Янукович срывает выборы

Янукович срывает выборы

Анализ решения Венецианской комиссии по избирательному закону

Венецианская комиссия 14 октября приняла заключение по законопроекту о выборах рабочей группы Александра Лавриновича. Текст документа еще официально не опубликован, но «Главком» сумел ознакомиться с решением европейских экспертов.

Так уж повелось, что пока Венецианская комиссия свой очередной вердикт по Украине не обнародует, наши политики каждый на свой лад трактует решение европейцев. Так случилось и с законопроектом о выборах. Первым в украинском информационном пространстве засветился заместитель члена Венецианской комиссии от Украины регионал Сергей Кивалов. Его пресс-служба еще в пятницу распространила заявление, мол, европейцы позитивно оценили законопроект Лавриновича, к тому же, большинство замечаний комиссии уже исправлены в доработанном проекте закона, переданном в Верховную Раду.

Чуть позже выстрелила и оппозиция. Григорий Немыря, присутствовавший на заседании в качестве приглашенного гостя, выдал свою версию происходящего. Мол, венецианцы разнесли проект в пух и прах: раскритиковали возвращение к смешанной избирательной модели, увеличение проходного барьера и запрет участвовать в выборах блокам. К тому же, как сообщил Немыря, текст, отправленный Венецианской комиссии, не совпал с тем, который недавно зарегистрировали в Верховной Раде. Оппозиционеры сразу же начали кричать о махинациях, но, на самом деле, все оказалось проще. Все карты спутала предварительная сентябрьская оценка документа европейцами. Рабочая группа Лавриновича учла некоторые замечания, подправила проект и передала в парламент, а европейские эксперты оценивали «старую версию». До них новации попросту не дошли. Кто тут кого перехитрил, и пытался ли – пока не понятно.

Сама же Венецианская комиссия пока опубликовала лишь небольшой пресс-релиз, в котором также призвала к поиску консенсуса в самой Украине. Комментарии политиков – это их позиция, мы же предлагаем посмотреть на первоисточник - само заключение Венецианской комиссии, точнее, на его самые интересные выдержки.

Чтобы понять общую канву документа, сперва приведем его резолютивную часть, так сказать, зайдем с конца. В ней Венецианская комиссия, подводя итоги, дала общую оценку законопроекту. И эта оценка касается как старой версии, так и обновленной.

«IV. Заключение

125. Избирательная система, избранная в проекте закона, не соответствует той, о которой говорили представители Венецианской комиссии во время своих встреч с украинскими должностными лицами. Смешанная избирательная система не соответствует той, которую рекомендовала ПАСЕ в своей резолюции 1755 (2010 год). Более того, решение внедрить смешанную избирательную систему, установить повышенный проходной барьер для партий и запретить блокам принимать участие в выборах было принято правящим большинством в одностороннем порядке, без консультаций с представителями других политических партий и гражданского общества. Венецианская комиссия и ОБСЕ/БДИПЧ напоминают, что вера в справедливость избирательных правил является важным фактором проведения демократических выборов», - достаточно жестко резюмирует Венецианская комиссия. Фактически, европейцы не восприняли три главные новеллы рабочей группы Лавриновича, вокруг которых и идут главные споры в самой Украине. И самое главное – для Европы неприемлемо, что основополагающие положения избирательного закона писались кулуарно, по указке Президента, без консультаций с оппозицией.

В резолютивной части указывается еще ряд серьезнейших замечаний.

«126. В придачу к этому, некоторые предыдущие рекомендации, имеющиеся в докладах ОБСЕ/БДИПЧ и решениях Венецианской комиссии, были не учтены в проекте закона. В частности, это: отсутствие четких критериев и временных рамок установки границ избирательных округов, отсутствие четкости в вопросах обжалования результатов выборов и отсутствие полной открытости, до и после выборов, источников и размеров финансовых пожертвований, а также видов и объемов расходов избирательной кампании».

Итак, какие же замечания подтолкнули европейских экспертов прийти к столь пессимистическим выводам? В 9 пункте решения Венецианская комиссия четко указала на закрытость процесса разработки проекта закона в Рабочей группе Александра Лавриновича.

«Делегация Венецианской комиссии и ОБСЕ/БДИПЧ была проинформирована, что на начальных стадиях работы над проектом процесс был закрыт. Многие собеседники отметили, что решения по избирательной системе, проходному барьеру и запрету блоков принимались большинством непрозрачно без каких-либо консультаций с оппозиционными партиями и гражданским обществом. Представителей оппозиции и гражданского общества пригласили работать в комиссию на поздних этапах, только после вмешательства международного сообщества… Такой подход серьезно подрывает доверие большой части украинского общества к избирательному процессу за год до выборов».

В 17 пункте уточняется: «Проводя такие фундаментальные изменения избирательной системы без широких публичных дискуссий и консультаций, можно подорвать легитимность закона, несмотря на то, как его будут реализовывать»

А дальше эксперты открыто заявляют, что нынешний проект закона – это далеко не то, что европейцы советовали Украине:

12. Проект закона касается только выборов парламента Украины. Что идет в разрез с резолюцией Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1755 (пункт 7.1.1) от 10 октября 2010 года и долгосрочных рекомендаций Венецианской комиссии и ОБСЕ/БДИПЧ, что избирательные правила должны быть кодифицированы в единый Избирательный кодекс.

Венецианская комиссия и ОБСЕ/БДИПЧ выражают сожаление, что Рабочая группа не учла нашу рекомендацию основывать свою работу на Избирательном кодексе, подготовленном парламентской рабочей группой в 2010 году. Этот документ был позитивно оценен Венецианской комиссии в декабре 2010 года…».

Стоит вспомнить, что не только Венецианская комиссия и ПАСЕ советовали нам принимать Избирательный кодекс. О принятии такого документа год назад говорил сам Янукович. Видимо, память у Президента коротка.

Кстати, об обещаниях Виктора Януковича. Помниться, в своей программе «Украина для людей» он клялся избирателям, что, как только станет Президентом, сразу же введет в Украине пропорциональную избирательную систему выборов парламента с открытыми списками. После выборов о своем обещании он напрочь забыл.

Об этом говорит и Венецианская комиссия.

«20. После внеочередных выборов 2007 года украинские чиновники были привлечены к диалогу с различными международными институциями, в том числе Венецианской комиссией и ОБСЕ/БДИПЧ, о возможности усовершенствования избирательной системы страны. В рамках консультаций об избирательной реформе, Венецианская комиссия предложила внедрить пропорциональную систему, основанную на нескольких региональных округах, что могло помочь избежать недостатков чисто пропорциональной системы и смешанной системы образца 1998-го и 2002 годов. ПАСЕ в своей резолюции 1755 рекомендовала, чтобы избирательная реформа включала не только принятие единого Избирательного кодекса, но и внедрение новой избирательной системы. ПАСЕ дала рекомендацию, что новая избирательная система должна быть пропорциональной с открытыми региональными списками».

Именно такую систему предложила Украине парламентская рабочая группа нардепов Ключковского-Гриневецкого, ее позитивно оценила Венецианская комиссия, но Виктору Януковичу она «не подошла». Что поделаешь, не для тех целей затевается избирательная эпопея.

Одно из важнейших замечаний Венецианской комиссии – проблема с формированием мажоритарных округов. Ни четких критериев их нарезания, ни адекватных сроков их создания законопроект не предусматривает. И если критерии в законе в последний момент таки были прописаны, то проблема сроков до сих пор актуальна. В окончательной версии законопроекта ЦИК должен за 110 дней до дня выборов создать округа. Таким образом, у кандидатов будет всего 20 дней для того, чтобы разобраться в ситуации.

«30. Проект закона не решает проблему сроков создания избирательных округов… Есть риск, что процесс затянется, и различные политические силы не будут иметь достаточно времени для подготовки к выборам 2012 года».

Учитывая поздние сроки создания избирательных округов, жесткое ограничение во времени для подачи документов мажоритарными кандидатами также обеспокоило Венецианскую комиссию.

«71. Крайние сроки для регистрации мажоритарных кандидатов слишком короткие и могут повлечь серьезные препятствия для своевременной подачи необходимых документов в окружную комиссию. Статья 59 предвидит, что регистрация документов будет остановлена за 51 день до голосования. Комиссия имеет 4 дня дли изучения документов и вынесения решения о регистрации кандидата. В случае отказа в регистрации, претенденту дадут всего один день для подачи апелляции».

Запрет избирательных блоков здорово взволновал европейских экспертов. По их мнению, это жестко нарушает права политических партий на свободу сотрудничества.

«70. Проект не разрешает формировать избирательные блоки. Хотя есть законные причины для запрета их формирования, политические партии должны быть свободны вступать в ассоциацию с другими партиями или баллотироваться отдельно. Запрет повлияет на право свободной ассоциации партий. Это одна из тех проблем, которая не была открыта к дискуссиям во время работы Рабочей группы».

Недавно «Главком» писал об изощренной лазейке для фальсификации выборов в проекте Лавриновича. Суть ее такова: по новому избирательному закону нельзя будет отменить результаты выборы в целом округе. Но возможность отменять выборы на участках оставят. Потенциально, даже по данным одного участка, кандидата могут объявить победителем. Вот и Венецианская комиссия озадачилась этой схемой.

«116. Участковая комиссия может признать выборы у себя на участке недействительными, если в результате нарушения закона невозможно установить волеизъявление избирателей. Это может произойти по трем причинам: незаконное голосование должно составить 10% от общего количества; в случае повреждение избирательной урны, в результате чего 20% голосов не будут подлежать подсчету; в случае, если количество бюллетеней в урнах разойдется с количеством выданных бюллетеней на 10%. Фактически, устанавливается приемлемый уровень фальсификации… Венецианская комиссия рекомендует пересмотреть эти положения, чтобы аннулирование голосования было возможным на всех уровнях, где манипуляции могут повлиять на результат».

Стоит отметить, что в своем заключении Венецианская комиссия много говорила и о позитивах законопроекта.

«15. Позитивные изменения, предусмотренные в проекте закона, включают:

- СМИ получают полный доступ ко всем мероприятиям, связанными с выборами, заседаниям избирательных комиссий и избирательным участкам в день выборов;

- глава, заместитель, и секретарь окружных комиссий должны пройти подготовку в Центральной избирательной комиссии перед началом работы;

- член комиссии, несогласный с ее решением, имеет два дня для предоставления письменных замечаний, которые должны быть приобщены к протоколу;

- право участковых избирательной комиссии вносить людей в список для голосования в день выборов отменено. Избиратели могут быть включены в список только по решению суда;

- право баллотироваться независимым кандидатам;

- в проекте нет положения, имевшегося в предыдущих законах, позволяющего обжаловать решения либо в вышестоящей комиссии или в суде».

Справедливости ради надо сказать, что многие замечания Венецианской комиссии, высказанные в предварительном сентябрьском заключении, таки учтены группой Лавриновича. Правда, во время принятия окончательной вердикта европейских экспертов, новые изменения во внимание взяты не были. Получили они их только 10 октября.

Но основные проблемы: повышение барьера, запрет блоков, смешанная система, закрытость во время разработки проекта закона и отсутствие диалога с оппозицией – все это осталось. И, как ранее не раз заявлял Александр Лавринович, эти вопросы являются внутренним делом самой Украины, ведь каждая страна вольна избирать ту избирательную систему, которую посчитает нужным. То же касается вопросов барьера, блоков и так далее.

Виктор Янукович не раз обещал, и сама Венецианская комиссия об этом в своем заключении еще раз напоминает, что ее замечания будут учтены во время принятия закона в парламенте. Формально, множество мелких замечаний таки учли, будет чем отрапортовать в Европе. И хоть там такому отчету не очень-то обрадуются, зато для внутреннего потребления можно будет сформировать тезис – избирательный закон соответствует всем европейским канонам. Вопрос избирательной системы вынесли за скобки, а замечание о том, что проект разрабатывали кулуарно, легко парируют. Какая кулуарность? Его же подали лидеры сразу четырех парламентских фракций!

И кто уже будет разбираться, что две из них – партии президента и фракция без пяти минут регионала Владимира Литвина. Подпись от коммунистов поставил Адам Мартынюк, пока Симоненко кутил во Вьетнаме. Четвертую подпись поставил глава группы с правами фракции «Реформы ради будущего» Олег Рыбаков – предводитель парламентских тушек. Вот вам образец широчайшей общественной дискуссии.

Хотя, на фоне дела Тимошенко и откровенного игнорирования Януковичем требований руководства ЕС и США пора понять, что рекомендации какой-то там Венецианской комиссии украинскую власть не интересуют, а ее выводы для Президента – пустое содрогание воздуха.

P.S. В ближайшее время «Главком» опубликует полный текст решения Венецианской комиссии по законопроекту о выборах народных депутатов Украины.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: