Як Росія вчергове «вмила» США
Що ж там відбувається під Алеппо і чому Росія вирішила наростити інтенсивність ударів в Сирії?
Мовою оригіналу
Помнится мне из моей воинской жизни такой случай. Проводили в свое время в СССР учения ПРО и ПВО. То есть ракетчики запускали ракету, а войска ПВО и системы ПРО должны были эту ракету обнаружить, сопровождать и не дать ей шансов уйти безнаказанной. Ну вот. Запустили ракету с полигона Сары-Шаган в Казахстане, на север. А она возьми да и «уйди за бугор». На языке ракетчиков это означает, что ракета просто упала. Все в воинских частях, кому следовало, знали и о времени старта, и о направлении пуска, и районе прицеливания. Ракета через десяток секунд грохнулась на землю, а войска ПВО и ПРО бодро докладывают: «Цель наблюдаем!! Параметры траектории – такие-то!!» И так – все РЛС по трассе предполагаемого полета ракеты, через половину территории СССР... Еще бы – никто не рискнул бы доложить, что ракеты не видят – по башке получишь!! Скандал был нешуточный....
Прочитал на днях очередную, в тренде российской жизни, реляцию о наших военно-технических успехах. РЛС типа «Воронеж», развернутая под Красноярском, «...обнаружила баллистическую цель, выпущенную с территории США». Попробовала бы она не обнаружить – по аналогии с выше приведенным примером... Баллистическая цель – это нечто, движущееся по законам баллистики: брошенный ли камень, снаряд ли, ракета или метеорит. Но не самолет и не крылатая ракета. Места размещения пусковых установок – как американских, так и российских, – известны, зафиксированы и не могут быть изменены. В этом смысле выделяются только мобильные комплексы, которых нет у американцев, и ракеты на подводных лодках.
Более того, в целях избежания опасных непредсказуемых и внезапных действий США и Россия обо всех учебных и испытательных пусках стратегических ракет заблаговременно извещают друг друга. И мировую общественность, если пуски проводятся в нейтральных водах или если головная часть ракеты падает в нейтральные воды. Чтобы там случайно не оказался круизный лайнер с обалдевшими туристами. А на том северо-восточном направлении, которое, оказывается, было все эти годы неприкрыто, нет стационарных пусковых установок США. Все их ракеты в случае войны прилетят к нам через Северный полюс...
Таким образом, увидеть что-то, в действительности запущенное в Америке, эта РЛС никак не могла. Потому что там нечего запускать в нашу сторону. А если бы и было, то Россию заблаговременно бы об этом предупредили, как и всегда. И тогда эти победные реляции – туфта из разряда «Сейчас я вот здесь найду десять рублей! Нашел!! Как я догадался, что я их здесь найду? – А я их сам сюда положил!!».
В последнее время я вообще получаю огромное удовольствие от чтения новостей из Министерства обороны Российской Федерации. Степень превосходства над никчемными вероятными противниками – в особенности над их умственным потенциалом – просто заставляет патриотов раздуваться от гордости. Скажем, на днях отмечали очередную победу над «Исламским государством». В смысле – годовщину начала российской операции в Сирии. Успехи – впечатляющи. Особенно две цифры. Первая – на обеспечение одного военнослужащего в Сирии тратится 18,5 долларов в сутки.
Есть у меня определенный опыт обеспечения пребывания взрослых мужчин на просторах Африки и Ближнего Востока – еда, вода, мыло... Если удавалось уложиться в 25 долларов в сутки – это было просто прекрасно. Как правило – не удавалось. Вторая цифра – количество уничтоженных российскими воздушно-космическими войсками в Сирии боевиков. 35000 человек. Когда я увидел эту цифру, мне стало интересно – а сколько это от общего числа боевиков «Исламского государства»? По многим оценкам, общая численность боевиков в Ираке и Сирии в 2015 году – около 100 000 человек, из них в Сирии от 20 до 70 тысяч. Эти цифры приводит директор ФСБ Александр Бортников. Ну и соответственно, получается, что только Россия уничтожила в Сирии от 150% процентов (то есть всех, и еще половину от этого числа), до 70% бойцов «Исламского государства». Без учета успехов собственно сирийской армии, американской коалиции.
Теперь я вообще ничего не понимаю – что же там происходит под Алеппо, кто там против нас воюет и почему Россия решила нарастить интенсивность ударов в Сирии? Или эти 35 тысяч уничтоженных – это не совсем, что все уж... Совсем не все они... Ну, понятно, да? Или же численность армии совсем не 100 тысяч человек. Потому что даже если все эти 100 тысяч – в Сирии, то 30% потерь делают небоеспособной абсолютно любую армию. И тогда Сирия – давно наша и навсегда.
А вот еще сообщение из Министерства обороны РФ: в Калининградскую область перебросили ракетные комплексы «Искандер». И не просто перебросили. Еще и американцев развели. Официально звучит так: «...Скажу больше – один «Искандер» был специально выставлен еще до загрузки в сухогруз «Амбал» под пролетающий американский разведывательный спутник для уточнения параметров работы этого космического аппарата», – заявил представитель министерства РФ Игорь Конашенков. Официальный представитель военного ведомства добавил, что долго ждать результатов не пришлось, отметив, что «американские партнеры в разоблачительном порыве сами всё нам и подтвердили».
На меня, во-первых, огромное впечатление произвело название корабля, на котором в заморскую территорию РФ перевезли ракетный комплекс «Искендер». «Амбал доставил Искандера в Калининград» – это, согласитесь, звучит... Я бы не удивился, если бы выяснилось, что у российских военных есть также с названиями «Бугор», «Пахан» и «Смотрящий» – чтобы произвести сильное впечатление на аналитиков из ЦРУ.
Теперь, собственно, к факту события. Вот я – офицер (в отставке) Ракетных войск, баллистик, большую часть жизни занимавшийся космическими системами и ракетами, так и не смог осознать, как Министерство обороны РФ сможет «уточнить параметры работы» американского спутника. Даже если выставит ему в полосу обзора ракетовоз. Вот летает вокруг Земли спутник. Узнать, что он американский, в общем-то, несложно. Когда его запустили и он занял свою орбиту, было видно, что пуск произошел с американской территории – с мыса Канаверал или с полигона Ванденберг. Параметры орбиты после первого витка определены, занесены в каталог, и спутнику российской Системой контроля космического пространства присвоен определенный индекс.
На практике все еще проще: американцы перед запуском спутников всегда публикуют соответствующее уведомление. И там указано – спутник связи, или космической съемки, или метеорологический. Или военный – без указания целевого назначения. А бывает, что назначение спутника не указывается. И тогда понятно, что спутник точно военный. Кроме того, по параметрам орбиты также можно определить назначение спутника. Низкая орбита – оперативная фотосъемка. Солнечно-синхронная орбита – контроль обстановки в заданном районе. Стационарная орбита – связь, предупреждение о ракетном нападении. И так далее.
В советские времена были в орбитальной группировке СССР спутники-инспекторы. Способные маневрировать в околоземном пространстве, на орбите, и даже существенно менять орбиту. Существовала даже возможность приблизиться к вражескому спутнику и чего-то там про него выяснить – сфотографировать... Померить... Сбить, в конце концов. Но сегодняшняя российская космическая группировка не имеет подобных возможностей.
Представим себе, что в Министерстве обороны РФ знают о том, что некий спутник Х – американский. Военный. Разведывательный. Знают его орбиту, соответственно, знают, когда и над какими районами спутник пролетает. Даже догадываются, какую полосу обзора имеет спутник (это условно некая полоса определенной ширины на поверхности Земли, которую может обозревать этот космический аппарат). И вот Министерство обороны знает, что порт погрузки комплекса «Искандер» (Санкт-Петербург) американцы могут спутником Х обозревать. И тогда что – Министерство обороны РФ выставляет в порту этот самый «Искандер». Хотя бы часа на три. А лучше на сутки. Потому что один виток орбиты – это 90 минут. Стоит, значит, «Искандер» в порту, и вот пролетает над ним вражеский спутник, который фотографирует санкт-петербургский порт, и это фото почти сразу попадает в американскую разведку. А там – очкарики-аналитики. Смотрят на фотку и видят – ракетный комплекс перед погрузкой. Дальше – очередной снимок, через 90 минут, потому что именно за это время спутник совершит оборот вокруг Земли, и снова окажется над Питером. Правда, за эти 90 минут Земля провернется на 22 градуса. А это, простите, на широте Питера – расстояние в 1000 километров. То есть через 90 минут американский спутник пройдет не над Питером, а в 1000 километрах западнее его... И ничего не увидит.
Все эти скучные цифры я привожу лишь для того, чтобы стало понятно: космическая разведка – не такое банальное дело, как кажется некоторым любителям-фотографам. Чтобы снова увидеть «Искандер» в питерском порту, нужно скорректировать орбиту этого спутника. Или использовать другой. Но даже если все это американцы сделали, никакие параметры работы конкретного спутника хозяева «Амбала» и «Искандера» определить и узнать, они, увы, не смогут. Не смогут уточнить, какие фотокамеры там стоят, какие у них характеристики – для этого нужно залезть в сам спутник. Не смогут выяснить, с какой оперативностью информация, полученная спутником, обрабатывается в ЦРУ, АНБ и Пентагоне – для этого нужно быть в ЦРУ, АНБ и в Пентагоне. Не могут выяснить параметры локаторов бортового обзора, если таковые установлены на спутнике, – для этого нужно постоянно «слушать» спутник с помощью РЛС, а их у России почти не имеется.
Единственное, что можно было бы выяснить, так это способности конкретного спутника Х по оперативному изменению параметров орбиты. То есть его способность через виток снова оказаться над Питером, а не в 1000 километров в стороне. Но и тут есть закавыка. Если прямо сейчас включить маневровый двигатель спутника, то изменение орбиты произойдет только через виток, таковы законы баллистики. Поскольку спутников у американцев немного больше, чем у всех остальных стран мира вместе взятых, – 460 против 150 у России, 128 у Китая и 42 у Индии (остальные страны не в счет), то следующий разведывательный спутник США пройдет над Питером, а позднее и над «Амбалом», который двинулся в море, как раз минут через 60-90. Так построена орбитальная группировка. И никому этот самый конкретный спутник Х со своими «параметрами работы», честно говоря, не нужен. Ничего про него узнать невозможно.
Зато народу нравится – опять умыли «америкосов»!!