Украине нужен технологический Майдан
Кремниевая долина «поднялась» в свое время на военных заказах правительства. В Украине тоже идет война и нам нужны свои оборонные заказы
Кремниевая долина «поднялась» в свое время на военных заказах правительства. В Украине тоже идет война и нам нужны свои оборонные заказы
В своей предыдущей колонке я написал о том, как организовать инфраструктуру по финансированию реформ, в том числе и с привлечением денежных средств украинцев. Сегодня хочу высказать мысли о том, как организовать инновационный технологический процесс, без которого невозможно развитие украинской экономики в XXI веке.
Если для организации финансовой венчурной инфраструктуры украинскому технологическому сообществу необходима помощь правительства (которая будет заключаться в принятии соответствующего корпуса профильных законов), то для начала технологических реформ нужна только воля украинских предпринимателей и хорошая идея.
В своих колонках об организации инновационного процесса в США я писал и о том, что инновации начинаются, как правило, в технологических кластерах, созданных вокруг местных университетов, опираются на разработки ученых этих университетов и специализированных консалтинговых компаний, а также на практику технологических компаний, сосредоточенных в этих кластерах.
Именно туда приходят деньги и венчурных капиталистов, и правительства, которое заказывает продукцию у них (в том числе и новейшие технологические образцы военной техники - Кремниевая долина «поднялась» именно на военных заказах правительства, а у нас тоже идет война, и нам нужны свои оборонные заказы). Но перед получением инвестиций сначала там организовывают инновационный технологический процесс. Как нам сдвинуть с мертвой точки начало организации этого столь необходимого для успеха реформ процесса?
Думаю, что для любых радикальных изменений необходим некий идеализм участников процесса. В начале реформ не нужно думать о деньгах: сперва необходимо создать структуру, прототип будущего технологического кластера, в котором деньги будут заработаны в будущем. Точно так же делают при создании стартапов, ведь любая развитая технология требует времени для воплощения.
Поэтому, я предлагаю вначале создать протоорганизацию будущего украинского технологического кластера всеми специализированными вузами страны при участии национальных компаний. Из нее и сформируется потом украинский технологический кластер.
За основу этой структуры предлагаю взять принцип организации всем известного международного финансового объединения VISA. Это холдинг наоборот, перевернутая пирамида. В 1970 году банки объединились и создали над собой управленческую надстройку. Идея пришла в голову малоизвестному тогда американскому финансисту Ди Хоку, который предложил VISA применить для организации будущего бизнеса принцип работы сложных биологических систем (Ди Хок назвал их хаордическими). Как он писал позже, это было единственно возможным способом запустить совместную работу тысяч банковских учреждений. Догадка оказалась верной, и сейчас VISA - крупнейшая финансовая организация мира.
Уверен, что внедрение аналогичного подхода в Украине сможет приблизить начало наших технологических реформ:
1. Мы вовлечем значительное количество представителей национального научного и технологичного мира в одну организацию, инновации в которой будут носить преимущественно открытый характер.
2. Это позволит нам создать большое количество перекрестных инноваций, которых в противном случае не появилось бы в связи с замкнутостью научного и технологического процесса в различных структурах.
3. Объединение украинских научных и образовательных центров и технологических компаний послужит более эффективному трансферту инноваций в нетехнологические компании реального сектора украинской экономики, чем поможет им значительно улучшить показатели производительности труда.
4. Только встав на путь открытых технологических инноваций, мы можем интегрироваться в мировое технологическое сообщество.
Трудно сказать сейчас, во что разовьется данная структура. Хотелось бы, конечно, чтобы она стала основой украинской Кремниевой долины. Но главное в том, что мы положим начало запуску важнейшего с точки зрения успеха экономических реформ технологического процесса в Украине. Сейчас общество должно взять начало технологических реформ в свои руки: нельзя все время смотреть наверх и ждать от правительства манны небесной. Поэтому предлагаю создать инициативную группу из ректоров главных технологических вузов страны, руководителей украинских технологических компаний, венчурных капиталистов, видных экспертов технологического сектора.
Только после выполнения необходимых организационных мероприятий, регистрации устава, написания плана развития организации, следует обратиться к правительственным структурам, чтобы вместе с ними определить необходимые действия.
Поддержка правительством этого процесса позволит повысить легитимность украинского технологического сообщества в глазах международного венчурного капитала и поможет привлечь в этот сектор «умные» деньги с Запада, за которыми, как правило, приходят и технологические консультации от лучших мировых специалистов. Такое сообщество сможет резко ускорить создание правовой основы национальной венчурной системы.
Дорогу осилит идущий. Сейчас нашей главной задачей должен стать поиск любых мер, способных переломить сложную ситуацию, в которой оказалось украинское общество и экономика. Но из мировой экономической истории мы знаем, что часто технологические рывки совершают не экономически благополучные страны, а именно находящиеся в отчаянном положении. Недавно два видных западных социолога, Маттиас Допке и Фабрицио Зилиботти, завершили исследование, в котором заключили, что успеха добиваются те общества, которые умеют не только терпеть, дожидаясь позитивных экономических результатов, но и рисковать. Будем надеяться, что Украина принадлежит к числу таких стран.
Сейчас настало именно то время, о котором говорил американский президент Джон Кеннеди - когда нужно спрашивать не о том, что страна сделала для тебя, а о том, что ты сделал для страны. Украинские экономические реформы состоятся только в том случае, если найдется достаточно волевых идеалистов, которые не захотят смириться с тем, что мы медленно и неотвратимо превращаемся в технологические задворки мира.