Президентский законопроект откроет лазейку для фальсификации выборов
Пока политики спорят, к какой избирательной системе склоняется Виктор Янукович, в законопроекте Рабочей группы министра юстиции Александра Лавриновича находятся элегантные лазейки для откровенной фальсификации выборов.
Полгода назад журналисты уже поднимали шум вокруг скандальной нормы избирательного проекта Лавриновича, позволявшей не регистрировать неугодных кандидатов в мажоритарных округах. Соискатели депутатских кресел имели лишь одну попытку подать документы на регистрацию в окружкомы. И если там находили какую-то неточность, то окончательно и бесповоротно отказывали претенденту. Не сложно было догадаться, что документы правильных кандидатов проверяли бы с полузакрытыми глазами, а оппозиционеров – со всей строгостью закона.
Потом вынырнула норма, по которой из-за нескольких незначительных замечаний к кандидату окружная комиссия без лишних проблем исключала его из избирательного процесса. Но, к чести власти, на поднятый в прессе шум таки обратили внимание и одиозные нормы из проекта убрали.
Документ отправили в Венецианскую комиссию, а в украинской политической среде прошел слушок, что никакой смешанной системы не будет. Мол, Партия регионов сама хочет оставить чисто партийные списки, лишь барьер поднимет. Чаще всего объясняли это двумя факторами: для смешанной системы голосов не хватит, а ПР не в состоянии взять абсолютное большинство округов под контроль.
Проект закона уже получил предварительную оценку Венецианской комиссии, и Лавринович не устает повторять, что введение смешанной системы выборов – это незыблемая позиция. Не будем утверждать, что Президент окончательно сделал выбор в пользу введение мажоритарки, но инструмент взять округа на местах на Банковой таки нашелся.
-- Дорога для фальсификаций
Впервые на эту лазейку в своем заключении обратили внимание эксперты Международного фонда избирательных систем (IFES). С ссылкой на их отчет проблему озвучил эксперт Лаборатории законодательных инициатив Денис Ковриженко. «Надо обратить внимание на проблему невозможности признать выборы в мажоритарном округе недействительными. Ведь согласно законопроекту Рабочей группы, если даже на 90% участках голосование будет признано недействительным, то в целом по округе выборы состоятся. Люди, которые «одержат победу» в этих 10% участков, станут народными избранниками», - сообщил «Главкому» господин Ковриженко.
Чуть покопавшись в документах, нам удалось восстановить всю хитроумную схему фальсификации мажоритарных выборов, заложенную в проект Лавриновича.
Итак, все по порядку. Статья 15 избирательного проекта Лавриновича гласит, что повторные выборы в округе возможны, когда голосование признают несостоявшимися. А статья 62-я уточняет причины «несостоятельности»: если в округе не зарегистрируется ни один кандидат, а если всего один – то не набрал половины голосов избирателей. На этом причины исчерпаны.
Идем дальше. Статья 91 гласит, что на конкретных избирательных участках голосование можно признавать недействительным. Для этого надо, чтобы десятью процентами бюллетеней на участке проголосовали в обход закона: вбросили их пачкой, проголосовали те, кто не имеет на это права и прочее. Или же повредили избирательную урну, в результате чего 20% бюллетеней от общего числа избирателей участка не подлежат учету. Или же, на худой конец, во время подсчета бюллетеней их насчитали на 10% больше, чем выдали. Если одно из условий нашлось, участковая комиссия с чистой совестью составляет соответствующий акт и признает голосование недействительным. Пакует все документы и отправляет в окружную комиссию.
Согласно 93 статьи, и окружная избирательная комиссия при желании может признать выборы на участке недействительными. Но, что самое важное, не зависимо от того, на скольких участках округа голосование признают недействительным, победитель будет объявлен.
«Окружная комиссия обязана установить результаты голосования в одномандатном округе независимо от количества участков, на которых голосование было признано недействительным, - записано в 94 статье, и дабы снять все возможные инсинуации уточняется, - признание голосования недействительным в одномандатном округе не допускается».
Если эти нормы станут текстом закона, то не сложно нарисовать очень простую, но эффективную схему. Условный кандидат «А», пользующийся поддержкой власти, судов и так далее, проводит нехитрое социсследование на своем округе. Определяет, где условного оппозиционного кандидата «Б» поддерживают больше всего. Подсчитав, насколько «А» отстает от «Б», составляется карта участков, где выборы надо сорвать. И не важно, что разрыв между главными претендентами огромен – «валить» выборы можно без ограничений, хоть на 90% участках. Инструментарий уже известен – вбросить лишних бюллетеней, повредить урну и так далее. Если большинство в комиссиях под контролем власти, сделать это вообще не проблема.
Оставить нужно самые выгодные участки – тюрьмы, больницы и так далее. И вуаля – окружком признает победителем кандидата «А», даже если за него проголосовало пару тысяч человек. Можно сориентироваться уже после предварительных подсчетов на участках, и дать соответствующие команды. Конечно, описанная нами схема условна, на деле все можно провернуть намного изящнее. Все зависит от фантазии и выдумки политтехнологов кандидата и сопротивления конкурента. Здесь главное провести основательную подготовительную работу и знать, где за тебя хоть кто-то проголосует.
Эта схема уже не единожды использовалась. Да взять те же мэрские выборы, когда в Харькове на паре участков забраковали голоса за Авакова, и Кернес с небольшим перевесом получил себе кресло. Но, так сказать, «в промышленных масштабах» схему на выборах в Верховную Раду еще не опробовали.
Были мелкие манипуляции, когда отрыв между кандидатами незначителен. Ведь в редакции избирательного закона от 2001 года было записано, что признание выборов недействительными в округе возможно. Главное условие – на четверти участков были грубые нарушения. Вот эта черта, до которой можно было «работать». Но этот сдерживающий тотальные фальсификации механизм из проекта Лавриновича улетучился.
Конечно, в 2002 году была обратная сторона медали, когда победителей валили и специально отменяли результаты выборов. Это другая крайность, доходило до того, что на некоторых округах выборы проводили по три раза. Но она ни в какое сравнение не идет с тем, что предлагают сейчас.
-- Слово за Януковичем
Все опрошенные «Главкомом» члены Рабочей группы Лавриновича признали, что невозможность отменить результаты голосования на округе – это путь к фальсификациям. И норму закона 2001 года, раз уж возвращается мажоритарка, надо бы вернуть.
«На заседании Рабочей группы нам сообщили, что Президент определится с этим моментом в избирательном законодательстве. В нынешней редакции норма законопроекта может привести к манипуляциям. Это будет индульгенцией на любые нарушения для победителя. Выработается тезис – победителя не судят. Можно только представить себе последствия», - заявил «Главкому» заместитель главы ЦИК Андрей Магера.
Нардеп нунсовец Юрий Ключковский также видит в нынешнем положении проекта Лавриновича лазейку для фальсификации, и утверждает, что об этом они сообщилиминистру юстиции.
«Мы акцентировали на эту проблему внимание, но учтут ли замечания авторы законопроекта – не известно. Проблема действительно серьезная, это прекрасная лазейка для фальсификаций – делай любые нарушения, и никто не сможет отменить результаты выборов», - считает Ключковский.
Даже представители власти соглашаются, что невозможность пересмотреть результаты выборов в округе – это неправильно. «О возможности признания выборов по мажоритарным округам недействительными Рабочая группа не нашла консенсуса. Потому решать предстоит Президенту. К тому же, еще будет рассмотрение в парламенте. Но я лично считаю, что ЦИК должна иметь полномочия отменять результаты выборов в округе, если имели место фальсификации», - заявил «Главкому» народный депутат Владимир Пилипенко, которого связывают с замом главы АП Андреем Портновым. Странно получается, все против, но норма живуча, и в проекте осталась. Не случайно же она туда попала!
Очевидно, слово теперь за Виктором Януковичем, и только ему решать – открывать ли путь массовым фальсификациям выборов по мажоритарным округам. Конечно, если не в недрах его же администрации эта лазейка и не созрела. Тогда вопрос уже давно снят.
Коментарі — 0