Что происходит? Несколько слов о будущих конституции и правительстве

В возникшей паузе, когда Янукович, пропетляв несколько дней, устремился к Путину – посоветоваться как верный вассал к суверену. Нам - самый момент идти советоваться к СВОИМ. К Майдану

Мои друзья, которым я пытался объяснить происходящее в безобразно тягучих парламентских и внепарламентских дебатах по урегулированию кризиса в стране - сказали мне четко:

- Забей, это невозможно внятно ни изложить, ни растолковать для широкой общественности. Чрезмерно сложно. Люди слишком возбуждены, требуют простых решений, и никто не станет углубляться в суть процедуры, за которую вы боритесь с регионалами.

И все же. В возникшей паузе, когда Янукович, пропетляв несколько дней, устремился к Путину – посоветоваться как верный вассал к суверену. Нам - самый момент идти советоваться к СВОИМ. К Майдану, к тем, кто его поддерживает. Ведь это не борьба политиков – это протест людей. И все должны понимать, что происходит.

И потому, я попробую дать свое описание и свою оценку происходящего, какой бы тяжеловесной ни казалась излагаемая конструкция.

***

На сегодня - все уперлось в Конституцию. Изменение системы власти в стране. Мы настаиваем на лишении поста президента «царских» полномочий когда он может все, что угодно в стране решать сам. Мы настаиваем на восстановлении баланса власти, переносе основных решений в парламент.

Янукович, понимая неизбежность этого процесса – соглашается, выставляя по ходу процесса целый ряд усложнений, препятствий, нюансов – пытаясь изменить суть реформ, оттянуть решение – извратить суть задуманного.

Одновременно, перед нами задача – как сделать все настолько ЛЕГИТИМНО и ЧЕТКО, что бы ни один диктатор в будущем не мог больше присвоить себе таких имперских полномочий, как есть сейчас.

***

Итак, мы берем проект изменений в Конституцию, например за базу взяв проект № 4180 , прошедший экспертизу Венецианской комиссии. Корректируем его с точки зрения этих замечаний – убираем то, на что указала Венецианская комиссия - общий надзор прокуратуры, императивный мандат депутатов, ряд других положений. Вносим еще ряд, очевидных уточнений, актуализированных временем с момента подачи проекта 4180, и получаем НОВЫЙ ПРОЕКТ конституционных изменений.

Для того, что б его принять в парламенте необходимо:

1. Проголосовать его за основу 226 голосами и направить для заключения в Конституционный суд.

2. Получить положительное заключение Конституционного суда.

3. Вновь проголосовать в парламенте 226 голосами, возвращённый из Конституционного суда проект и отложить его, согласно утвержденной процедуре для следующего, окончательного утверждения на следующую очередную сессию парламента.

4. На следующей за этой сессии парламента, что стартует в начале сентября 2014 года проголосовать новый проект изменений в конституцию 300 голосами и НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ!

Вот такая непростая процедура. Но, зато 100% законодательно и процедурно - безукоризненная.

В условиях полного отсутствия какого – либо доверия между оппозицией и властью. В условиях бурлящего Майдана. В условиях, когда на каждом шагу власть может совершить тысячи подлостей, что бы препятствовать конечной цели – оппозиция реально понимает, что идти в такой затянутый во времени вариант НЕЛЬЗЯ, не обеспечив соответствующий механизм гарантий.

КАКОВ ЭТОТ МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДНЫХ ГАРАНТИЙ?

Попробую его описать.

Параллельно с главным конституционным процессом, описанном выше – оппозиция настаивает на РЕШЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА, отменяющем (трансформирующем) решение 2010 года. Решении, возвращающем действие парламентско-президентской конституции 2004 года немедленно.

Для этого оппозицией подготовлен специальный закон о Конституционном суде, позволяющий провести такую процедуру.

Для того, что бы реализовать этот механизм необходимо:

1. Голосование в парламенте 226 голосами за этот закон о Конституционном суде (КС) и подпись его президентом.

2. Обращение депутатов в КС с предложением о пересмотре решения 2010 года.

3. Новое решение КС, возвращающее нас в лоно конституции 2004 года, вплоть до завершения основной конституционной процедуры в сентябре 2014 года.

***

Кроме того, учитывая высокую степень разбалансирования власти сегодня, дисбаланса прав между провластным большинством и оппозицией в парламенте – оппозиция настаивает еще на одном условии текущего конституционного процесса.

В качестве страхового механизма обеспечения прохождения изменений в Конституцию, принимая во внимание острый политический кризис в стране – ПЕРЕДАТЬ ПОД КОНТРОЛЬ ОППОЗИЦИОННЫХ СИЛ ПОСТ СПИКЕРА ВЕРХОВНОЙ РАДЫ.

И/или на период до выборов президента по новой конституции сформировать техническое переходное правительство или правительство нового большинства, если такое образуется.

***

Я постарался описать один из магистральных вариантов разрешения кризиса мирным путем. В рамках этого пути, при наличии политической воли и власти и оппозиции, возможны и ряд других юридических процедур. Как, например, предлагают Сергей Власенко или Давид Жвания.

Я бы предпочел максимально чистый путь. Такой, что б никакой диктатор, никакое в будущем очередное «запуганное большинство» ни смогли торпедировать основы парламентской республики. НО, ЕСТЬ ОГРОМНЫЕ РИСКИ, В СВЯЗИ СО СРОКОМ ПРОХОЖДЕНИЯ ТАКОЙ ПРОЦЕДУРЫ. Потому, предлагается столь сложный механизм, с такой непростой системой противовесов.

***

Отдельно несколько слов о будущем правительстве.

Может ли оппозиция принимать в нем участие? В сегодняшней ситуации мой стандартный ответ – нет.

Это станет возможно, только в случае изменения подчиненности Кабинета министров от президента к парламенту, новому большинству в парламенте.

Новому большинству, способному утвердить Программу действий правительства, включающую ЕВРОИНТЕГРАЦИЮ.

Тогда это теоретически возможно. Удастся ли собрать под эти цели большинство в 226 голосов в этом парламенте – большой вопрос.

Как и вопрос в целесообразности взятия на себя ответственности в условиях разбитой экономики, что примет новое правительство от «папередника» Азарова.

Если думать о стране – нужно немедля формировать правительство технократов, обреченное действовать точно, возможно не популярно, в интересах экономики, а не политических интересах противоборствующих сторон. Это было бы правительство политических камикадзе, но под такое правительство и ЕС и США и МВФ обещают солидную финансовую и экономическую помощь.

На что готов Янукович и поплывшая в своем единстве, держащаяся из последних сил Партия регионов – увидим в ближайшие дни.

***

Вот такая диспозиция по конституционному процессу и всего, что с ним связано в системе власти.

В нашем сегодняшнем сложном и динамичном мире – важно не казаться, а быть ясным для тех, с кем ты рядом. Мы – рядом на Майдане. Поэтому, решил написать этот текст, вопреки скептическим советам. Надеюсь, сделал правильно. Остаемся оптимистами. Разом – сила!