Бизнес в серой зоне: как наживаются на крымском кризисе?
За два года российской аннексии республиканский бизнес претерпел множество странных пертурбаций: от первоначального коллапса и полного ухода в тень до частичного переформатирования по российскому образцу.
За два года российской аннексии республиканский бизнес претерпел множество странных пертурбаций: от первоначального коллапса и полного ухода в тень до частичного переформатирования по российскому образцу.
Самые сильные и устойчивые игроки сохранили свои предприятия и коммерческие объекты, перерегистрировались по российским законам и продолжили работать на полуострове. Большинство украинских компаний прекратили свои отношения с Крымом, который наводнили поставщики из России и неофициальные дочерние предприятия крупных российских фирм.
Все эти тектонические сдвиги в области крымского бизнеса повлекли за собой важные точечные изменения. Так, из-за транспортной блокады, введенной Киевом, возник очень специфический теневой рынок транспортных услуг, а из-за созданной административной границы – коррупционный рынок оформления гражданских документов.
Но больше всего на чужом горе заработали те, кто в период с весны до осени 2014 года сумел воспользоваться временной неразберихой на кордоне между Крымом и Херсонской областью, а также дельцы, работающие в автомобильной сфере.
-- Бизнес-аномалии
О том, что в 2014 году украинские и российские предприниматели использовали Крым как черную дыру, я узнал во всех деталях только после введения транспортной блокады. Мы с одним киевским предпринимателем ехали на полуостров. От скуки бизнесмен стал рассказывать, что вот сразу после референдума его заработки резко выросли, а сейчас, мол, времена уже не те: дела идут гораздо хуже.
По словам моего попутчика,тогда они продавали все: закупали большие партии мяса в Херсоне и реализовывали в Краснодаре, возили консервы и шоколад по бросовым ценам в Россию. Но самым большим его успехом стала продажа мобильной станции по производству сжатого кислорода. В Украине эта станция, произведенная еще в советские времена, просто пылилась, а в России на нее нашелся покупатель.
Станция занимала три больших военных фургона, но предпринимателям ничто не помешало перевезти ее сначала в Крым, а дальше на широкие российские просторы. И хотя о размере взяток на границах рассказчик тактично умолчал, его довольный мечтательный взгляд свидетельствовал, что это была действительно прибыльная сделка.
До введения товарной блокады и внедрения строгого контроля на админгранице особо смекалистые, беспринципные и хваткие личности и вправду успели заработать на свободном крымско-российском коридоре колоссальные деньги.
Последнее эхо той двухлетней бизнес-аномалии – всплеск украино-крымского автомобильного бизнеса. В связи с требованием в кратчайшие сроки перерегистрировать крымские машины по российскому законодательству на материковой части Украины резко увеличилось количество автомобилей с республиканскими номерами.
Появились целые группы, настоящие компании перекупщиков, которые интенсивно рекламируются на полуострове, чтобы успеть присоединиться к дележу пирога.
Однако этот тренд уже идет на убыль. А нам гораздо интереснее устойчивые формы.
-- Самое интересное
Транспорт и документы – не только долгоиграющие, но и взаимосвязанные стратегии.
Отсутствие централизованного железнодорожного и автобусного сообщения между материком и полуостровом спровоцировало множество проблем и неудобств, на которых научились зарабатывать и крымские, и украинские перевозчики.
Как дешевле всего добраться, скажем, от Севастополя до Киева?
Сначала нужно пойти на автостанцию и купить билет до Джанкоя (прямо к Чонгару). Цена – 400 рублей. Потом придется перейти границу, в нейтральной зоне сесть на автобус и за 20 рублей проехать до украинской половины. После этого надо пройти границу, взять такси и за 100 гривен доехать до Новоалексеевки, чтобы вечером сесть на поезд и лишь на следующий день попасть в столицу. Плацкарт стоит 160 гривен, но его обычно раскупают за две недели до отправления.
Такая поездка займет сутки и обойдется около 1100-1200 рублей (если ехать в купе, то минимум 1700 рублей). На собственном опыте могу сказать, что подобное путешествие крайне изнурительно.
Предприимчивые владельцы автобусов предлагают маршруты «без пересадок» (с ожиданием досмотра транспорта, максимум на 7 посадочных мест) или с пешим проходом границы от 2300-2500 рублей или 700-800 гривен. Это сокращает время дороги до 12-13 часов, но стоит вполовину дороже.
Хитрость этого бизнеса состоит в игре с рублем. 700 гривен по нынешнему курсу – это уж точно не 2300, а приблизительно 1800 рублей. Дополнительная рублевая наценка на маршрутах из Крыма, собственно, и составляет основную прибыль перевозчиков. Если глубоко погрузиться в поиск, то можно найти предложения и скоэффициентом 3 (700 гривен / 2100 рублей), но даже они далеки от настоящего курса валют.
Этим же крымско-украинским автобусным потоком проходит и теневой обмен документов с материком.
Так, после 25-го или 45-го дня рождения все граждане обязаны в течение месяца переклеить фотографию в паспорте. Им приходится либо дважды выезжать в ближайший населенный пункт, где есть паспортный стол (подача/получение), либо отправляться на неделю в гости к родственникам (а это большие деньги и масса потраченных нервов), либо искать коррупционные варианты, чтобы вклеить фотографию без личного присутствия.
Средняя цена такой услуги в Крыму составляет 3600 рублей. А вот восстановление документов, оформление заграничных паспортов, свидетельств о рождении и смерти стоит гораздо дороже.
И практически по каждому такому вопросу можно найти «решал».
Весь этот теневой рынок живет благодаря тому, что в Украине еще не нашли юридического способа содержать документы украинских граждан Крыма в надлежащем порядке с минимальными финансовыми вложениями.
Кому война – а кому мать родная. Дело ведь не в документах или скупке машин, а в сюрреалистичности самой ситуации, когда политический кризис позволяет богатеть людям, которые не утруждают себя соображениями морали.
Источник: Крым.Реалии