Росія - Зімбабве: платинове щастя «переможців»
Розлучення своїх прихильників і ветеранів Кремлем поки триває
Мовою оригіналу:
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
.................
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей!
К.И. Чуковский «Бармалей»
То ли по совпадению, то ли по иронии судьбы аккурат накануне майских праздников путинской России состоялось событие, которое ещё раз показало истинное мурло кремлевских «наследников» Победы.
Нынешнее позорное противостояние Кремля с бывшими западными союзниками по антигитлеровской коалиции, что уже является предательством идеалов Победы, сопровождается демонстративным сотрудничеством со всевозможными международными изгоями, диктаторскими режимами и одиозными пожизненными правителями, загнавшими свои страны в полуизолированное состояние.
Речь в данном случае идет о несменяемом африканском каудильо Роберте Мугабе в Зимбабве, в столице которого Хараре 30 апреля состоялось заседание аж межправительственной комиссии по экономическому, торговому и научно-техническому сотрудничеству (МПК), возглавляемой с российской стороны министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым.
Заигрывание и сближение Москвы с зимбабвийским политическим переростком (92-летний Мугабе бессменно правит с начала 80-х годов), начавшееся в последние годы обусловлены не только политическими причинами. Есть много общего между путинским и мугабенским режимами – это и санкционная экономика, и существенная концентрация власти вокруг президента, и поиск внешнего врага для отвлечения от кризисных явлений и оболванивания электората, коррупция и казнокрадство. Кроме того, в Зимбабве приняты схожие с российскими законы, запрещающие деятельность НКО, которые получают финансирование из-за рубежа.
Внезапно возникший интерес и разыгравшийся аппетит кремлевских деятелей к развитию сотрудничества с режимом Мугабе продиктованы, прежде всего, чисто меркантильными соображениями. Дело в том, что Зимбабве располагает вторым в мире месторождением металлов платиновой группы: запасы платины – 19 тонн, ресурсы – 755 тонн с учетом других металлов (палладий, родий, золото, никель и медь) в пересчете на условную платину. Эксперты предполагают, что добычу, себестоимость которой в Зимбабве является самой низкой в мире, здесь можно вести на протяжении 40 лет.
Активная политико-экономическая обработка африканского «товарища по санкционному несчастью» Кремлем была предпринята в сентябре 2014 года, когда Зимбабве посетила российская делегация, куда входили С. Лавров и Д. Мантуров.
Во время визита российскую делегацию принял сам Мугабе и были достигнуты договоренности, которые, по словам Лаврова, позволят вывести российско-зимбабвийские двусторонние отношения на качественно новый уровень. В частности, Лавров рассказал про соглашение об использовании месторождения металлов платиновой группы «Дарвендейл» (Darwendale) совместно с российскими и зимбабвийскими предпринимателями.
Так зародилась «платиновая дружба» между двумя странами, которые, по словам Мугабе, «несправедливо» подвергаются западным санкциям. По его мнению, сторонам якобы удалось достичь большого прогресса в разработке и развитии платинового месторождения Дарвендейл. Это подтвердил и на прошедшем в Хараре заседании МПК Д. Мантуров, который подчеркнул, что технико-экономическое обоснование проекта будет готово к июлю 2016 году, после этого последует строительство первой очереди добывающего комплекса.
Российский министр также отметил, что Консорциум Ростеха, Внешэкономбанка (ВЭБ) и инвестиционно-промышленной группы «Ви Холдинг» реализуют проект по комплексному освоению этого месторождения. Для этого было создано совместное предприятие с зимбабвийской компанией Pen East Mining Company (Private) Ltd.
Общая сумма инвестиций оценивается в 2,5 млрд. долларов, из них 2,1 млрд. оператор проекта рассчитывает привлечь у банков. Сейчас обсуждается кредитование с Внешэкономбанком, а также рассматриваются предложения от международных финансовых институтов, в частности банков из стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), рассказал присутствовавший на заседании МПК генеральный директор совместного российско-зимбабвийского предприятия Игорь Хагер.
Как видим, российская сторона плотно влезает в достаточно сомнительное предприятие в одну из неблагополучных стран Африки, к тому же находящейся длительное время под международными санкциями. Поэтому, несмотря на заверения И. Хагера, вряд ли международные финансовые институты пойдут на финансирование платинового проекта, на что очень рассчитывают в Москве.
Скорее всего, придётся раскошелиться Внешэкономбанку, тесно связанному с кремлевской верхушкой. Напомним, что в феврале этого года указом Путина новым председателем ВЭБа назначен Сергей Горьков – выпускник Академии ФСБ.
Если исходить из того, что Госкорпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности («Внешэкономбанк»)» управляет пенсионными накоплениями, то можно представить откуда возьмутся средства на зимбабвийские проекты.
Между тем, хорошо известно, что текущие финансовые проблемы госкорпорации не дают ей самостоятельно справиться с долговыми обязательствами. Основной источник проблем ВЭБа – кредиты под так называемые специальные проекты, выдававшиеся по решению наблюдательного совета и не приносящие сейчас доходов, а также кредиты на Украине. Российские власти с прошлого года обсуждают варианты господдержки ВЭБа.
В таких непростых условиях, в которых работает ВЭБ влезать в зарубежные проекты, причём без учёта политических и экономических рисков такой коррупционной страны с сомнительной правовой системой как Зимбабве, могут только безответственные деятели, также с сомнительными целями.
Главный вопрос состоит в том – не получится ли в Зимбабве также, как однажды уже произошло с российскими многомиллиардными потерями в Ливии, где планируемые проекты в обмен на списание долгов накрылись «медным тазом». Стоит ли сторонникам Путина вновь по-рабски, безучастно наблюдать за очередными меркантильными, клептократическими похождениями его окружения, пытающегося половить рыбку в мутных водах реки Замбези.
Поэтому развод своих сторонников и ветеранов Кремлем пока продолжается. Ведь его хозяина больше волнует подозрительные платиновые доходы в проблематичных странах, а не восстановление нормальных, цивилизованных отношений с бывшыми союзниками СССР и России, победившими совместно в войне с тем, чтобы празднование Дня Победы не было бы половинчатым.