь на заправки и запасайтесь необходимым топливом как минимум на месяц. Потому что уже скоро оно станет дороже золота…

Читайте также:

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: