Внеочередные парламентские выборы невыгодны для украинского Крыма
Набирающая обороты конфронтация между членами украинского правительства, парламентскими и внепарламентскими политическими партиями резко увеличивает вероятность проведения внеочередных парламентских выборов, грозя Украине затяжным политическим кризисом.
Набирающая обороты конфронтация между членами украинского правительства, парламентскими и внепарламентскими политическими партиями резко увеличивает вероятность проведения внеочередных парламентских выборов, грозя Украине затяжным политическим кризисом.
В центре противостояния – старые схемы управления государственными денежными потоками. По одну сторону баррикад оказались постмайданные политики, по другую – адепты старой системы.
Скандал, связанный с громким заявлением Айвараса Абромавичуса о том, что приближенный к украинскому президенту депутат Игорь Кононенко незаконно продвигал подконтрольные фигуры в руководство государственных предприятий, окончательно обнажил нелицеприятную правду об украинском политикуме, претерпевшем изменения после революции 2014 года.
Тенденция в общем положительная: нашелся министр с твердой позицией, которого сразу поддержало и украинское общество, и ряд западных послов. Но ясно, что процесс борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти только начался, хотя должен быть уже в самом разгаре.
Для Украины нет другого пути, кроме экономической, правовой, административной и этической европеизации. А изнурительная война за внутреннее очищение – совсем не то, что нужно государству, чтобы достигнуть цели. Не говоря уже о политическом кризисе, который точно отнимет у страны слишком много сил, необходимых для активного решения территориальных проблем.
К тому же любая политическая конфронтация внутри власти усиливает украинскую пятую колонну (по естественным законам выборов), которая, как известно всем и каждому, отчаянно стремится к тотальному откату ко временам российского доминирования.
Тяжело в очередной раз проводить эту аналогию, но первые проекты украинского государства, возникшие после революции 1917 года, были так скоро уничтожены именно из-за внутренних распрей национальной политической элиты.
Но, в отличие от того периода, после событий 2014 года в Украине оформилась политическая нация. Именно на ее прагматичность и принципиальность нужно уповать. Ведь у Киева нет страховки от политических провалов, предательства и саботажа, нет кнопки «сохранить момент», чтобы в случае выбора недальновидного эгоистического сценария вернуться в исходную точку.
Сейчас перед украинцами стоит вопрос: стоит ли продолжать борьбу за построение реальной государственности доступными здесь и сейчас средствами, или пора задуматься о вторичном и более решительном переформатировании властей, несмотря на риск сильной политической турбулентности?
Нет сомнений в том, что национальный менталитет, заряженный решительностью после революции 2014 года, склонит народ ко второму варианту. Но как это скажется на крымском фронте?
-- Почему внеочередные парламентские выборы вредят борьбе за Крым
Представим, что в Украине проводятся внеочередные парламентские выборы. Прежде всего, это значит, что Верховная Рада опять избирается по старой смешанной схеме, принятой во времена Виктора Януковича, но с обрезанным представительством Крыма и Донбасса.
За два года государство так и не решило, имеют ли крымчане право выбирать своих территориальных представителей в парламент (процедурно – нет). Хотя было бы справедливо, если бы в группу депутатов, занимающихся возвратом Крыма Украине, могли войти, например, вынужденные переселенцы с полуострова.
Да, сейчас этим вопросом серьезно занимаются Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев, но где гарантии, что после перевыборов они снова станут депутатами от президентской фракции? Да и вообще, по правде говоря, решать крымский вопрос на самом высоком уровне должны не два парламентария, а как минимум десять.
Но в случае досрочных выборов и без того скудное представительство украинского Крыма в Верховной Раде не только не увеличится, но, скорее всего, даже уменьшится. В этом и заключается первый существенный риск внеочередных парламентских выборов в Украине.
Второй масштабный риск – утрата международного внимания к проблеме полуострова, которого с таким трудом добились общественные активисты, блокадное движение и СМИ, заставившие украинские власти делать новые заявления по Крыму, взывая к западным государствам.
Это не только пойдет на руку России, которая будет всячески подчеркивать собственную политическую стабильность на фоне кипения украинской системы, но и однозначно сместит внешний фокус с территориальных вопросов на политическую борьбу внутри самой Украины.
Третий серьезный риск – это потеря времени. История отечественного парламентаризма неуклонно свидетельствует о том, что накануне выборов власти не заинтересованы в проведении реформ, потому все средства направляются на временное увеличение социальных выплат, задолженностей по зарплатам и т.п.
Если внеочередные выборы состоятся, скажем, осенью 2016 года (именно такой вариант обсуждается в кулуарах), то новое правительство утвердится только к концу года, а новый парламент вернется к реформам лишь в году следующем.
Все же прекрасно понимают, что в Украине пока нет ни ориентации на политические институты, ни понимания их значения. Главный ориентир – по-прежнему конкретные политические персоналии, что не позволяет совмещать государственное строительство с одновременной подготовкой к выборам.
Так что во всей этой истории остается надеяться только на устойчивость ценностей и приоритетов украинской политической нации, которая способна отстаивать четкую позицию по вопросам аннексированных территорий, требовать от политиков и чиновников активности и эффективных решений, даже, невзирая на внутренние экономические проблемы и политические распри.
Источник: Крым.Реалии