Обращение к гражданам России, сохранившим способность мыслить
«Я отлично понимаю, как малы шансы...»
Написать это обращение меня побудили ужасные события прошедшего года и убийство Бориса Немцова в году текущем. События – это и захват Крыма, и прорыв российских войск в восточные области Украины и достигшая рекордных высот злобная Ложь Государства Российского.
В результате этих событий Россия попала в число государств изгоев, заработала тяжелейшие санкции и усилила процессы, ведущие ее к обрыву в бездну.
Поводом для обращения послужила и атмосфера неуверенности в нерушимости власти в Кремле.
-- Что говорит о приближении страны к "обрыву"?
Прежде всего, это усиление в обществе злобности, тупости, лживости. Это переход, точнее возвращение к захватническим войнам, ставящим Россию в положение изгоя и врага всех демократических и цивилизованных стран. Это, наконец, погружение в тяжелейший экономический кризис.
И параллельно со всем этим идет, набирая скорость, процесс разрушения здоровья людей, разгул алкоголизма, наркомании (первые места в мире!), и как интегральный результат – прогрессирующее вымирание населения. Напомню цифры, характеризующие это вымирание.
По данным профессора Анатолия Антонова, заведующего кафедрой демографии в МГУ, с 1991 года, т.е. с начала восстановления капитализма в России, и по 2008 год население страны уменьшилось на 28 миллионов, (со 148 млн. до 120). В среднем население уменьшалось на 1млн. 250 тысяч в год. (РИА "Новости" 11.7.2008). По данным доклада экспертов ООН "Россия перед лицом демографических вызовов"(апрель 2009 г.), среднегодовая убыль населения России составляет 1 млн. 650 тысяч человек, и при сохранении этой скорости к 2025 году численность населения сократится еще на 26 млн., т.е. примерно до 94 млн. Для страны с гигантской территорией – это уже "несовместимо с жизнью".
После 2008 года, когда Кремль начал пытаться остановить вымирание населения, данные об этом явлении перестали публиковаться. Однако сравнительно недавно они вновь прорвались на свет – "Независимая газета" опубликовала материал на эту тему (ВВС-Россия, 6.6.2014): "Несмотря на официальные рапорты о росте рождаемости, – пишется в газете, – глубокий демографический кризис в России развивается. Так, в ближайшее десятилетие вдвое сократится численность мужчин и женщин в возрасте от 20 до 30 лет, а к 2035 году вдвое сократится численность мужчин и женщин в возрасте от 20 до 40 лет… Уже сегодня число 15-летних в два раза меньше, чем 25-летних". Трагические цифры, если вдуматься!
По вымиранию населения Россия занимает одно из первых мест в мире. "Всемирная организация здравоохранения" при ООН считает, что "Россия находится в числе стран, которым надо тратить более половины своих доходов на восстановление среды обитания и здоровья населения, чтобы избежать физического вырождения и вымирания".
Но, как мы видим, власти России не хотят или не могут действовать таким образом. В начале 90-х годов чиновники, приватизируя предприятия, не могли настроить их на прибыльную работу в рыночных условиях. В результате обрабатывающая индустрия стремительно банкротилась, и чиновники кинулись на приватизацию объектов добывающей промышленности, добывающей прежде всего нефть и газ, которыми страна была и остается очень богата.
Но добывающая промышленность имеет относительно мало рабочих мест, и значительная часть населения – более 60%! — оказалась без работы по специальности или вообще без работы и начала вымирать. По данным академика Татьяны Заславской, основателя российской социологии, за первые три года перехода на рельсы капитализма "только мужчин умерло 12 миллионов". ("Новая газета", 28.03.2005)
Так вот пора, давно пора понять, что в обличии капитализма России не удастся выжить, как не удастся создать и настоящий капитализм. Он создавался в мире постепенно, в один – два века. Небольшие капиталистические предприятия зарождались, крепли и размножались во чреве феодального мира. В какой-то революционный момент они разрушали это чрево и создавали пространство для установления полноценного капиталистического строя.
В России мешает развитию капитализма и отсутствие демократии. Она начала было развиваться в "перестройку", но не имея корней в обществе, не выдержала натиска бюрократической традиции, к которой присоединилась коррупционно-криминальная составляющая, достигшая критических размеров. Демократию заменил авторитаризм. Его усилению способствовала агрессивная внешняя политика власти: порабощение Чеченской республики, захват Южной Осетии, Абхазии и попытка завоевания Грузии, оккупация Крыма и значительных регионов юго-восточной Украины, что привело к острому затяжному конфликту с ЕС и США.
-- Суть обращения.
Как это ни покажется парадоксально, выжить Россия, на мой взгляд, имеет шансы лишь при переходе к новому историческому укладу, идущему на смену капитализму и представляющему собой синтез капитализма и социализма, иначе сказать – к кооперативному строю. Я не буду сейчас подробно рассказывать об этом строе – я это уже много раз делал в статьях и в ряде книг*.
Надо только учитывать, что синтез это не механическая смесь, это рождение нового качества. В данном случае – нового образа жизни с полной ликвидацией рабства. Или иначе, создание общества кооперативных предприятий, в которых каждый работник имеет голос в их управлении и право собственности на выработанный им продукт, одновременно имея голос и в установлении законов всего государства и право избираться в его управляющие инстанции. Подобное общество можно назвать и обществом трудовогосамоуправления.
И такое общество уже складывается в цивилизованных странах. Напомню, как определяет его суть горячий сторонник этого общества Папа Римский Иоанн Павел Второй: "Человек труда – это не просто орудие производства, но и личность, имеющая в ходе всего производственного процесса приоритет перед вложенным в дело капиталом. Самим актом своего труда человек становится господином на своем рабочем месте, хозяином трудового процесса, хозяином продуктов своего труда и их распределения". (Энциклика "Занимаясь трудом",1982 г.)
Позже, в 1988 г., Иоанн Павел Второй призывал: "Капитализм не должен служить образцом для стран Восточной Европы после падения там коммунистических режимов".
Напомню, что Павел Второй (он же – Карел Войтыла) первую половину своей жизни был простым рабочим.
Решительным сторонником общества самоуправления был и академик Андрей Дмитриевич Сахаров. Лаконично и емко он определил: "Конвергенция социализма и капитализма в конечном итоге единственная альтернатива гибели человечества".
И "конвергенция, – подчеркивал Сахаров, – подразумевает отказ от догматизма капиталистической идеологии ради спасения человечества… Конвергенция является необходимым условием решения глобальных проблем мира, экологии, социальной и геополитической справедливости". ("50 на 50, опыт политического словаря".Москва,1989г. – последний год жизни Сахарова.)
Я пришел к такому же пониманию "единственной альтернативы" в 60-х годах прошлого века, живя в России и ничего не зная о том, что думают или делают по этому поводу на Западе. Этим раздумьям я посвятил рукопись книги "О самом главном", созданную в конце 60-х. Когда Сахаров прочел этот текст, он сообщил мне свое положительное мнение о изложенных мною взглядах, заключив оценку емкой фразой: "Это некий конкретный аспект здоровой конвергенции". Сам Сахаров таким аспектом не занимался: не было видимо времени.
Второстепенное расхождение проявилось у нас лишь по термину — "конвергенция". На мой взгляд, это слишком широкое определение, охватывающее и механические смеси, и синтез, приводящий к созданию нового качества, в том числе и нового строя жизни. Поэтому я всегда использую понятие "синтез".
В эмиграции, в 1974 году, войдя в интернациональное движение "Третий путь", я узнал о существовании на Западе многочисленных предприятий и институтов, принадлежащих их трудовым коллективам. В том числе познакомился с представителями "Корпорации кооперативных предприятий "Мондрагон", названной так по городу, в котором она возникла. Город расположен в испанской провинции Басков. Корпорация эта представляет собой, на мой взгляд, мини-государство будущего. Создана она была в начале 50-х годов и все время расширялась и совершенствовалась, проходя без существенных потерь через все экономические кризисы, шумевшие за ее стенами в капиталистическом мире. В 2010г. в корпорации состояло около 200 фирм различного профиля и размера с общим числом работников примерно в 100 тысяч человек. Годовой торговый оборот составлял 15 млрд. евро, суммарная стоимость всех активов — 33 млрд. евро. В Испании предприятия "Мондрагон" являются лидерами в производстве бытовых электроприборов и различных станков, и стали третьими в Европе поставщиками запчастей для автомобилей. Предприятия федерации производят робототехнику, автоматические сборочные линии для автозаводов, горные экскаваторы, спутниковые антенны и многое, многое другое. Входят в "Мондрагон" и сельскохозяйственные товарищества, и сеть кооперативных супермаркетов — более 300 магазинов разбросаны по всей провинции Басков. Корпорация строит дома для своих работников и имеет большое число разнообразных технических училищ, четыре из них университетского уровня, имеет научно-прикладной центр из трех институтов, страховые и финансовые учреждения. Примерно половина продукции промышленных предприятий идет на экспорт.
Создал "Мондрагон", католический священник Хосе Мария Аризмендиарриета, который до конца своей жизни руководил его развитием.
Важно, что механизмы и структура "Мондрагона" практически полностью совпадают с разработанными мною в России (до эмиграции). Я это говорю не похвальбы ради, а для подтверждения всеобщности спроса в цивилизованном мире на создание строя трудового самоуправления. Я разрабатывал все это, чтобы понять, что надо делать, чтобы Россия могла выйти из тисков государственного феодализма, замаскированного под социализм.
Несмотря на многочисленные зигзаги, в истории развития человечества прослеживается восхождение от рабовладельческой эпохи, когда у рядовых работников прав было не больше, чем у скота, до феодального уклада, когда у "крепостных работников" появились уже какие-то права, притом, что их руки и плоды их труда принадлежали феодальным сюзеренам. Затем последовал капитализм, когда уже только плоды и орудия труда принадлежали хозяевам-капиталистам. И теперь уже во чреве капитализма возникает строй, в котором работникам, ЛЮДЯМ, могут принадлежать и орудия труда и его плоды, и права участвовать на равных в управлении всем государством. Но встает и вопрос, сможет ли победить такой строй или "в конечном итоге погибнет человечество"? Похоже, что первой должна будет ответить на этот вопрос Россия. Так уж сложилась ее история.
-- Подавление развития синтезного строя
Движение к созданию такого строя получило два смертельных удара – в Чехословакии в 1968 году и в Польше в 1981.
В Чехословакии к весне 68-го года группой ученых во главе с экономистом, академиком Ота Шиком была негласно разработана программа строя трудового самоуправления. И весной 68 года она, получив имя "Пражской весны", начала претворяться в жизнь. Однако в августе того года на территорию ЧССР вторглась с Востока огромная армада войск т.н. "Варшавского договора" в 600 тысяч солдат. Большую часть этой армады составляла, разумеется, российская армия. Чехи и словаки не могли такой силе противостоять, но и не покорились ей враз. До следующего года у власти в Праге оставалось правительство, возглавляемое Александром Дубчеком, но российские оккупанты дожали это правительство, разогнали. Более полумиллиона чехов и словаков вынуждены были эмигрировать на Запад. В эту эмиграцию входил цвет чешской и словацкой интеллигенции.
Эти эмигранты возглавили потом на Западе движение "Третий путь", о котором я уже говорил выше. Я, между прочим, агитировал российских политэмигрантов примкнуть к этому движению, но без успеха. Даже и те не примкнули, кто осенью 68 года в знак протеста против оккупации ЧССР вышли на Красную площадь. Никто из них не понимал значения этого пути для России и мира.
В 1981-82 году в Польше в ходе всеобщей забастовки возникло профобъединение "Солидарность". Возникло и победило – добилось официального признания. Однако жизнь людей не стала лучше, и "Солидарность" весной 1981 года начала борьбу за передачу предприятий в управление трудовых коллективов, фактически в их собственность. К осени того года "Солидарность" при поддержке всего общества добилась принятия в Сейме закона о передаче предприятий под управление трудовых коллективов. Закон должен был вступить в силу 1 января 1982 года. Но Российские власти стянули к польским границам очень большие военные силы и под угрозой их вторжения заставили польские власти арестовать весь актив "Солидарности", что и было сделано ими в ночь на 13 января, когда поляки готовились уже к рождеству, главному для них празднику.
Подавление борьбы за введение строя трудового самоуправления в Чехословакии и в Польше остановило ход мировой истории в этом направлении, а Россию обрекло на деградацию.
Через четыре года (в 1985 г.) в России из-за угрозы глубокого экономического кризиса началась горбачевская "перестройка". В 1990 году в стране возник "Союз Трудовых Коллективов", поставивший своей целью добиться приватизации предприятий и прикладных институтов в собственность трудовых коллективов. Организаторы Союза, ознакомившись с моей книгой "Самоуправление"(Мюнхен, 1985г.), пригласили меня быть их советником. Я в это время работал в Мюнхене на "Радио Свобода", но согласился приезжать в Москву на все собрания руководства Союза и на его съезды. Однако в 91-92 годах стало ясно, что новые власти России во главе с Борисом Ельциным будут добиваться приватизации промышленности в пользу чиновников, близких к вершинам власти. Многие члены Союза (я был на их стороне) выступили за проведение всеобщей забастовки за реализацию требования о приватизации промышленности в пользу трудовых коллективов, но не нашли поддержки большинства членов Союза, которые не решались подняться на такую борьбу.
Если бы в "Союзе Трудовых Коллективов" в качестве его советников состояла группа интеллектуалов, как то было в Чехословакии (в 68 году) или в Польше (в 80 году), или хотя бы Сахаров был жив, — он бы забастовку обязательно поддержал, — и она наверняка состоялась бы и имела большие шансы на победу. Я же один не мог поднять Союз на забастовку. И в 1993 году "Союз трудовых коллективов" перестал существовать вместе с большей частью обрабатывающей промышленности и прикладной науки.
Я призываю всех, кто прочтет мое обращение, подумать о том, что поднять широкие круги российского общества на борьбу за демократию и благополучие России можно лишь через создание (одновременно!) движения за установления строя трудового самоуправления. Пропаганда одних только "ценностей демократии" теперь уже мало кого из рядовых людей может подвигнуть на борьбу. Эти ценности еще как-то волновали людей в начале горбачевской перестройки. Но и все знают, к чему все это привело.
Я отлично понимаю, как малы шансы, что это мое обращение возымеет силу, когда большая часть обрабатывающей промышленности и прикладной науки разрушены и самые заинтересованные в новом строе люди, работники упомянутых выше отраслей, составляют меньшинство населения страны.
Но и смотреть сложа руки на то, что происходит в России мне невмоготу. Диссидентом я стал в 1952 году (год окончания МГУ) и только неожиданное "издохновение" (в марте 1953 года) "отца всех народов" спасло тогда меня от возмездия. Можно сказать, что возмездие настигло меня много позже, когда я вынужден был эмигрировать из страны. Однако отказаться от взглядов и идей, обдуманных, "выдуманных" мною в молодые годы, отказаться от их пропаганды мне теперь еще труднее. Ведь дальнейшее развитие событий в мире подтвердило и продолжает подтверждать их истинность и великое значение.