Как сдвинуть ситуацию в Донбассе с «мертвой точки»
Формат переговоров в Минске изначально был неправильным: с одной стороны - бывший президент Украины с соответствующими полномочиями, а с другой – непонятные люди из ДНР и ЛНР
Формат переговоров в Минске изначально был неправильным: с одной стороны - бывший президент Украины с соответствующими полномочиями, а с другой – непонятные люди из ДНР и ЛНР
Очевидно, ситуация на минских переговорах сложная, но не в правилах дипломатии отступать, не доведя шаг до логического завершения. Неважно, будет это в Минске или в другом городе, но диалог в нынешнем формате нужно продолжать, поскольку помимо политических дел там обсуждаются жизненно важные, пусть и более приземленные, вопросы. Технический контакт, каким бы он ни был, обрывать нельзя.
Проблема в том, что минский формат был изначально неправильным, и нынешние итоги переговоров можно было предсказать с первого дня. Не хочу слишком принижать результаты минских договоренностей, но заранее было понятно, что они будут довольно скромными. Люди, приезжающие в Минск от имени «ДНР» и «ЛНР», далеко не те игроки, с которыми стоит вести диалог. С моей точки зрения, ситуация выглядит вопиюще несоответствующей: с одной стороны - бывший президент Украины с соответствующими полномочиями и послы, а с другой – какие-то непонятные персонажи. Разумеется, я говорю не о представителе ОБСЕ Хайди Тальявини, а о сепаратистах. Одно это уже говорит о том, что выйти на реальный результат будет сложно.
Тем не менее, есть несколько вещей, которые нужно сделать, чтобы сдвинуть ситуацию в Донбассе с «мертвой точки».
Во-первых, нужно разделить политический диалог в Минске и вопросы, связанные с обменом пленными, ранеными и так далее. Это отдельное обсуждение, участие в котором следует принимать статусным людям. Сюда нужно отнести вопросы эвакуации из зоны боевых действий, создания коридоров и так далее. Потому что сейчас мы не можем обеспечить даже элементарный выход людей из опасной зоны. Эти вопросы нельзя смешивать с политическими, как сейчас происходит в Минске, где все свалили в кучу, и в итоге из-за отсутствия согласия по двух-, трех- или четырёхстороннему диалогу откладывается решение насущных и чисто технических вопросов. Это первая составляющая.
Во-вторых, армии на поле боя должны не только стрелять. Нужно наладить хотя бы минимальный диалог между украинскими военными и боевиками, чтобы вернуть боевые действия в допустимые рамки. Ведь современные международные договора и правила ограничивают использование некоторых видов оружия в границах населенных пунктов – я не говорю уже об обстрелах населенных пунктов, которые ведут боевики. Над прекращением этих обстрелов нужно работать, в том числе и дипломатическими средствами.
Кроме того, все происходящее на Донбассе должно находиться под постоянным контролем трех- или даже четырехсторонней группы. Пока – на техническом уровне – в процессе должны участвовать Украина, США, ЕС и Россия. Я подчеркиваю: речь идет именно о техническом уровне. Никаких политиков в составе групп и никаких политических решений. Первоочередная задача – наладить этот диалог. Пусть даже успехов в дипломатической сфере все еще не будет, вопросы эвакуации и обмена пленными нужно решать уже сейчас.