Миклош и Бальцерович ускорят реформы в Украине
Глобализация уверенно движется вперед. Давно никого не удивляет то, какими длинными получаются технологические цепочки в производстве товаров, что предприятия десятков стран сотрудничают в выпуске сложных продуктов.
Глобализация уверенно движется вперед. Давно никого не удивляет то, какими длинными получаются технологические цепочки в производстве товаров, что предприятия десятков стран сотрудничают в выпуске сложных продуктов. Настолько же привычным стало появление иностранцев на руководящих постах в банках и компаниях, в составах футбольных, хоккейных, баскетбольных команд. И вот пришло время политиков. Нынешний председатель Банка Англии Марк Карни непосредственно перед этим занимал аналогичный пост в Банке Канады. А американец Стенли Фишер, пробыв несколько лет председателем Банка Израиля, стал первым заместителем руководителя американской Федеральной резервной системы.
В прошлое правительство украинские власти пригласили трех министров-иностранцев. Да, не таких ярких и сильных, как Карни и Фишер, но в том составе они точно были одними из наиболее активных. Однако нельзя сказать, что жизнь для них была легкой — похоже, они так и не смогли встроиться в местные политические реалии.
В новом составе правительства Украины для иностранцев места не нашлось: слишком сложными и многогранными оказались политические альянсы, которые потребовали включить в правительство политиков, а не технократов. Но мысль о привлечении «варягов» не была отброшена совсем: всем известный поляк Лешек Бальцерович стал представителем президента в правительстве, а менее известный в России, но не менее эффективный словак Иван Миклош стал руководителем экспертной группы при премьере с весьма широкими полномочиями.
Нам еще предстоит увидеть, насколько работоспособной окажется такая конструкция, но мне она представляется более серьезной, чем назначение Алексея Кудрина на пост руководителя наблюдательного совета Центра стратегических реформ. Во-первых, украинские власти намерены не обсуждать, а проводить реформы, которые, кстати говоря, шли последние полтора года, только скорость их была недостаточна. Вот Миклош с Бальцеровичем и призваны их ускорить. В отличие от России, где Кудрин будет только обсуждать реформы, которые может быть начнут осуществлять после 2018 года — а до тех пор российская экономика, похоже, будет колебаться вместе с ценами на нефть.
Во-вторых, и Бальцерович, и Миклош имеют четкую и внятную историю своих дел. Первый показал пример того, как нужно делать реформы. Второй показал, что аутсайдерам, каковым была Словакия в начале 2000-х, по силам совершить рывок и обогнать всех. В отличие от них за плечами Алексея Кудрина есть не только создание резервных фондов, которые дважды спасли федеральный бюджет, но и участие в разгроме ЮКОСа, и фискальная централизация, которая поставила российские регионы в зависимость от центра и убила местное самоуправление.
Но так же, как и в России, успех или неуспех реформ на Украине будут определять не министры-экономисты и их достижения, а то, решатся или нет украинские политики окончательно порвать с прошлым и пойти на радикальные реформы судебной власти и правоохранительных органов с целью установления власти закона.
И эту часть работы украинским политикам предстоит сделать самим.
Источник: Коммерсант