Чечня напомнила о себе
Уроки Донбасса усвоены. Теперь России предстоит экзамен на целостность?
Уроки Донбасса усвоены. Теперь России предстоит экзамен на целостность?
Небывалая, обескураживающая новость ворвалась в дома россиян сегодня утром: в центре Грозного идет ожесточенный бой. Въезды в город закрыты, слышно, как шарашит артиллерия.
Ладно бы это был какой-нибудь Донецк: когда там стреляют-убивают — это уже не удивляет среднего россиянина. Но мирный Грозный, уверенным шагом идущий к процветанию и всеобщему благоденствию? Как там такое возможно?!
Между тем это уже второе крупное выступление боевиков за последнее время. В начале октября в Грозном террорист-смертник взорвал себя при входе на концерт, приуроченный ко Дню города. Тогда погибли люди — пятеро полицейских, еще 12 человек пострадали. В ходе вчерашних столкновений были убиты 10 полицейских, пострадали десятки. При таком количестве жертв с трудом верится в цифру, озвученную НАКом (Национальным антитеррористическим комитетом): якобы во вчерашнем нападении на Грозный участвовали всего 10–11 человек. В Сети разошлась аудиозапись, сделанная боевиками в преддверие событий, и в этой записи они озвучивают другую цифру — 400 человек. Это, конечно, тоже блеф. Но ясно одно: в Грозном имела место тщательно спланированная и хорошо подготовленная операция.
Нынешнее нападение на Грозный посвящено, со всей очевидностью, посланию президента. У чеченского главы Кадырова в этой связи вышел очень суматошный день: тут и с бандитами разобраться надо (а победоносной операцией Кадыров руководил лично, о чем сообщил в своем блоге), и на послание поспеть.
Не посетить послание — непозволительно. Так что к полудню, к моменту начала президентского послания, бой в Грозном уже практически закончился. Что, однако, никак не повлияло на суть другого послания — того, которое террористы из «Имарата Кавказ» послали и Кадырову, и Путину, и всей стране в целом: Чечня опять напомнит о себе кровью.
Прежние методы больше не работают. Потолок эффективности Кадырова в качестве руководителя такой тяжелой республики достигнут. В тщательно заутюженной Чечне, все последние годы стоящей по стойке смирно, оказалось возможно массовое вооруженное выступление.
Даже то обстоятельство, что все боевики, атаковавшие город, были уничтожены, не отменяет другого обстоятельства — что задуманное им удалось. Они, собственно, и шли, чтобы умереть, — заявив этой своей смертью: такие выступления — возможны.