Крым онлайн: как полуостров представляют электронные гиганты
Самым очевидным бытовым проявлением западных санкций на полуострове стала специфика работы различных электронных ресурсов, социальных сетей
Самым очевидным бытовым проявлением западных санкций на полуострове стала специфика работы различных электронных ресурсов, социальных сетей. Начиная с большей части возможностей, предоставляемых компанией Google, и заканчивая игровыми сервисами, – повсюду права крымчан значительно ограничены.
После аннексии местное население было в некотором смысле исключено из мирового информационного процесса. Но благодаря хитрым уловкам вроде технологий VPN-серверов большинство продвинутых пользователей в Крыму научились обходить блокировки западных компаний.
Бизнесу пришлось сложнее, ведь использование крупных сетевых рекламных площадок в республике особенно ограничено. Но возможно.
Дело в том, что большинство крупных сетевых сервисов (за редким исключением) не обратили должного внимания на создание региональных ограничений для жителей полуострова. Вероятно, разрабатывать отдельную инфраструктуру для крымских пользователей просто нерентабельно, а так как речь идет о частных, а не государственных структурах, то выхода было всего два: либо фактически игнорировать предписанные санкции, либо просто блокировать функции сервисов по IP или другим средствам идентификации юзеров.
Казалось бы, основной смысл санкций заключался в том, чтобы отрезать оккупированную территорию от современных благ цивилизации, дабы соблюсти этическую грань между коммерцией и политической действительностью. Однако на самом деле эти ограничения больше повлияли не на деловой потенциал республики, а на самоидентификацию крымчан.
Основная проблема носит не технический, а чисто субъективный характер. Хочешь пользоваться сервисами вроде iTunes – не говори, что живешь в Крыму. Это табу. Лучше напиши, что находишься в Краснодаре или Белгороде, привяжи виртуальную карточку Visa к кошельку QIWI и пользуйся сервисом на полную.
Скрывать свое истинное местоположение, неосознанно стыдиться жизни в серой зоне – вот к чему на самом деле сводится политика западных санкций в сфере IT.
-- (Не)видимый Крым…
Для сравнительного анализа решений сетевых корпораций по Крыму мы взяли два российских сервиса («Яндекс» и «Вконтакте») и два американских – Google и Facebook.
В российских ресурсах все более-менее понятно. При выборе рекламных функций «Вконтакте» Крым идентифицируется как российская территория.
На рекламной платформе поисковика «Яндекс.Директ» для пользователей, указавших в своем аккаунте принадлежность к Российской Федерации, Крым выделяют в отдельный регион наравне с крупными региональными группами, так как его пришлось переносить из украинского геотаргетинга в российский.
По словам менеджера по связям с общественностью «Яндекс.Украина» Александры Колесниковой, отображение зависит исключительно от географических настроек аккаунта, и «для украинских рекламодателей Крым относится к Украине».
«Вконтакте» практически аналогичная система – все населенные пункты перенесены в российскую юрисдикцию.
А вот американские интернет-гиганты по отношению к полуострову придерживаются различной политики. Так, в Facebook есть возможность рекламировать собственные товары крымской аудитории, да и сами крымчане могут использовать любые рекламные механизмы этой социальной сети без применения маскирующих технологий.
Жителям полуострова доступны все внутренние сервисы и возможности функционала. Правда, на один аккаунт в Facebook в республике приходится целых 10 аккаунтов «Вконтакте», но сама возможность коммерческого использования существует.
Крым там значится как АРК, но как таковых санкций в общем-то нет. По сути, эта социальная сеть просто проигнорировала все события, связанные с аннексией республики, и продолжила работать так же, как до 2014 года (аналогичная ситуация и с дочерним сервисом Instagram).
Самой чистоплотной оказалась корпорация Google. Мало того, что для крымчан заблокированы большинство функций и даже внутренних страниц коммерческих сервисов (что заставляет пользователей постоянно пользоваться VPN-серверами или специальными маскирующими утилитами), так все населенные пункты республики еще и стерты с карт рекламных компаний крупнейшего поисковика в мире.
В «Google» невозможно выбрать ни АРК в целом, ни отдельный крымский город (идентификатор просто не поддерживает поиск). При планировании рекламы сервис очерчивает границы Украины вместе с полуостровом, но направить рекламу конкретно на крымчан нельзя. Впрочем, всегда можно попытаться найти теневые схемы, чтобы преодолеть ограничения поисковика.
Что касается других западных интернет-сервисов и игровых платформ, то большинство из них формально блокирует крымские аккаунты и не дает возможности выставить территориальную метку на полуостров. Но в основном эти ограничения легко обойти, указав в качестве домашней локации любой украинский или российский город на материке (в зависимости от электронной валюты расчетов).
Кажется, пока мир плохо понимает, как вписать Крым в современное информационное пространство, ведь выбранный путь «лояльного блокирования» – это временная мера. На самом деле Киеву необходимо добиваться того, чтобы все интернет-гиганты признали Крым неприкасаемой украинской территорией, а местное население – украинцами, ограниченными в правах в условиях оккупации. Но сделать это надо не через банальное блокирование, а созданием специальных интерфейсов.
Источник: Крым.Реалии