Мятежный Крым
Казалось, проблема внутриреспубликанского и общероссийского рейтинга нынешних властей полуострова не будет стоять на повестке дня долгие годы.
Казалось, проблема внутриреспубликанского и общероссийского рейтинга нынешних властей полуострова не будет стоять на повестке дня долгие годы. Во-первых, местные герои «крымской весны» были любезно включены в команду Владимира Путина и получили значительный рост электорального капитала доверия за счет банального отождествления. Во-вторых, в России просто не принято особо задумываться о рейтингах.
Ведь когда легитимность власти исходит от одного человека, а легитимность принятия политических решений зависит от места в иерархии и близости к телу президента, измерение уровня поддержки правящей элиты превращается в чиновничью забаву, а не инструмент анализа для граждан.
Но после серии неожиданных скандалов в разгар летнего сезона (обычно мертвого в плане общественной жизни) стало ясно, что и команда Сергея Аксенова, и аппарат севастопольского губернатора Сергея Меняйло серьезно сдали позиции. Каждое громкое решение – будь то увольнение очередного министра или назначение священника на должность директора научно-исследовательского учреждения – негативно сказалось на восприятии нынешних властей республики.
Стремительный упадок доверия к руководству Крыма зафиксировало даже прокремлевское Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК). В их рейтинге влиятельности глав субъектов Российской Федерации Сергей Аксенов буквально за месяц вылетел из первой десятки (с 6-го места на 11-е).
Учитывая, что лидируют в списке мэр Москвы Сергей Собянин и руководитель Чеченской республики Рамзан Кадыров, резкое падение Аксенова является более чем красноречивым – оно свидетельствует, что в руководителе Крыма разочаровались даже самые лояльные эксперты.
Возможно, вопрос стоял бы не так остро, если бы Сергей Аксенов был столь же близок к Владимиру Путину, как, к примеру, тот же Сергей Меняйло (ставленник Олега Белавенцева – полпреда Президента России в Крыму, который является человеком путинского фаворита Сергея Шойгу). Но в отличие от севастопольского коллеги, авторитет Сергея Аксенова зиждется только на былых заслугах перед новой родиной.
А эти прошлые достижения постоянно нивелируются грубыми ошибками и откровенным саботажем. Ведь мятежный Крым, охваченный внутренними скандалами и междоусобной борьбой, – это совсем не то, что необходимо России.
Сейчас Кремль находится перед печальным выбором: либо и дальше терпеть позорные для Москвы выходки местных чиновников, пока те не провалят парламентскую кампанию, либо отправить руководителей республики на заслуженный отдых, и взять ответственность за все провалы в крымском направлении на себя.
В долгосрочной перспективе, конечно же, выгоднее оставить у власти местных, на которых впоследствии можно будет повесить всех собак. Но события этого лета (даже в мелочах и небольших региональных проектах) показали, что Кремль больше выиграет от тотальной чистки кабинетов крымских чиновников.
Ведь обещанные надзиратели из центра вряд ли смогут кардинально изменить ситуацию, поскольку на полуостров отправят людей без амбиций. Максимум, на что способны московские «варяги», – это немного притормозить крымский коррупционный поток. Но с банальной некомпетентностью местной исполнительной власти им не справиться.
-- Откаты и летние глупости
Чтобы понять масштаб катастрофы, совсем не обязательно пристально следить за местными внутриполитическими перипетиями. Достаточно посмотреть, что происходит в деловой жизни полуострова (в плане развития инфраструктуры, туристической сферы и т.д.).
К примеру, можно вспомнить июльский провал фестиваля «Крымфест», ответственность за который частично несет местная власть, первоначально определившая патриотический формат мероприятия. Печальная участь постигла и Befooz – поддерживаемый руководством республики заменитель «Казантипа», – который закрыли после того, как он начал отбирать потенциальную аудиторию у правительственного проекта «Экстрим Крым-2015».
За какие-то два месяца полуостров был полностью уничтожен как потенциальная бюджетная площадка для внутренних российских фестивалей. А все потому, что уровень организации, логистики, ценовой политики, позиционирования просто не выдерживает никакой критики.
Еще один недавний эпик фейл – ремонт трассы Симферополь – Керчь в конце лета. Действительно, ну самое подходящее время года для обновления единственной нормальной дороги, ведущей от паромной переправы к крымской столице (и дальше по направлениям).
В данном случае сыграло мелочное желание чиновников выслужиться перед большим начальством и освоить выделенные деньги в срок. В результате основные работы начали вести не просто в высокий курортный сезон, а ближе к его финалу, когда большинство машин должны были выехать из Крыма именно по этой трассе. А теперь автомобилистам придется двигаться в объезд, наматывая лишние 80 километров по сельским дорогам.
Что ж, это в некотором роде прогресс: если в прошлом году основные проблемы у курортников возникали непосредственно на паромной переправе, то в этом неудобства начнутся задолго до того, как отдыхающие доберутся до парома.
Очевидно, что с нынешним руководством полуостров обречен на постепенный, но неотвратимый упадок. Местные власти не могут грамотно распорядиться колоссальными средствами, которые направляются в республику для создания действительно стоящих инфраструктурных объектов (о бизнесе речь в нынешних условиях не идет), а все время тратят на обустройство собственной жизни и выяснение отношений с конкурентами.
А крайними, как всегда, оказываются крымчане, которые из-за собственной веры в состоятельность российского государственного проекта не замечают, что находятся в мировом политическом андеграунде, за который никто не хочет брать ответственность.
Источник: Крым.Реалии