Мастер-класс по фейкам: как раскачать туристический сезон в Крыму
В этом году актуализация туристического сезона в Крыму бьет все рекорды.
В этом году актуализация туристического сезона в Крыму бьет все рекорды. И это неудивительно, ведь сейчас, когда из федерального бюджета выделяются средства и на доступные авиабилеты, и на активные мероприятия по привлечению туристов, и на поддержку уровня цен на топливо, властям полуострова уже трудно пенять на переходный период и отсутствие отработанных схем транспортировки пассажиров.
Российские СМИ работают на Крым, рисуя счастливую картинку обладания новым регионом. Российские профсоюзы работают на Крым, продвигая среди населения оздоровительные путевки со скидкой.
Конфликт с Турцией, нестабильность в Северной Африке и на Ближнем Востоке, финансовый кризис в России – все это тоже должно способствовать расцвету крымского туризма. Но не способствует…
И дело даже не в том, что полуостров может представлять какую-то ценность для тех, кто ищет максимально доступный вариант летнего отдыха. Дело в общем тренде позитивных ожиданий.
В Москве просто не верят в провал третьего курортного сезона подряд. Российские власти отказываются понимать, что регион с сезоном в 9 недель, с действительно плохой туристической инфраструктурой, низким уровнем обслуживания и совсем не бюджетными ценами никому толком-то не нужен.
Раньше вся прелесть полуострова заключалась в его открытости, в том, что в украинские времена здесь отдыхали люди со всего постсоветского пространства. А теперь это просто внутренний российский курорт, на который потенциальные туристы смотрят с большим подозрением.
Но, в общем-то, все было бы не настолько плохо, чтобы снова писать об этой теме, если бы не уловки чиновников, которые переходят всякие границы, рекламируя крымские курорты. В дело идут откровенные информационные фейки, цель которых – еще до открытия сезона убедить людей, что он уже удался, и оправдать высокие цены на отдых массовым ранним бронированием.
Печаль-беда…
-- А был ли мальчик?
О какой информационной чистоплотности PR-кампании по раскрутке крымских курортов может идти речь, когда в большинстве местных СМИ выходит новость «Крым стал лидером среди рекреационных направлений на майские праздники».
В тексте этого материала (данные опубликовали более тридцати электронных СМИ, что легко проверить через поисковик Google) указано, что 21% россиян собираются провести майские праздники на полуострове (на втором месте Москва – 18%). Такой вывод сделан на основе аналитики, предоставленной компанией «Интернет-билет», которая занимается продажей и бронированием авиабилетов.
И плевать, что данные отдельной коммерческой структуры не могут быть репрезентативными для всей отрасли. Например, если эта компания специализируется на перелетах в Крым, то данные будут заведомо искажены.
Ситуацию мог бы прояснить полный отчет предприятия «Интернет-билет». Вот только такой компании не существует.
Ни в одной новости, где фигурирует простоватое название «Интернет-билет», нет активной ссылки на их сайт. Это и указало на возможную подделку.
Оказалось, что в оригинальной версии заметки, которая много раз переписывалась для менее популярных ресурсов, упоминается не «Интернет-билет», а kupibilet.ru.
Такой веб-сервис действительно существует. Но на его официальном сайте нет никакой информации об исследовании, хотя команда ресурса активно ведет блог.
В лучшем случае произошло следующее: коммерческая структура, занимающаяся онлайн-бронированием билетов, и вправду разослала рекламный пресс-релиз по базе СМИ, а те, особо не вникая в материал, поставили его в новостную рубрику так, будто эти показатели отображают адекватные данные по всему рынку.
Тогда это эпический успех для веб-сервиса, который получил бесплатную рекламу на основных крымских ресурсах.
Однако данные российского агрегатора пресс-релизов компаний авиационной сферы «Авиапорт» свидетельствуют о том, что последний раз kupibilet.ru появлялся в дайджесте ещё в сентябре 2015 года.
А вот текста того самого пресс-релиза, которым, вероятно, воспользовался первоисточник, нет нигде: ни на страницах компании в соцсетях, ни на сайте, ни в СМИ.
Кстати, благодаря архиву пресс-релизов удалось установить, что сервис действительно рассылал свои «исследования» по медиа-ресурсам. Однако даже в старых новостях нет данных о времени и методах проведения исследований, не говоря уже о способах технической обработки и прочей необходимой информации.
Получается, дешевый рекламный повод просто нашел действительно благодарную аудиторию.
И это только одна тенденциозная новость, убеждающая Крым в собственном туристическом величии. Но если копнуть хоть чуть-чуть глубже, то практически каждая заметка о развитии местной курортной отрасли окажется либо недостоверной, либо просто фейковой.
На самом деле такие новости используют за неимением других, а еще потому, что в местных крымских СМИ нет мотивации проверять информацию, распространяемую коммерческими компаниями.
Ложь, небрежность, жонглирование сомнительными фактами – вот так и создаются российские курорты в Крыму.
Источник: Крым.Реалии