«Східно-економічний» Путін
«Звичайне» ручне управління країною
Мовою оригіналу
Проходящий на острове «Русский» Восточно-экономический форум (ВЭФ), разрекламированный и раздутый прокремлёвскими СМИ, примечателен прежде всего тем, что туда перенёс свое ручное управление Путин.
Медвежью услугу кремлевскому любителю всевозможных российских казенных форумов, от Санкт-Петербургского до Дальневосточного, оказали многочисленные телеканалы, которые соревновались друг с другом по показу Путина в центре ВЭФ. После просмотра репортажей с форума, складывалось впечатление, что он организован не для деловых людей и инвесторов, а для демонстрации Путина в качестве решалы многих актуальных вопросов развития Дальнего Востока и страны в целом.
Наиболее показательной в этом отношении была встреча "главного форумчанина" с так называемыми перспективными инвесторами Дальневосточного федерального округа, состоявшаяся 2 сентября. Среди участников встречи были преимущественно руководители российских предприятий и компаний, чиновники федерального и местного уровня, несколько японцев и китайцев. Кстати, на нынешнем форуме китайцев оказалось, меньше чем ожидалось.
Встреча и выступления на ней продемонстрировали, что речь прежде всего шла о развитии крупных производств, мегапроектов, а не о развитии малого и среднего бизнеса, его места и роли в экономике региона, расширении занятости населения. Иностранные участники встречи, главным образом японцы, основной акцент делали на энергетике, лесной и рыбной промышленности, разработке алмазных и угольных месторождений, транспортно-логистических коридорах и развитии туризма на Дальнем Востоке
Вполне очевидно, что Дальний Восток интересен инвесторам в первую очередь с точки зрения добычи полезных ископаемых: регион богат месторождениями золота, платины, титана, редкоземельных металлов, железной руды, угля и углеводородов. Так, на форуме представители компаний НОВАТЭК, "Норникель", "Полюс", "Высочайший" совместно с представителями региональных и федеральных властей обсудили, какие месторождения в ближайшее время могут быть предоставлены инвесторам и каковы перспективы проектов в сфере недропользования с учетом низких мировых цен на сырьевых рынках.
Также наиболее привлекательным для инвесторов остается освоение ресурсной базы. В частности, лесопромышленный комплекс, чей допустимый объем заготовки древесины составляет порядка 100 млн кубометров. При том, что в аренду переданы лесные участки с объемом заготовки древесины немногим более 20 млн кубометров. Интерес к этой теме высказали представители японских компаний, в частности компания Иида (Iida).
Как и следовало ожидать. "потенциальные инвесторы" воспользовались встречей с Путиным для высказывания возникающих многочисленных проблем, жалоб и претензий по ведению бизнеса в регионе: от бюрократизма на таможенных пунктах до транспортных пробок и коррупции в портах. Некоторые руководители российских компаний под предлогом развития экспорта попытались выпросить у Путина бюджетные дотации, в частности расширить возможности Фонда развития Дальнего Востока. Фактически на Путина были вывалены все нерешенные вопросы, которые накопились за годы его 17-летнего правления.
Уже стало традицией и это хорошо усвоили иностранные деловые люди и инвесторы – в России серьёзные вопросы по развитию и ведению бизнеса может решить только лично хозяин Кремля. Ни один министр, полпред или руководитель того или иного региона не способен принимать решения по внешнеэкономическим вопросам, и не только, если это касается крупных производств и проектов. Комично и издевательски выглядела просьба китайского бизнесмена к Путину в содействии в вопросе закупок мороженого (!?) в России.
Кроме того, не является секретом, что над региональными руководителями и их "инициативами" поставлены смотрящие из известной организации, откуда вышел сам Путин. Недавний случай с губернатором Кировской области Н. Белых, который самолично попытался решать вопросы с иностранным инвестором, демонстрирует истинное положение дел с ведением регионального бизнеса.
Экономическая вертикаль власти, установленная Путиным, ручное управление при отсутствии решения институциональных проблем ведения бизнеса в России, существующие санкции и полуизолированное международное положение Кремля ставит иностранных инвесторов в зависимое положение от волюнтаризма принимаемых решений. Вряд ли это будет способствовать эффективному участию иностранного капитала в развитии экономики страны и, в частности Дальнего Востока, на долговременной основе.
Эту истину так и не понял вертикальный чекист Путин, который пытается неосоветскими методами развивать российскую экономику, и, как удачно кем-то сказано, править как Сталин, а жить как Абрамович. И никакие форумы и триллионные контракты ему в этом не помогут.