Реформы закончены
Слоган о реформах и стабильности подается как бесспорный успех команды Януковича.
«Україна – ера реформ і стабільності», - вещает с телеэкрана рекламный ролик Партии регионов. Слоган о реформах и стабильности подается как бесспорный успех команды Януковича. Как аксиома, не требующая доказательств. Но от ролика в восторге немногие, а от реформ – тем более. Почему? Давайте, отрешимся от выборов и оценим ситуацию объективно.
Напомню, после прихода к власти президент Янукович громко, на всю страну, объявил о старте 24-х реформ. Кабмин взял под козырек и пошел воплощать президентские реформы в жизнь. Подконтрольное Януковичу большинство в Раде принялось быстро, без лишних обсуждений, клепать под реформы законы, отбрасывая возражения и замечания оппозиции, общественных организаций, экспертов, юристов...
Пятилетний срок президентства Януковича пересекает экватор. Позади – самое продуктивное время, когда уровень доверия и ожиданий были благоприятными для любых начинаний. Что в сухом остатке?
Если бы не рекламный ролик, то о реформах Януковича сегодня вряд ли кто-нибудь вспомнил. Потому что все они – успешно провалены, как минимум, по двум причинам.
Во-первых, еще ни одному правителю в мире (президенту, королю или царю), даже самому умному и эффективному, не удавалось за пять лет провести такое количество реформ одновременно, в лучшем случае – две-три. Потому замах Януковича на 24 реформы сразу – это авантюра и неспособность определить приоритеты.
Во-вторых, реформа лишь тогда может быть успешной, когда она продумана, просчитана, отвечает интересам общества, понята и поддержана людьми, и когда есть команда, способная претворить реформу в жизнь. Ни одного из слагаемых успеха в арсенале Януковича не оказалось. К сожалению, потому потеряны годы для страны.
Пример – налоговая реформа. Налоговый кодекс Януковича образца 2010 года публично подавался как венец реформаторской мысли. Как основа для прогнозируемости власти и стабильности бизнеса на многие годы вперед.
Кодекс проламывали через Раду, невзирая на тысячи поправок. Отбросили замечания предпринимателей. Многие, и я в том числе, предупреждали власть: при таком подходе Налоговый кодекс не будет стимулировать бизнес, не станет базой стабильности в налогообложении, его придется дополнять и изменять сразу же после принятия. Власть не услышала.
Итог? От неразберихи сходят с ума тысячи бухгалтеров. Потому что за один лишь год в Налоговый кодекс было внесено 500 поправок. Теперь Кабмин предлагает новые концептуальные подходы к налогообложению, и на их основе хочет готовить новый Налоговый кодекс. Бизнес в тихом ужасе…
Такая же ситуация и с другими реформами. Потому о них говорят все меньше, разве что ролик рекламный напомнит…
Журнал «Личный счет»