Налог на заробитчан. Ситуацию доводят до абсурда
Обложение налогом денежных переводов из-за границы на практике фактически станет проявлением двойного налогообложения.
Обложение налогом денежных переводов из-за границы на практике фактически станет проявлением двойного налогообложения.
Денежные переводы из-за рубежа представляют в основном средства, которые переводят граждане Украины, находящиеся на заработках за рубежом, членам своих семей. Эти средства являются доходами граждан в результате их экономической деятельности, то есть полученными за оказанные работы и услуги. В большей части случаев, особенно в юрисдикции европейских стран эти доходы уже были обложены налогом. Если отталкиваться от налогового законодательства Украины граждане, получившие доход за рубежом, попадают под действие Налогового кодекса. Но в таком случае имеется коллизия, поскольку налицо двойное налогообложение, что противоречит большинству двухсторонних договоров Украины, заключенных со странами с наибольшей концентрации трудовых мигрантов из нашей страны.
С другой стороны, поскольку финансовые средства направляются членам их семей, родственникам и т.д. (90% случаев), то для конечного получателя этих средств, финансовые ресурсы не являются доходом. Точно так же, как не является доходом деньги, переданные одним супругом другому супругу. Согласно позиции Миндохсборов, супруги являются разными субъектами налогообложения. Но согласно ст. 174.2.1 освобождаются от налогообложения в Украине суммы, полученные гражданами Украины от членов семьи, которые относятся к первой ступени родства (родители, жена или муж, дети), а также, иностранные доходы, полученные инвалидами 1-й группы, сиротами, детьми, которые лишены родительской заботы. Согласно ст.174.2.3, налогообложению в общем порядке подлежат все доходы, которые получаются как подарок от дарителя-нерезидента. И в данном случае вопрос в определении резидентности отправителя денежного перевода.
Полагаю, что это серьезное упущение в налоговом законодательстве, способное довести ситуацию до абсурда и ухудшить социально-экономическую ситуацию в Украине. Таким образом, с обеих точек зрения налогообложение этих денежных переводов является не логичным, социально несправедливым, а значит неправильным.
Кроме того, следует отметить, что нахождение на заработках за рубежом члена (-ов) семьи снижает защищенность такой семьи на территории Украины. В большинстве случаев на заработках за границей задействованы наиболее трудоспособные члены семьи. При этом мотивами решения о выезде на заработки во многих случаях является отсутствие рабочих мест или низкий уровень зарплаты на территории Украины. Таким образом, налогообложение денежных переводов приведет к ухудшению материального положения семей «заробитчан» на территории Украины и уходу «в тень» таких переводов.
Наконец, относительно финансовой целесообразности. По итогам 2012 года сумма денежных переводов, поступивших в Украину от трудовых мигрантов и национальных диаспор, составила $7,5 млрд. По итогам первого квартала 2013 года эта сумма составила $1 млрд. Принимая во внимание кризисные явления в экономике ЕС, мы полагаем, что суммы таких переводов в 2013 году могут оказаться ниже прошлогодних показателей. Принимая во внимание планы обложения налогом этих переводов по ставке в 15-17%, экономический эффект от данной инициативы составит $1,125-$1,275 млрд. Принимая во внимание, что средства, поступающие из-за рубежа, в основном предназначены на нужды домохозяйств, и крайне редко используются в качестве сбережений, в Украине они обмениваются на национальную валюту. Таким образом, данные средства являются существенным инструментом поддержки ЗВР Украины и наполнения валютного рынка Украины. Законодательство Украины не может без ущерба для экономики изолировать данные денежные переводы от схем по уклонению от налогообложения. В итоге уход в тень согласно существующим схемам приведет к недополучению украинскими домохозяйствами, члены которых задействованы на заработках за рубежом суммы в размере от $75 млн. до $225 млн., что в 5-15 раз меньше, чем в случае официального налогообложения. Это является весомым аргументом для прогнозирования тотальной тенизации переводов. Кроме того, государство потеряет возможность оценки объемов денежных переводов и, как результат, сделает валютный рынок более волатильным в условиях непредсказуемости поступления в страну около $3 млрд/квартал.