Генічеськ: зманіпулювати на блакитному паливі
Відбити чергову пропагандистську «качку» Путіна могли б наші ЗМІ
Мовою оригіналу
Скажем, в новостных лентах просто добавлять одно предложение — что-то вроде «как известно, зимой в Геническ из Крыма поставляется газ, который в неотопительный сезон добывается в Украине» и т. д.
В конце прошлой и начале нынешней недель политически подкованные граждане, помимо прочего, обсуждали и такую новость: президент России Путин распорядился «помочь» украинскому городу Геническу с поставками газа. Украинские патриоты оскорбились — тем, что жители Геническа вроде как сами просили об этом российскую сторону, и тем, что отечественные власти, конечно же, пошли на сделку с врагом (официальным заявлениям «Укртрансгаза» о том, что никаких таких поставок не производится, разумеется, никто не поверил). Россияне, со своей стороны, умилились гуманизму вождя, не бросившего «братьев» в беде, несмотря ни на что. Манипуляция удалась.
Напомним суть событий. 12 ноября в ходе заседания госсовета РФ в Ярославле, «премьер» оккупированного Крыма Сергей Аксенов обратился к Путину с просьбой позволить поставки газа с полуострова в Генический район (находится на Арабатской стрелке, входит в состав Херсонской области). По словам Аксенова, ситуация в городе и части района сложилась «катастрофическая» и о помощи его попросили сами местные жители.
Аксенов не преминул напомнить, что «в прошлом году» подобная ситуация уже была. Путин тему подхватил. «Помочь нужно. Сделайте все то же самое», — цитирует его слова российский «Интерфакс». При этом Путин, согласно сообщению, добавил, что за предыдущую «помощь» украинская сторона до сих пор должна 18 миллионов рублей. («Интерфакс», и не только он, вынес эту информацию в лид новости).
Как будет показано ниже, кто конкретно и за что именно должен — отдельный вопрос. Между тем, главная манипуляция состоит уже в слове «помощь». Действительно, в самом начале января (не прошлого, а текущего года) трудности с газоснабжением Геническа уже были. И тогда тоже Аксенов обращался к Путину, заявляя, что к нему, в свою очередь, обратился мэр Геническа Александр Тулупов. Последний этот факт отрицал, но уже после того, как российские СМИ раструбили о «братской помощи».
Суть же дела состоит в советской еще системе поставок газа на Арабатскую стрелку. Именно там находится одно из черноморских газовых месторождений. Оно называется Стрелковое. Газопроводов с материка на Геническ нет: предполагается, что этого месторождения достаточно. Проблема в том, что летом часть добываемого газа оказывается «лишней», а зимой мощности скважины, наоборот, не хватает. Поэтому некогда месторождение связали с газохранилищем Глебовское, что в Крыму. Излишки закачивались туда, и возвращались Геническу и району в отопительный сезон.
Буквально накануне захвата полуострова Россией «Черноморнефтегаз» продал контроль над скважиной компании «Пласт», связанной со скандальным депутатом ВР Александром Онищенко (ныне — в бегах за границей, 5 июля лишен неприкосновенности по представлению ГПУ). Все это время газ с месторождения продолжал (и продолжает) в теплое время года перекачиваться в Крым «на хранение». То есть в принципе Геническ зимой получает из Крыма свой, украинский газ.
Это означает также, что долг, упомянутый Владимиром Владимировичем, не может быть долгом за само топливо. Здесь может быть только долг за его хранение. Причем платить, вообще-то, должен собственник газа (см. выше). Но в эти подробности Путин предпочитает не вдаваться. Как и в то, что газ — украинский и что зимой 2014/2015, уже после оккупации Крыма, реверс почему-то спокойно работал и без царственных указаний.
Такие вещи в Кремле вообще умеют. Достаточно вспомнить другую «газовую» тему — противостояние зимой 2009 года, когда Путин объявлял всему миру, что Украина «тырит» газ. Технически это было правдой. Контракт был составлен таким образом, что Украина обязана была обеспечивать работу комрессорных станций на магистральном газопроводе в Европу за счет газа, закупаемого у РФ (станции-то работают на том самом топливе, которое и перекачивают). Когда Россия перекрыла вентиль, поддерживать транзит в Евросоюз пришлось за счет отбора газа из самого же транзита — и в «Газпроме» немедленно заявили, что будут снижать поставки ежедневно на объем «стыренного» газа. На самом же деле у Киева не было выбора: нужно было выполнять контракт по поставкам топлива в Европу…
Но кто из широкой публики тогда знал об этих подробностях? Зато все слышали заявление Путина и все видели, что аргументированных опровержений — аргументированных именно в глазах «простых людей» — с украинской стороны не прозвучало. Во всяком случае, достаточно громко.
Аналогичная ситуация сложилась и теперь с Геническом. Заявления большинства чиновников от нефтегазовой сферы, а также из Херсонской обладминистрации, сводятся к тому, что-де Геническ получает исключительно газ со Стрелкового месторождения. Ну так ведь даже Путин этого не отрицает! Он просто, как всегда, недоговаривает. Газ идет из Крыма, говорит он — а в остальное не углубляется, хотя прекрасно все знает. В отличие от обывателей — в том числе, наверняка, и многих жителей Геническа, уверенных, что они будут получать именно российский газ, и только по милости российского же самодержца.
Разумеется, ситуация имеет объективные причины. Чтобы не подставляться в 2009 году под обвинения насчет «стыренного» газа, надо было добиться других формулировок контракта. Чтобы избавиться от шантажа Глебовским газохранилищем, необходимо построить газопровод с материка. Но информационные войны ведь можно выигрывать и малыми силами.
Первую скрипку в этом деле должны бы играть, опять же, компетентные чиновники. Никто и ничто не мешало хотя бы учесть урок января и провести разъяснения об истинном характере «братской помощи» Геническу и нюансах реверса газа из Крыма. Ведь нетрудно было догадаться, что, раз успешно использовав эту тему, в Москве обязательно постараются использовать ее, пока это будет возможно.
С другой стороны, ясность в ситуацию вполне способны внести и СМИ сами по себе. Да, после январских событий в профильных и аналитических изданиях вышел ряд довольно подробных исследований. Но, увы, широкие массы никогда и нигде не читают аналитических, и уж тем более — профильных изданий. А вот новости читают / смотрят все. Между тем, по поводу нынешнего скандала большинство отечественных новостных СМИ обошлись лишь невразумительными цитатами чиновников в описанном выше духе, да еще иногда упоминаниями о том, что-де прошлой зимой Путин уже пытался использовать газовые сложности Геническа в своей пропаганде. Почему этой пропаганде верить не следует, обычно не разъяснялось.
Хотя нет ничего проще, чем включать в сюжеты на данную тему экспертов, которые в нескольких фразах объяснят нехитрую, согласитесь, схему газообеспечения Геническа через реверс из Крыма. А в новостных лентах так и вообще можно добавлять одно предложение — что-то вроде «как известно, зимой в Геническ из Крыма поставляется газ, который в неотопительный сезон добывается в Украине» и т. д.
Тем более, что те же чиновники вкупе с политиками определенно стесняются назвать вещи своими именами. Помимо чьих-нибудь узкоэкономических интересов, а может, и в первую очередь, здесь явно играет роль политический страх: как же признаться, что мы вынуждены — пока — хранить немножко нашего газа в оккупированном Крыму?! За такое признание по головке не погладят… А в результате, как видим, получается еще хуже.
А между тем, как раз такие случаи предоставляют прекрасную возможность для развенчания типичных российских технологий манипуляций фактами — точнее, полуправдой. И даже никакого Мининформполитики для этого не нужно.