Смотр партийных рядов
Украинские политические силы начинают кампанию по выборам в парламент страны
Парад предвыборных партийных съездов, прошедший в минувшее воскресенье в Киеве, выявил примерный расклад сил в предстоящей кампании по выборам нового состава Верховной рады.
И хотя пока внимание наблюдателей приковано к кандидатурам в первые десятки партий и блоков (куда помимо привычных певцов и спортсменов вошли комбаты, журналисты, а также летчица Надежда Савченко, пребывающая в плену в Воронежском СИЗО и поставленная во главе предвыборного списка «Батькивщины» Юлией Тимошенко), более важным является иной вывод — досрочные парламентские выборы впервые за 24 года кардинально изменят конфигурацию Верховной рады.
Во-первых, в новом парламенте точно не будет Партии регионов, которая всего лишь семь месяцев назад обладала всей полнотой власти в стране. Теперь же регионалы, еще на прошлой неделе демонстрировавшие видимость мускулов, неожиданно заявили, что в выборах-2014 принимать участия не будут.
Этим они внесли разброд и шатание в ряды инициаторов партии «Оппозиционный блок», над созданием которой трудились экс-глава администрации Януковича Сергей Левочкин, донецкий олигарх Ринат Ахметов и кум Владимира Путина, возглавляющий движение «Украинский выбор», Виктор Медведчук..
В итоге вместо раскрученных звонких имен Партии регионов во главе списка будут маловразумительные ингредиенты сборной солянки, не вызывающие электорального аппетита.
Видимых причин, объясняющих поведение регионалов, несколько. И распад парламентской фракции после победы Евромайдана. И достаточно низкий рейтинг. А самое главное — практически полная потеря основной электоральной базы: от аннексированного Крыма до Донецкой и Луганской областей.
Сами партийные лидеры объясняют свой демарш исключительно нежеланием баллотироваться в стране, где проходят военные действия, поскольку «несколько миллионов человек не смогут реализовать свое конституционное право».
Из закулисья же доносятся слухи, что, мол, регионалы о чем-то договорились с новой властью. Однако как связать этот договор с выходом партии из кампании, пока понять сложно.
Правда, это не означает, что от мысли вновь пройти в парламент отказались все недавние адепты Януковича. Кто-то, наименее одиозный, попытается это сделать, скрывшись в недрах иных партийных списков. Кто-то пойдет по мажоритарному округу. Но то, что бренд ПР, приведший к власти Януковича, ушел в историю, факт такой же неоспоримый, как и крах всевластия «донецких».
При этом маловероятно, что отказ регионалов баллотироваться значительно усилит шансы на преодоление барьера партии «Сильная Украина», которую возглавляет Сергей Тигипко. Здесь свою негативную роль сыграют подозрения, что это клон ПР. Тем более что несколько экс-регионалов попали в первые ряды списка, включая и лидера партии Сергея Тигипко. Не менее странным видится и номер два — экс-глава СБУ Валерий Хорошковский, который до недавнего времени спокойно обретался в Монако, отнюдь не претендуя на роль политического беженца.
Второе обстоятельство, касающееся конфигурации будущей Рады: в ней не будет парламентских старожилов — украинских коммунистов. И хотя от участия в выборах ленинцы не отказались, преодолеть проходной барьер им удастся вряд ли. Причины практически те же — и распад фракции, и низкий рейтинг, и сужение кормовой базы из-за потери округов в Крыму и на Донбассе, и продолжающийся суд по запрету КПУ. В отличие от регионалов у коммунистов к тому же нет шансов провести в парламент мажоритарщиков (им не удалось сделать это даже в относительно благоприятном для них 2012 году).
Таким образом, новый депутатский корпус будет представлен от силы пятью политическими силами, в той или иной степени идеологически отвечающими чаяниям президента Порошенко. Который, обосновывая досрочный роспуск Рады, заявил, что одной из главных причин такого шага является необходимость избавления парламента от прокремлевской «пятой колонны», представленной именно Партией регионов и коммунистами.
Среди тех, кто имеет реальные шансы пройти в парламент, социологи называют Блок Петра Порошенко (партия «Солидарность» под руководством Юрия Луценко и УДАР Виталия Кличко), партию «Батькивщина» Юлии Тимошенко, Радикальную партию Олега Ляшко, партию «Народный фронт» под руководством премьера Арсения Яценюка и Александра Турчинова и партию «Гражданская позиция» под руководством Анатолия Гриценко, которая идет на выборы единым списком вместе с партией «Демократический альянс».
И это тоже принципиально новая парламентская история, потому что ни одна из этих политических сил не пребывает в открытой оппозиции к действующей власти.
Остальные политические силы, согласно сентябрьским опросам общественного мнения, пятипроцентный барьер не преодолевают.
Все это отразится на конечном раскладе сил в ВР, где в этот раз не будут представлены радикальные национал-патриотические силы типа ВО «Свобода». Разве что несколько свободовцев, вроде одиозной Ирины Фарион, проскочат по мажоритарным округам, но пока и здесь есть немало сомнений. Это же касается и «Правого сектора», который заявлял о своих парламентских амбициях. И лидера партии Дмитрия Яроша, который собрался идти в Раду по мажоритарному округу.
Еще одна неожиданная предвыборная новелла — это то, что в Раду идут сразу две партии власти, причем обе проходные: Блок Петра Порошенко (БПП) и «Народный фронт» (НФ), где объединились нынешние спикер Турчинов и премьер Яценюк в компании нескольких министров. Правда, Яценюк до последнего вел переговоры о вхождении в список президентского блока, однако, как сообщают источники в верхах, стороны не сошлись в разделе квот.
В итоге БПП предрекают получение по списку до 25—27 процентов голосов, а НФ — порядка десяти. Примерно столько же (плюс-минус два-три процента) могут получить «Радикальная партия» Ляшко, «Батькивщина» и «Гражданская позиция».
Так что Порошенко, чей Блок вряд ли получит необходимое большинство, будет вынужден создавать коалицию, а значит, и формировать правительство на четверых. То есть с участием «Солидарности», УДАРа, «Народного фронта» и «Гражданской позиции», поскольку ни Ляшко, ни Тимошенко как открытые союзники действующего президента сегодня не воспринимаются.
При этом процентные колебания будут во многом зависеть от того, какую риторику изберут и как используют партии в ходе кампании. Хотя уже очевидно, что наиболее привлекательной будет тема восстановления мира.
Понятно, что монополию на бренд главного миротворца держит глава государства, который на сегодня лично отвечает за восстановление мира на Донбассе. К последним действиям Порошенко, которые явно будут использованы в предвыборной кампании, можно отнести и встречу с Путиным в Минске, и прекращение огня, которое украинской стороной соблюдается полностью, и запланированное на 25 сентября выступление на сессии Генеральной ассамблеи ООН, и намеченную на 18 сентября встречу с Бараком Обамой (четвертую за полгода), и постоянные консультации и переговоры с европейскими лидерами, и законодательные инициативы по прекращению военных действий.
В числе последних стоит выделить направленный в Раду президентский законопроект о предоставлении районам Донбасса, которые находятся под контролем боевиков из ДНР и ЛНР, специального статуса сроком на три года. Согласно этому статусу, на указанных территориях вводится особый порядок местного самоуправления, а большинство боевиков, не замеченных в совершении особо тяжких преступлений, подпадают под амнистию. А также гарантируются повсеместное использование и поддержка русского языка, особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов, создание народной милиции, восстановление разрушенной инфраструктуры за счет бюджета Украины и проведение внеочередных местных выборов 9 ноября этого года.
Действующие лидеры боевиков это предложение уже отвергли. Но поскольку лидеры в ДНР и ЛНР меняются не только неожиданно, но и достаточно часто, не исключено, что возможные преемники отнесутся к мирным инициативам Киева более благосклонно.