Новый президент США. Чего ожидать Украине
США не будут «водить за руку» государство, которое само категорически не хочет взрослеть
В ноябре 2016 года в США состоятся выборы 45-го президента. Смена американского президентского кабинета традиционно является важнейшим событием, от которого, как принято считать, зависит решение многих наболевших мировых проблем, и война России против Украины в их числе.
Со времени обретения независимости в 1776-ом году США постепенно набирали силу и влияние в мировой международной политике. Произошло это потому, что отцы-основатели США создали одно из самых эффективных государств в мировой истории, заложив правильные основы для существования этого государства, построенного на принципах меритократии. Эти принципы позволили США привлекать к управлению государством лучших представителей нации, сформированной из первой волны эмигрантов. После двух мировых войн, которые Европа устроила у себя в XX веке, эти волны становились все более многочисленней и многочисленней. В результате правильного проведения в последние 200 лет международной и внутренней политики США в начале XXI века представляют собой самое экономически мощное государство мира с огромным потенциалом развития.
А ведь все могло пойти и не столь успешно. Скорее, должны были победить в конкуренции Центральная и Южная Америки - более богатые в ресурсном отношении в XVI-XVIII веках, чем США. Однако те не воспользовались предоставленным ими уникальными историческими шансами для развития. США же, наоборот, воспользовались ими на 100%. Главной причиной этого стала правильная организация устройства американского общества и государства, приведшая к бурному развитию производительных сил в стране.
По мере укрепления и развития экономики США в XIX веке их международная политика становилась все более амбициозной и активной. Идеология американских элит прошла эволюцию от доктрины президента Монро («Америка для американцев») до мировой геополитической доктрины. Апофеоза своего развития эта международная политика достигла при президентах Бушах (старшем и младшем) в двух войнах США в Ираке 1991 и 2003 годах.
Однако после мощного экономического кризиса 2008 года и прихода к власти представителя демократической партии Барака Обамы мы наблюдаем разворот в сторону превалирования внутриполитических и экономических проблем США. Что с немалым успехом демонстрирует администрация президента Обамы.
Продолжится ли этот вектор развития внешней политики США в 2016-ом году? Мое мнение - продолжится. Объясню, почему. Международная политика всегда является отражением сильных и слабых сторон внутренней политики государства. Наличие огромного количества войн в доиндустриальный период развития человечества говорит о том, что завоевания были тогда главным способом поправить свои экономические дела. Агрессор всегда устанавливал кабальные условия для проигравшей стороны, которая должна была платить ему дань как материальными, так и людскими ресурсами.
В ранний индустриальный период мирового экономического развития в XIX веке войны также приносили выгоду. Империалистические хищники, имея технологическое превосходство над своими колониями и подмандатными территориями, выкачивали из них ресурсы на благо своих метрополий. Однако уже в середине XX века это стало невыгодным: издержки по удержанию колоний стали выше, чем доходы от них. Кроме того, общественные настроения на Западе, под воздействие гуманистов, привели к тому, что на правительства западных стран начало осуществляться давление с целью отказа от колоний.
После Второй мировой войны начался постепенный распад западных колониальных империй. Вмешательство США в международные дела, с целью недопущения распространения коммунизма в мире после 1991 года, года распада СССР, уже сошло на нет. Нынешняя экономическая и технологическая парадигма больше не видит смысла в осуществлении контроля над чужими территориями с целью извлечения повышенной выгоды. Физический контроль над территориями в экономическом смысле окончательно превратился в обузу.
Современное технологическое развитие все больше и больше поворачивается в сторону повышения эффективности промышленного производства, торговли и услуг за счет снижения энергопотребления, внедрения современных методологий «бережливого производства», внедрения технологий сверхсовременного аддитивного производства (3-D печать), роботизации и датификации. Это в перспективе приведет к тому, что большее количество продуктов будет делаться меньшими затратами и усилиями. И меньшим количеством рабочей силы.
То, что эти современные технологические инновации будут по-прежнему сосредоточены в основном в США, как раз и будет главной причиной того, что США в наибольшей степени будут извлекать основные преференции из этого. Такое технологическое превосходство создаст необходимый оборонный щит, который защитит от возможного агрессивного внешнего воздействия государств, находящихся на более низких уровнях гуманитарного и технологического развития.
Все эти факторы послужат тому, что Фрэнсис Фукуяма назвал в 1990-х годах прошлого века «концом истории». США постепенно будут терять интерес к активной международной политике и вернутся к исторически свойственному им изоляционизму.
Вероятный приход к власти в США республиканского президента может отсрочить наступление этой эры. Но тренд будут довлеть и над ним. Политическая надстройка в США не будет противостоять радикальным изменениям условий мирового хозяйствования в рамках третьей промышленной революции. Тем более, что эти изменения несут в первую очередь выгоды именно для США.
США в дальнейшем будут добиваться своих целей в мире в рамках доктрины «мягкой силы» - гуманитарное воздействие, прежде всего, посредством продукции, которую создает Голливуд, и за счет своего контроля над мировой технологической и торговой политикой.
Донорские программы США для других стран будут сворачиваться, государства, которые не захотят идти в фарватере доминирующего мирового технологического тренда, и не будут прилагать к этому соответствующих усилий, будет маргинализироваться. Мир разделится на экономически успешные страны, актуализовавшие мировые технологические вызовы, и на страны, которые отстанут в технологической гонке со всеми ужасающими для них экономическими и гуманитарными последствиями, которые приведут, например, в Украине, к резкому снижению стандартов существования даже в сравнении с нынешним уровнем.
Мир станет еще более прагматичным в экономической политике и поэтому более жестким, если не жестоким. Поэтому нашим нынешним элитам не стоит надеяться на «благоприятный» исход американских президентских выборов следующего года для того, чтобы решить свои экономические проблемы и проблемы, возникшие в военном конфликте с Россией. Таких возможностей у них не будет по причинам, которые я привел выше.
Только движение к самостоятельному развитию с технологической помощью США (вот тут они с радостью помогут, но при условии, что мы сами будем двигаться в нужном направлении) может развернуть ситуацию в Украине к лучшему. Никто, и США не исключение, уже не будет «водить за руку» государство, которое само категорически не хочет взрослеть, которое не совершает самостоятельно усилия модернизационного характера. Никто, в том числе и США, уже в ближайшей перспективе не будет предоставлять такому государству международные кредиты (не говоря уж о помощи на безвозмездной основе), которые исчезнут в «черной дыре» квазиреформ.
Источник: Новое время