За имперские амбиции всегда приходится платить. По мотивам свежих данных Росстата
Новогодний «подарок» от Росстата, сообщившего о том, что по предварительным оценкам инфляция в России по итогам закончившегося 2014 года составила 11,4%, возможно, был не замечен
Новогодний «подарок» от Росстата, сообщившего о том, что по предварительным оценкам инфляция в России по итогам закончившегося 2014 года составила 11,4%, появилась непосредственно перед праздниками, и многими, возможно, была не замечена. Однако то, что сообщило нам статистическое ведомство касается каждого жителя, ибо говорит не только о том, как выросли цены в прошедшем году, но и позволяет сделать некоторые прогнозы относительно того, как цены будут расти в ближайшие месяцы. Что гораздо важнее для каждого, т.к. любая адекватная информация позволяет принимать более правильные решения.
Сразу оговорюсь: я не собираюсь обсуждать, правильно или неправильно считает Росстат инфляцию. Другого статистического ведомства у нас в стране нет, поэтому приходится жить с тем, которое имеется. Исчисление инфляции в масштабах огромной страны – задача архисложная, решать ее сложно и дорого. Готов согласиться со множеством претензий в адрес Росстата и поддержать их, но …. никакой альтернативы у нас нет.
Начнем с истории, с прошедшего года. На нижеприведенном графике (синяя линия – рост цен к предыдущему месяцу (по левой шкале), красная – инфляция за последние 12 месяцев (по правой шкале) хорошо видно, что минимальный уровень инфляции в России – чуть выше 6% за последние 12 месяцев - был достигнут в январе 2014 года, после чего цены пошли в разгон. Сначала, под влиянием первой волны девальвации, случившейся в январе-марте, и влияние которой ощущалось примерно до конца лета-начала осени. Потом, когда этот фактор оказался «отыгранным», российские власти решили ударить по кошелькам населения продуктовыми санкциями, которые мгновенно (через 2-3 недели) начали разгонять цены на продовольствие. И под конец года рухнувший рубль разогнал рост цен в декабре до 2,6% за месяц, не виданных с декабря 1998-го года, а если опустить этот кризисный год, то с декабря 1995-го.
Но не следует думать, что раз год закончился, то и влияние тех инфляционных факторов, которые он породил, закончится вместе с ним. Похоже, что последствия запрета на импорт продовольствия будут сказываться до начала весны, а осенней волны девальвации рубля (если рубль сможет закрепиться на текущих рубежах) – до начала лета. Поэтому до марта инфляция продолжит свое ускорение и вполне может достичь 14-15%.
А потом? Меньше всего в этом вопросе можно доверять обещаниям властей. Так, например, Банк России как мантру повторяет, что по итогам года можно снизить инфляцию до 6-6,5%. Теоретически, да, возможно. Но для этого с апреля и до конца года цены вообще (!) должны перестать расти, т.е. замереть на уровне марта. Достаточно сказать, что такого в российской истории никогда еще не было….
Весьма оптимистическим в нынешних условиях можно назвать «вариант 2013», когда, начиная с апреля, траектория инфляции пойдет так же как она шла в 2013 году. Что для этого нужно? Уже в начале года остановить войну на Украине, отменить продуктовое эмбарго и добиться снятия западных санкций, что позволит стабилизировать курс рубля. (Можно все это сделать и не в начале года, а попозже, но тогда и снижение инфляции начнется позднее). Итогом года в таком сценарии будет темп роста цен чуть выше 10%, т.е. 2005-2007 гг.
В силу высокой инерционности инфляции и откровенного нежелания российских властей бороться с ней (так же как и идти на «мировую» с Западом) гораздо более реалистичным мне представляется «вариант 2000» - года, когда инфляция в январе составила 2,3% (т.е. очень близко к росту цен в прошедшем декабре). Так вот, если траектория изменения цен будет соответствовать первому году президентства Владимира Путина, то инфляция уже к концу лета может устойчиво превысить 20%-ную отметку. (Кстати, в том самом 2000-м инфляция составила 20,2% по итогам года).
Сравнение трех сценариев представлено на графике. Сразу стоит оговориться, что сегодня любые попытки заглянуть за пределы 2015-го не будут рациональными – слишком много событий, которые будут влиять на инфляцию, у нас впереди.
Получается, что ничего хорошего год наступивший никому не готовит; даже, если принять, что истина лежит посередине, то 15%-ная инфляция станет сильнейшим ударом и по зарплатам, и по сбережениям, и по уровню жизни. Впрочем, за имперские амбиции всегда приходится платить. Думаю, наступивший год покажет, насколько к этому готовы наши 84 процента.