Крым. Республика эконом-класса
После скандального сноса торговых конструкций у нескольких станций московского метро проблема развития малого и среднего предпринимательства в России вышла на новый уровень.
После скандального сноса торговых конструкций у нескольких станций московского метро проблема развития малого и среднего предпринимательства в России вышла на новый уровень. Удар по реальному сектору экономики в разгар криза – действительно не самый дальновидный поступок властей, особенно учитывая протесты ипотечных заемщиков и дальнобойщиков, а также манипуляции с индексацией пенсий.
Противостояние власти и предпринимательства – новая болевая точка российского общества. Не имеет значения, что стояло за этими конкретными сносами: коррупционное лобби, недобросовестная конкуренция или решение из серии «я начальник – ты дурак». Важно то, что россияне в очередной раз не смогли защитить свои гражданские права и оказались бессильны перед явно неадекватными действиями местных чиновников.
В Крыму подобная история случилась с владельцем зоопарков Олегом Зубковым, о злоключениях которого уже много рассказано. Участь последнего доказала, что предприниматель не может противостоять административному катку, ведь был бы человек, а статья найдется.
Но если по теме разрушения бизнеса крымские власти могут проводить семинары для своих российских коллег, то с собственными предпринимательскими начинаниями у республиканских чиновников туго.
Вот недавно в Крыму начали с повышенным усердием обсуждать перспективы нового курортного сезона. Воспользовавшись ссорой с Турцией и опасностью полетов в Северную Африку, чиновники принялись с новыми силами эксплуатировать миф о превращении полуострова в передовой туристический центр.
В Ростуризме Крыму пророчат лидерство среди внутренних курортов, а местное «министерство туризма» обещает, что в 2016 году регион посетят примерно 4,9 миллиона отдыхающих.
Удивительно, что власти, прямо причастные к развалу не одного бизнеса, продолжают вести себя так, будто жесткий контроль и неприкрытый прессинг могут подтолкнуть предпринимателей к развитию.
Почему-то в России, да и, чего греха таить, на всем постсоветском пространстве принято считать, что активное вмешательство государства в процессы условно свободного рынка способствует деловому росту. «Поддержка», «программы», «инвестиции» – магические мантры, которые без устали повторяют все подряд.
На самом же деле первое правило развития предпринимательства (пусть и теневого) – это невмешательство властей.
Поэтому как-то сложно поверить заявлениям чиновников, что для расцвета туризма на побережьях полуострова необходимо заставить арендодателей зафиксировать цены на недвижимость (непослушание будет означать посягательство на «имидж Крыма» и повлечет за собой «адекватную реакцию»).
-- Испытание статистикой
Нужно понимать: когда крымские власти говорят о развитии туризма, в действительности речь идет о статистике. Если чиновники берут на себя обязательство обеспечить 5 миллионов туристов в год, именно к этому и будет стремиться госаппарат. А интересы предпринимателей – дело десятое.
Но ведь 5 миллионов отдыхающих может и не набраться, несмотря на все «благоприятные» факторы. Кто же будет виноват? Конечно, рвачи от бизнеса, которые несправедливо завысили цены, а уровень обслуживания сохранили «советский». Местное и федеральное правительство тут, естественно, ни при чем.
Республиканские чиновники уже сейчас готовят оправдания на случай провала очередного сезона
Республиканские чиновники уже сейчас готовят оправдания на случай провала очередного сезона. Сначала «министерство курортов и туризма» Крыма призывает собственников всех видов курортного жилья предоставлять скидки, а несколько дней спустя настоятельно рекомендует не повышать цены для отдыхающих вовсе (максимум – с поправкой на уровень инфляции).
Но владельцы крымской недвижимости не понимают, почему они должны терять потенциальную прибыль, выставляя счета ниже, чем в том же Краснодарском крае. Зачем бизнесу сдерживать цены и привлекать менее зажиточных туристов из России, если на них нельзя заработать?
Ответ очень прост: никакой здравомыслящий человек не поедет в Крым ради курортного сервиса. Целью может быть оздоровление, природа, культурные достопримечательности, но только не обслуживание. Так что дело именно в статистике.
Просто местным властям нужно загрузить Крым хоть кем-нибудь, чтобы показать, что полуостров нужен России, планы здесь выполняются, а предприниматели безропотно делают все, что велено.
А если вдруг заартачатся, то повторят участь московских продавцов: самые неугодные будут показательно раздавлены, чтобы другим неповадно было. У республиканского бизнеса уже есть поучительный пример Олега Зубкова, которого от бессмысленной и беспощадной травли не спасла ни вера в российский Крым, ни высочайшая лояльность к Владимиру Путину, ни демонстративный российский патриотизм.
Видимо, местным чиновникам судьба полуострова безразлична так же, как и всем в Российской Федерации. Поэтому россияне будут спокойно и по тем же ценам отдыхать в Краснодарском крае, в более привычных для себя условиях. А Крым пока станет республикой строгого эконом-класса – может, хоть это сработает.
Источник: Крым.Реалии