Крымская экономика: есть ли черная кошка в темной комнате?
Экономика Крыма – это просто. Берем регион на баланс, выплачиваем заработные платы бюджетникам, государственному аппарату, субсидируем подвоз топлива на полуостров, строим дороги и ремонтируем инфраструктуру, создавая рабочие места.
Экономика Крыма – это просто. Берем регион на баланс, выплачиваем заработные платы бюджетникам, государственному аппарату, субсидируем подвоз топлива на полуостров, строим дороги и ремонтируем инфраструктуру, создавая рабочие места.
Часть денег, которые государство выбрасывает на содержание этой дорогой игрушки, возвращаются в федеральный бюджет в виде налоговых отчислений. Так создается иллюзия существования крымской экономики, оторванной от российской казны. Со стороны кажется, что крымчане что-то там самостоятельно зарабатывают, создавая какие-то циферки в графе «доходы».
Но это не так. Конечно, на полуострове есть прибыльные частные сферы вроде туризма, однако бОльшая часть доходов, находящихся в этом секторе экономики, пребывает в тени, а потому не попадает ни в местный, ни в федеральный бюджет.
Если обобщить, то для среднестатистического россиянина крымская экономика выглядит так: вы из жалости даете бомжу 10 рублей, 3 он тратит на еду, а на 7 в вашем же магазине покупает водку.
Бомж не может найти работу. Да и зачем ее искать, если у тебя есть сердобольный друг, который всегда выручит червонцем. Главное – вовремя протирать ему ботинки.
Казалось бы, куда уже проще. Но все это лирика, в общем (с) Ундервуд «Крым».
-- Бюджет 2013, 2015 и 2016 годов
Чтобы понять, как формируется крымский бюджет, достаточно пробежаться по основным его цифрам последних лет. «Переходный» 2014 год в расчет не принимаем, так как он априори не является показательным – это и вправду был чистый форс-мажор.
В последний довоенный 2013 год бюджет Крыма составил примерно 600 миллионов долларов (по тогдашнему среднему курсу), из которых чуть больше половины приходилось на дотации из государственного бюджета Украины. То есть сам полуостров заработал около 300 миллионов долларов.
В 2015 году, помимо местных доходов и федеральных вливаний, республика получит еще и деньги, перечисленные в рамках реализации федеральной целевой программы (ФЦП) – той, что предусматривает строительство Керченского моста, ТЭС и т.п. Для чистоты эксперимента средства ФЦП учитывать не будем.
Так вот, вливания со стороны Москвы в 2015 году составят примерно 1,2 миллиарда долларов, а местные «доходы» – опять же около 300 миллионов долларов.
Получается, что государственные вливания в полуостров по сравнению с украинскими временами выросли в 4 раза, а доходность самой республики осталась прежней. Причина – в отсутствии экономики как таковой и спекуляции на эффекте обратной косвенной налоговой тяги.
В 2016 году крымские власти хотят получить на расходную часть бюджета уже 143 миллиарда рублей (по нынешнему курсу – 2,25 миллиарда долларов), хотя полуостров объективно не сможет заработать больше 300-400 миллионов долларов по уже известной схеме.
Удивительно, что федералы, понимающие всю глубину крымской коррупционной инфраструктуры, не пытаются умерить аппетиты республиканских чиновников. Выходит, Москва готова тратить огромные деньги на бесперспективное содержание Крыма, но при этом не может найти каких-то полмиллиарда долларов для нужд собственной «социалки», а потому реально снижает зарплаты учителей и медиков по всей стране.
Когда дело касается сакральных для «русского мира» вещей, таких как духовные скрепы, истоки православной цивилизации в Херсонесе или рейтинг Владимира Путина, ни о какой социальной адекватности не может быть и речи.
Это понятно. Неясно другое: почему Кремль идет на увеличение содержания Крыма, несмотря на то, что регион заваливает реализацию ФЦП, тем самым дискредитируя российского гаранта?
-- О проблеме ФЦП
Глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев (именно этот орган будет заниматься вопросом качественной реализации ФЦП в Крыму на федеральном уровне) во время своего октябрьского визита заявил, что воплотить проекты в рамках программы, запланированной на 2015 год, не выйдет.
Точнее, получится осуществить все, кроме непосредственного строительства. Министр заверил, что речь идет только о сдвижении сроков, а объем финансирования ФЦП никто не уменьшит, невзирая на то, что по другим инвестиционным проектам, реализуемым федеральным правительством, происходят серьезные сокращения.
С одной стороны, резонансное заявление Улюкаева обнажило факт существования проблем как минимум на уровне согласовательных процедур между Москвой и Крымом, которые вызывают простои в реализации ранее намеченных планов. С другой стороны, высказывание министра поставило вопрос не только об осмысленности бюджетных вливаний в полуостров, но и о возможности выполнения ФЦП в принципе.
И хотя федеральные чиновники (тот же министр Улюкаев), вторя руководителям местной исполнительной власти, твердят, что основной причиной проволочек является расформирование профильного министерства, сами представители крымской власти дают повод в этом сомневаться.
Так, Сергей Аксенов на днях сообщил, что из-за бюрократической волокиты 50% мероприятий в рамках ФЦП придется перенести на 2016 год (а там еще видно будет). Глава Крыма все валит на упразднение министерства по делам полуострова: дескать, именно поэтому деньги никак не дойдут до исполнителей.
А вот его партнер по властному тандему Владимир Константинов, сам того не осознавая (возможно, из желания покритиковать сдающего позиции Аксенова), высказался намного ближе к сути.
Прямо на заседании Совмина Константинов заявил, что всякие «сокращенные формулы» строительства являются неприемлемыми. Эта реплика была брошена в ответ на обещание Аксенова освоить средства за любое время и при любых условиях – главное, чтобы деньги были.
«Это очень опасное заблуждение, что затянули по времени, а теперь давайте быстро построим. Не построим быстро!» – выпад Владимира Константинова прозвучал так, будто в затягивании сроков виноваты не федералы, строители, какие-то мифические бюрократы, а руководство Совета министров Крыма, долго согласовывавшее документы.
Сергею Аксенову пришлось оправдываться тем, что он всего лишь предлагает ввести трехсменный график работы, увеличить количество людей и техники для выполнения поставленных задач. Но акценты в этом публичном соперничестве были расставлены довольно жестко. Владимир Константинов не только подчеркнул некомпетентность Сергея Аксенова в строительной теме, но и практически прямым текстом указал, что именно глава Республики Крым отвечает за затягивание сроков.
Что имеем в итоге? ФЦП, ради которой России пришлось снизить зарплаты бюджетников и срезать множество важных инфраструктурных проектов, не была и, возможно, не будет реализована.
Может, впору россиянам задуматься: стоит ли воображаемая крымская экономика таких жертв?
Источник: Крым.Реалии