Российские выборы и деоккупация Крыма
Казалось бы, при тотальной власти Владимира Путина в России невозможны политические силы, призывающие вернуть Крым Украине.
Казалось бы, при тотальной власти Владимира Путина в России невозможны политические силы, призывающие вернуть Крым Украине. Но две основные партии, принадлежащие к внесистемной оппозиции, основывают свои внешнеполитические доктрины именно на такой идее.
Речь идет о «Яблоке» Григория Явлинского и РПР-ПАРНАС (точнее – всей «Демократической коалиции» на базе ПАРНАСА) во главе сМихаилом Касьяновым.
Лидеры обеих политсил говорят о необходимости вернуть полуостров Украине, чтобы наконец-то вывести Россию из экономико-политического кризиса.
При этом Григорий Явлинский заявляет о целесообразности проведения повторного референдума, но уже по украинским законам, видимо, с целью психологического заигрывания с электоратом в духе «Крым пока не наш».
Михаил Касьянов, напротив, высказывается за безусловное возвращение полуострова Украине (об этом политик сообщил Мустафе Джемилеву при встрече в Страсбурге).
Сейчас в России полным ходом идет подготовка к парламентским выборам 2016 года. Оппозиционные партии находятся в активном поиске формата для проведения максимально эффективной кампании.
Очевидно, что в этом процессе у политических сил масса проблем. Им нужно привлечь партнеров, выработать предвыборные стратегии, согласовать платформы. Но это лишь одна сторона медали. Другая – опять-таки крымский вопрос, ведь полуостров также будет участвовать во всех избирательных процедурах года.
И эта проблема, впервые громко озвученная Гарри Каспаровым, принципиальна. «Первые после аннексии Крыма федеральные «выборы» поставили сторонников участия в чуровском лохотроне в непростое положение. Путинское законодательство, как известно, требует, чтобы партийный список на выборах Госдумы содержал региональную группу кандидатов от Крыма. Участие оппозиционных партий в выборах на аннексированной территории выглядит плохо как с политической, так и с моральной точки зрения», – отмечает политик.
Следовательно, еще только начатая подготовка к парламентским выборам уже вызывает серьезные споры в верхах российской оппозиции.
На первый взгляд, вопрос вообще пустяковый, ведь эти партии ни на что в России не влияют. Но это большое заблуждение. Ведь в случае политического кризиса именно альтернативные политические силы окажутся ближе всех к получению власти, а другой оппозиции в России нет, поэтому следить за ее деятельностью стоит очень внимательно.
-- Тяжелые расклады и сложные комбинации
По закону о выборах нижней палаты парламента, в партийных списках кандидаты действительно должны быть собраны по региональным группам.
Для большей понятности объясним. Парламентские выборы в России проходят по тем же электоральным правилам, которые сейчас действуют в Украине: 50% депутатов избираются по одномандатным мажоритарным округам, еще 50% – по партийным спискам с проходным барьером в 5%.
Получается, партии, которые не хотят признавать легитимность включения Крыма в состав России, могут просто не выставлять мажоритарных кандидатов на полуострове? Не тут-то было: в партийном списке черным по белому требуется прописать группу крымских кандидатов. Хочешь не хочешь – а косвенно подтвердить веру в «крымнаш» придется.
Плюс ко всему, крымчане также смогут голосовать за любую партию, и их голоса, отданные за оппозиционные политические силы, будут учитываться ЦИК.Так что сохранить лицо можно, только отказавшись от участия в выборах, но российская оппозиция на это не пойдет, потому что сейчас участие в публичной борьбе с властью для нее намного важнее, чем подтверждение своих принципов жесткими решениями.
На данный момент самой перспективной партией выглядит ПАРНАС, к которому примкнул ряд других оппозиционных политических сил, например, организация Алексея Навального. Убийство одного из лидеров ПАРНАСа Бориса Немцова усилило позиции этой политической силы, вооружив ее мощными историческими символами.
Максимального успеха партия могла бы добиться, если бы объединилась с «Яблоком», но пока переговоры зашли в тупик (актив Явлинского принципиально не хочет выдвигаться от ПАРНАСа, считая, что это разрушит их собственный проект).
Поэтому остается надеяться, что оппозиции удастся хотя бы согласовать кандидатов на потенциально проходных мажоритарных округах в крупных городах.
-- Почему это так важно
Понятно, что ни одна российская оппозиционная политическая сила в парламент не пройдет. Но после выборов у оппозиции появится шанс снова задать Кремлю принципиальные вопросы, уже в формате митингов несогласных с результатами.
Осенне-зимние народные стояния – вот то, к чему на самом деле стоит готовиться проекту объединенной российской оппозиции. Ведь вопрос возврата Крыма придется поднимать не в стенах парламента, а на улицах и площадях.
Еще одна важная особенность этих выборов – вероятность того, что оппозиционные политики все-таки победят в нескольких округах. В финансовом и организационном смысле этому будет способствовать проект Михаила Ходорковского «Открытая Россия». Фонд окажет всестороннюю поддержку примерно 20 мажоритарным кандидатам от оппозиции – как самовыдвиженцам, так и представителям конкретных партий.
Вероятно, что именно на этих округах будет активнее всего осуществляться сбор доказательств о фальсификациях, которые станут формальным поводом для проведения протестов.
И если к осени 2016 года социальное напряжение не спадет, то такие поствыборные митинги вполне могут послужить точкой отсчета очередной российской революции.
Источник: Крым.Реалии