Добролёт, Аэрофлот, пролётные деньги и санкции
Вот у меня все спрашивают (как у бывшего члена СД "Аэрофлот"), что я думаю о ситуации с Добролётом-Аэрофлотом
Вот у меня все спрашивают (как у бывшего члена СД "Аэрофлот"), что я думаю о ситуации с Добролётом-Аэрофлотом.
Рассказываю, что думаю:
Сначала описание ситуации:
1. "Добролёт" (дочка "Аэрофлота") осуществлял полёты в Крым, поэтому попал под санкции, что фактически уничтожило проект, сделав его бизнес-модель невозможной.
2. Россия заявляет, что в ответ закроет для иностранных компаний так называемые "транссибирские перелёты", которые позволяют иностранным авиакомпаниям сильно экономить время и керосин. Нам за это платят "пролётные деньги", но выигрывают иностранцы сильно больше, чем платят.
3. Акции "Аэрофлота" упали на этих новостях, потому что именно он получает бОльшую часть "пролётных" роялти.
Я считаю, что всё это крайне опасная и непродуманная фигня, которая нам сильно навредит. Задача правительства состоит в том, чтобы максимально вывести гражданскую авиацию вообще, а "Аэрофлот" и роялти в частности, из политического спора.
Нужно помнить, что
а) эти роялти вообще счастливый для России атавизм и результат удачных переговоров в удачном историческом контексте. И другие страны, и авиакомпании постоянно поднимают вопрос о том, чтобы их не было. Сейчас транссибирские перелёты закроем из-за политики, через год-два всё равно откроем, но уже без роялти;
б) получает деньги не только "Аэрофлот" (хотя он больше всех). Сумма в разные годы варьируется. Аэрофлот (и правительство) считает её секретной, поэтому и я называть не буду, хоть она всем и известна. Оценки в этой статье выглядят верными.
в) Аэрофлот постоянно скандалит с Минтрансом из-за этих денег, и важно понимать, что достаются они компании исключительно в обмен на то, что "Аэрофлот" нагружают идиотскими и совершенно убыточными для компании политическими проектами.
- покупайте Сухой-Суперджеты и нас не волнует, что они стоят, а не летают.
- Медведев считает, что цену на билет в Сочи (Владивосток/Питер) надо снизить.
- покупайте и покрывайте долги убыточных авиакомпаний Дальнего Востока.
и т.д.
В части этих проектов есть какой-то смысл, и "Аэрофлот" просто выступает в роли государства, выдавая дотации; часть проектов - реальное самодурство чиновников.
"Аэрофлот" может отказаться от роялти, но тогда это всё накроется медным тазом.
г) Производство гражданских самолётов было реальной конкурентной отраслью в СССР, а сейчас оно почти полностью уничтожено, и в этом "заслуга" именно путинского правительства, разворовавшего всё и всё развалившего. Тут ни на Ельцина, ни на Горбачёва не свалишь. Про это много написано, найдёте сами.
Сейчас гражданская авиация России просто ТОТАЛЬНО зависит от Запада. Эту зависимость надо преодолевать, но на это уйдут десятилетия (если начать, чего не происходит). Отрасль сложная, с огромной конкуренцией. Конкурентные гражданские самолёты делать сложнее, чем военные.
Часто приходится читать всякие глупости, типа, "пересядем на Сухой-суперджет" или "а вот же сделали самолёт". На Суперджет никто не пересядет. Он пока убыточен (ломается) и больших перспектив в этом смысле не просматривается, а главное - этот неплохой самолёт, когда и если его всё-таки доделают, закроет только одну из множества авиатранспортных ниш.
Что касается "а вот же сделали самолёт такой-то" - между одним самолётом и производством нескольких, на которых можно летать, лежит целая пропасть.
д) "Аэрофлот" - одна из немногих компаний, успешно работающих в условиях реальной международной конкуренции и попадающей под кучу международного регулирования. Попытка "прищучить" иностранцев приведёт к тому, что нам так надают по башке, что мало не покажется. Евросоюз тоже своего "онищенко" может позвать. Угробим хорошую российскую компанию.
е) Эти полёты в Крым (убыточные для "Добролёта" и ему не нужные) - чисто политическая затея, от которой "Аэрофлот" не мог отмазаться. Де факто правительство подставило компанию, ведь про возможности санкций такого рода было сразу сказано. Тут надо создавать отдельную, планово-убыточную, авиакомпанию, которая будет работать под санкциями.
ж) Очевидно, что по дипломатическим правилам Россия должна ответить как-то на эти санкции. Ну так и надо отвечать там, где нас не побьют пребольно сразу же. Вот пусть, например, "Первый канал" откажется закупать иностранные сериалы и лицензии на развлекательные шоу.
Резюме: гражданская авиация - это не та отрасль, куда нам стоит приносить политические разборки и пузомерки. Наше пузо тут выглядит совсем не готовым. Запрет иностранцам на транссибирские перелёты будет двойным наказанием "Аэрофлоту" - сначала его под санкции подвели, а потом "отомстили" за санкции тем, что лишили роялти.
Всяким воинственным чувакам, желающим торговых, санкционных и прочих войн с Европой и США, рекомендую чаще глядеть на эту картинку:
Если хотим участвовать и побеждать в "войнах санкций", то надо размер своей экономики увеличивать. Развиваться надо, экономический рост обеспечивать, инвестиции привлекать. Пенсии у людей не воровать, суды делать честными.
Методами телепропаганды свои самолёты построить, чтобы послать европейцев к чёрту, увы, нельзя.