Проблемы Крыма и рычаги украинского влияния
Мы удивляемся тому, что Ходорковский и Навальный являются патриотами России и никогда не отдадут Крым Украине!
Мы удивляемся тому, что Ходорковский и Навальный являются патриотами России и никогда не отдадут Крым Украине! Мы также обвиняем Европу в том, что санкции, которые она принимает в отношении России, не дают тех результатов, которые могли бы поставить Россию на колени, а с ней, со временем и всю Европу.
Мы порой хотим всего и не задаем себе элементарный вопрос: что в итоге для урегулирования ситуации сделали бы мы сами?
Ввели санкции против России, в том числе прекратили поставки в эту страну продукции военно-технического назначения? – Нет.
Прекратили сотрудничество в сфере банковской деятельности и контроля работы российских банков в Украине? – Нет.
Поставили под сомнение хоть раз целесообразность существования в составе Российской Федерации некоторых территорий, которые в свое время исторически принадлежали Украине? – Нет.
И таких вопросов можно задавать много. Мы можем часами петь «Ла-ла-ла и т.д.», тешить себя иллюзиями, что кто-то там есть, вбивать в свои головы не совсем адекватный месседж, что Россия сама вернет нам Крым, а самим даже пальцем не ударить для того, чтобы начать элементарные переговоры или даже шантаж России по этим вопросам, так же как она нас шантажирует газом уже много лет.
О полном провале украинской дипломатии уже говорили не один раз... К сожалению, дипломат – это не только карьера, но и умение видеть чуть дальше своего носа.
То, что нынешняя власть фактически сдала Крым России, уже ни у кого не вызывает сомнения. Сегодняшняя ситуация еще раз подтверждает, что в последние годы в Украине была фактически провалена Государственная региональная политика. То, что мы имеем в настоящее время в Крыму, кроме сепаратистских признаков, носит еще и последствия кадрового беспорядка и бессистемных действий Центра.
Мы можем как угодно называть Россию – оккупантом, агрессором и т.д.; ее президента – Путлером, ху...м, или еще более интересными эпитетами, но от этого ситуация не изменится. Не помогут нам и заокеанские и европейские партнеры – для них тема Крыму почти закрыта. Единственный выход – договариваться, или страшный – вести войну. Другого нет. Думаю, последний – это конец Украины как государства. Есть еще один – шантаж, но нужно помнить, что там также живут украинцы и крымские татары – большинство которых поддерживает позицию «Крым – это Украина».
Я также вижу Крым только как территорию Украины. Но реальность иная. Крым – это не Донбасс. Нужно осознать одну деталь: Россия добровольно не отдаст Украине Крым так, как это сделала Украина, отдав Крым России. Но Россия получила не просто кусок земли, – она получила стратегический плацдарм в Черном море, но также и проблемы, которые без участия Украины в ближайшие годы решить будет очень трудно.
Сейчас попробую выразить достаточно дискуссионную позицию, которая бы могла несколько сблизить стороны конфликта. Единственно возможный в настоящее время путь решения ситуации – это путь переговоров. Должна быть создана украинско-российская комиссия по проблемам Крыма на уровне вице-премьер-министров. Проблема Крыма должна быть решена в несколько этапов. Указанная позиция – общий Крым: срок – 2025. Россия и Украина соглашаются с позицией относительно совместного базирования Черноморского флота России и Украины в Севастополе.
Крым приобретает статус территории особого назначения – типа Гонконга – специального административного района избирает свой парламент, формирует правительство и органы самоуправления. На переходный период назначаются ежегодно как главы автономии, поочередно представители президентов Украины и России. На этот период обязательными для принятия являются денежные единицы Украины и России.
Создается также Высший совет Крыма (ВРК) – по 3 представителя России, 3 – Украины, председатель парламента и правительства Крыма. Главой ВРК является действующий в соответствующее время представитель президента Украины или России.
Крым является демилитаризованной территорией (кроме базы нахождения Черноморского флота).
Кроме того, с целью ускорения социально-экономического развития и автономности на период 50 лет на территории Крыма вводится режим оффшорной территории с особыми условиями финансово-хозяйственной деятельности, безвизовым режимом и т. Д. (Пример Гонконга или Кипра). Крым должен стать привлекательным для инвесторов и бизнесменов, местом отдыха, а не политической ареной борьбы.
Крым имеет четко почувствовать позицию Украины по обеспечению абсолютной автономии. В ведении Крымской власти могут быть все вопросы, кроме обороны и внешней политики.
На сегодняшний день между Украиной и Россией не осуществлена делимитация морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе. Аннексия Крыма фактически закрывает проход украинского флота в Азовское море. Единственный выход – строительство шлюзованного канала на севере Крыма. Сегодня геостратегическая обстановка в Черноморско-Средиземноморском регионе изменится кардинально.
-- Зависимость Крыма от поставок электричества и газа с материковой части Украины
Украина может в переговорах с Россией исходить из того, что Крымский полуостров абсолютно зависим от поставок газа и электричества с материковой части Украины. Установленная мощность собственных источников на Крымском полуострове, производящих электрическую энергию из углеводородов (в нашем случае природный газ), равен 143 мегаватта, что составляет лишь 11% от максимальной нагрузки региона по данным 2013 года. Все источники добычи электроэнергии в Крыму, учитывая солнечные и ветроэлектростанции, за 2013 год произвели 16% от объема потребленной на Крымском полуострове электрической энергии. Электрических сетей, соединяющих Крымский полуостров с Россией через Керченский пролив, не существует.
По газу: 7 морских и 3 расположенных на суше месторождений газа обеспечили добычу 1636 миллионов кубических метров природного газа в 2013 году. Потребление за 2013 год составило 1654 миллиона кубических метров, то есть на 20 миллионов кубических метров превышает объем добычи.
Но существенное значение имеет зона колебаний потребления газа. При среднесуточной добыче газа 5,7 миллионов куб. метров среднесуточное потребление газа зимой составляет 9–12 млн куб. метров, то есть превышает объем добытого газа вдвое.
Даже при использовании подземного хранилища природного газа активным объемом 1 млрд куб. метров есть потребность в поставках природного газа с материковой части Украины, в том числе и для поддержания необходимого давления в газотранспортной системе. Технических возможностей по передаче природного газа в реверсном режиме, то есть с полуострова на материк, сегодня не существует.
По Керченскому проливу нет линий электропередачи, подводных газопроводов, нет также и морских терминалов для приема, разгрузки природного газа в сжиженном виде. Более того: источники производства тепловой и электрической энергии не имеют резервуаров для приема и сжигания топочного мазута. Крым потребляет электрическую энергию на 4 млрд гривен в год. Газа не хватает даже в нынешних условиях, то есть в случае намерения производить балансовый недостаток электроэнергии, дополнительная потребность в природном газе составит 1,7 млрд куб. метров, что превышает достигнутый объем добычи.
Второй вариант – строительство высоковольтных линий электропередачи с Таманского полуострова через Керченский пролив суммарной пропускной способностью не менее 1800 мегаватт, то есть это потребность в строительстве тех же четырех линий, которые есть на сегодня с материковой части Украины. Район Северного Кавказа в Российской Федерации является электродефицитным. Переток электроэнергии из энергосистемы Украины в энергосистему Российской Федерации по границе Донецкой и Луганской областей в сторону Российской Федерации составляет не менее 500 мегаватт. То есть для построения альтернативных линий электропередачи нужны годы.
Создание соответствующих генерирующих мощностей на полуострове составит соответственно не менее 4 миллиардов долларов США, и это без учета строительства инфраструктуры (газопроводы, воздушные линии электропередачи и т.п.), а вместе стоимость превышает 5 миллиардов долларов, а еще – это годы работы.
Варианты для переговоров есть. Но также дефицит кадров и желание видеть реальные результаты.