Почему Запад откажется спасать Украину
Европа хочет продолжать развиваться, а не вешать себе на ноги гири в виде новых мигрантов из Украины
Макроэкономическое развитие страны в значительной степени зависит не только от степени ее интегрированности в международную торговлю, но и от степени развитости ее в технологическом смысле: главное в том, чтобы было чем торговать на мировых рынках. Можно утверждать, что высокие уровни технологического развития увеличивают шансы достижения страной успеха в международной торговле.
Но государства ведут себя в международной торговле достаточно эгоистичным образом. Всю историю они заботились, прежде всего, о развитии своих экономик, но никак не о развитии экономик соседских, особенно при том, что властей и жителей соседских стран развитие своих экономик не очень интересовало.
Этот фактор следует принимать во внимание украинцам, когда они выражают желание интегрироваться в Европу. Они считают (в большинстве своем), что после этого в Украине произойдет быстрый экономический рост и наступит всеобщее благоденствие. Однако, история европейского экономического развития свидетельствует, что преимущество западноевропейских государств в развитости над восточноевропейскими странами сохраняется, невзирая на то, что известное сокращение разрыва в уровнях экономического развития этих стран в последние 25 лет все же произошло.
Этот отрыв обеспечивается, в основном, более высокими показателями производительности труда в западноевропейских странах-лидерах, который и позволяют им извлекать выгоды из международной торговли. Ведь если не производишь конкурентоспособных товаров и услуг, то и не получишь никаких выгод от участия в мировой торговле.
Рассчитывая на рост внутренних инноваций, который приведет к созданию новых конкурентных производств и соответственному росту производительности труда, страна поступает гораздо мудрее, чем если бы она рассчитывала только на повышение экономических показателей существующих секторов морально устаревшего промышленного производства и низкомаржинального сельского хозяйства с низкими уровнями производительности труда в них. Да и как реализовать вторую из приведенных стратегий? Вряд ли это принесет всему обществу выгоду, кроме немногих операторов этого процесса, которые в результате коррупционных сделок получат выгоду в этом непрозрачном для общества процессе.
Но даже в этом случае выгоды от международной торговли получают те страны, которые интегрируются с наиболее развитыми регионами промышленного производства, как далеко географически они бы не находились. В послевоенное время государства Западной Европы получили наибольшие выгоды от кооперации и торговли с США. По мнению нобелевского лауреата Эдмунда Фелпса и в последние три десятилетия рост «большой четверки» континентальной Европы - Франции, Германии, Италии и Испании - подогревался в значительной степени успехами экономического развития в США. В основном это было догоняющее развитие, радикально отличающееся от того эндогенного развития, которое было характерно для континентальной Европы в 1870-1930 годах.
Европейское развитие в последние 30 лет характеризовалось распространением имитационных практик американских инновационных промышленных прорывов. В свою очередь, в США средние годовые темпы роста производительности труда, которые в 1891-1972 года. составляли 2,33%, снизились до 1,38% в 1972-1996 годах. И, несмотря на недолгий всплеск роста в 1996-2004 годов, когда они составляли 2,46%, темпы роста производительности труда в США сейчас снова опустились до 1,33% в год, самого низкого уровня за всю историю промышленного развития Штатов последних 120 лет. Но европейские темпы роста производительности труда были еще меньше.
Американский исследователь Кардуэлл сформулировал правило, которое среди историков экономики носит название «закона Кардуэлла». Оно гласит, что в большинстве обществ технологическая креативность наблюдается лишь на протяжении относительно коротких периодов времени. Технологическая креативность подобна факелу, который тяжело слишком долго удерживать из-за того, что он слишком горячий, и каждое отдельное общество несет его непродолжительное время. Так было во всю историю технологического развития в Европе, когда технологическое лидерство сначала принадлежало северной Италии и южной Германии, а в эпоху великих географических открытий ненадолго перешло к Испании и Португалии. В эпоху Реформации оно принадлежало Нидерландам. Во время Первой промышленной революции перешло к Великобритании, а в конце XIX века - к Германии и США.
Теперь многое будет зависеть от способности тех или иных государств продолжить развитие инноваций внутри своих экономик, идти и развиваться в унисон с лидерами мирового технологического процесса. Шансы попасть в число лидеров развития есть у всех стран.
Решение мировой транспортной проблемы за счет значительного удешевления и увеличения скорости морских перевозок делает ключевой в успехах в международной торговле не международно-правовую включенность страны в какой-либо развитый регион, а способность этой страны производить совершенную продукцию. Именно поэтому некоторые тайваньские и израильские фирмы абсолютно не страдают от того, что географически удалены от основных рынков сбыта своей продукции.
Поэтому украинских промышленников и политиков вопросы совершенства промышленной продукции должны волновать в первую очередь, а не быть довеском к вопросам, являемся ли мы частью какого-либо международного политического и экономического союза, например, европейского.
То, как сейчас встречают современные нам европейские общества иммигрантов, должно заставить украинцев задуматься над тем, как их будут встречать в будущем общества этих стран.
Европейцы выстроили собственный развитый технологический мир, который сейчас имеет серьезные проблемы будущего развития. И они хотят получать помощь от внешнего мира, чтобы продолжать развитие, а не вешать себе на ноги гири из вновь прибывших иммигрантов. В том числе и украинских, которые не хотят по правильным экономическим методологическим лекалам решать эти проблемы у себя дома, а стремятся незаслуженно разделить с европейцами достигнутый ими предыдущим своим развитием экономический успех.
Вот об этом мы должны задуматься в первую очередь. Вопросы правильного морального поведения и креативных технологических подходов в решении экономических вопросов не раз способствовали развитию наций. Сейчас экономический мир стал сравнительно «плоским». Создавая эндогенные технологические инновации у себя в стране, мы сможем продавать современнейшие технологические продукты по всему миру.
Источник: Новое время