Казахстан между ЕС и ЕАЭС
Елбасы показывает альтернативу Владимиру «Таврическому»
Не просуществовав и года Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) – официально действует с 1 января 2015 года – как один из его ключевых членов – Казахстан продемонстрировал, что у него есть альтернатива путинскому проекту.
Как передает официальный сайт Европейского Союза, 21 декабря в Астане состоялось подписание Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и Европейским союзом. Подписи под соглашением поставили вице-президент Еврокомиссии, Верховный представитель ЕС по иностранным делам и безопасности Ф. Могерини и министр иностранных дел Казахстана Э. Идриссов.
Значимость этого события для Казахстана подчеркнула Верховный представитель. По словам Могерини, Казахстан стал первым из партнеров ЕС в Центральной Азии заключившим соглашение нового поколения с Евросоюзом. Новое соглашение даст значительный импульс развитию политических и экономических связей между ЕС и Казахстаном, отметила она.
В свою очередь, мининдел Казахстана Идриссов подчеркнул масштабный характер соглашения, которое охватывает 29 сфер взаимодействия. Начиная от политических вопросов, таких как международная, региональная безопасность, разоружение, торгово-экономические вопросы, включающие вопросы самой торговли, инвестиции, развитие инфраструктуры, а также других сфер, таких как инновации, культура, спорт, туризм и сотрудничество в правоохранительной сфере.
Пикантность ситуации состояла в том, что в день подписания казахстанско-еэсовского соглашения, то есть 21 декабря, в Кремле прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) с участием глав государств России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии подведены итоги первого года работы Евразийского экономического союза и определены ориентиры для дальнейшего развития интеграционного объединения. В тот же день состоялась встреча Владимира Путина с Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым.
На наш взгляд, такое совпадение не является случайным. Более того, мы бы назвали его симптоматичным и, прежде всего, результатом эволюции ЕАЭС под влиянием безответственной политики Путина, навлекшего санкции на Россию из-за украинского противостоянию с Западом, ударившими также по другим членам ЕАЭС, прежде всего Казахстану и Беларуси. Мы хорошо помним в какой обстановке начинал свое функционирование Союз, когда Россельхознадзор принимал драконовские меры против Астаны и Минска под предлогом нарушения ими бессмысленного российского эмбарго на европейское продовольствие и сельхозтовары.
Без преувеличения можно сказать, что фактически весь 2015 год прошел под знаком противоречий между Россией и ее партнерами по Евразийскому экономическому союзу. Это касается главным образом несогласованных элементов общей таможенной и торговой политики – ради чего и создавался этот орган, а также демонстрирования Москвой, кто является главным во вновь созданной организации.
Но самое главное – в Казахстане, на северные территории которого давно положили глаз всевозможные лимоновы и прохановы и всуе с ними казаки, испугались, что после аннексии Крыма агрессивные планы Путина могут распространится и на эту республику. Не случайно лидер Казахстана – Елбасы неоднократно в своих выступлениях после подписания в мае 2014 года соглашения о создании ЕАЭС намекал на расширение в стране пропагандистской работы в направлении углубления национальной идентичности. Астана не от хорошей жизни начала все больше лавировать между Россией и другими центрами силы, включая ЕС. Это смело можно сказать и о А. Лукашенко.
Следует отметить, что Москва и лично Путин в целом спокойно восприняли демонстративный дрейф Астаны в сторону Брюсселя. На личной встрече с Назарбаевым Путин вообще не затронул эту тему и лишь отметил, что "мы продолжаем работу по сближению наших правил – и таможенного, и технического регулирования, и по другим проблемам. Всё это не может не давать позитивного эффекта. Уверен, если бы у нас не было всего того, о чём мы договаривались раньше и в рамках чего мы работаем сегодня, то удар по нашим экономикам был бы гораздо больше".
Здесь следует сказать о немалом дипломатическом искусстве Назарбаева, выбравшем правильное время для юридического закрепления отношений с ЕС, чтобы не вызвать неадекватной резкой реакции Путина, которую они демонстрирует в последние годы. Здесь, думается, Елбасы учитывал два главных фактора.
Первое – это то, что казахстанский документ о партнерстве с ЕС является менее опасным для Путина в его планах по распространению влияния на постсоветское пространство, чем соглашения об Ассоциации и сопутствующие им договоренности о свободной торговле и безопасности, которые Евросоюз подписал с раздражителями Кремля – Украиной, Грузией и Молдовой. Тем не менее, если корректировать слова г-жи Могерини, соглашение с Казахстаном – это не просто первое среди стран Центральной Азии, а прежде всего – первое среди государств-членов ЕАЭС. И в этом, на наш взгляд, Москва видит "звоночек" для себя и в целом для эффективности путинского неосоветского проекта.
Второе – даже если Путину не по нраву устремленность Казахстана на Запад, все же сложная политическая и экономическая ситуация, в которой находится хозяин Кремля – попытка договориться с Западом по Украине и Сирии, увязав их в один пакет, не дает возможность ему жёстко реагировать на независимый шаг Назарбаева. Важно то, что Брюссель поддержал этот шаг, продемонстрировав тем самым Путину, с одной стороны, заинтересованность в расширении отношений с нефтегазодобывающей страной за пределами России , а с другой – пределы влияния Москвы на постсоветское пространство и ее монопольного права на то, что касается интеграционных процессов других стран бывшего СССР.
Тем не менее не стоит слишком преувеличивать тот факт, что Астане удалось найти баланс в отношениях и с Москвой, и с Брюсселем, не провоцируя Кремль на конфликт. Пока что, Казахстан все еще остается в матрице евразийской "интеграции", определяемой путинским проектом противостояния евроатлантической интеграции. И в отличие, например от Украины, обязательства, которые берет на себя Казахстан по соглашению о партнерстве с ЕС, не оказывают особого влияния на серьёзное изменение его курса, который четко обозначил для себя Киев – курс на полную интеграцию с ЕС.
Поэтому, есть основания сказать о том, что Соглашение, подписанное в Астане 21 декабря следует воспринимать, прежде всего, как демонстративную альтернативу и превентивную меру от агрессивного путинского режима. Но это, ни в коей мере, не умаляет его значения, особенно для других стран, главным образом, соседей Казахстана.
Источник: Каспаров.ру